Скачать:PDFTXT
Иная сторона жизни

писаний) – это гоблины или демоны, сотворенные Брамой. В южноиндийском фольклоре – призраки, демоны, лярвы и вампиры (как правило, женские), преследующие людей. Разлагающиеся остатки людей в камалоке – оболочки и элементарии.

Доктрины святого «Лха»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 6, March 1883, p. 146; на русском языке – Блаватская Е.П. Гималайские Братья. – М., Сфера, 1998. С. 285-295. Пер. В.С.Зуевой.

Война на Олимпе

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. 1, № 2, November, 1879, p. 40–42; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. — М., Сфера, 1996. С. 361–373. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.60. Хэр Роберт (1781 – 1858) – выдающийся американский ученый естествоиспытатель; изобрел кислородно-водородную горелку (наиболее эффективный источник тепла в то время, что привело к созданию платиновой промышленности), калориметр, электровспышку, ему мы обязаны использованием ртутного катода в электролизе и новыми методами анализа и синтеза газов. Кроме различных научных работ и брошюр опубликовал роман «Standish the Puritan» под псевдонимом Эльфред Грейсон. Хэр был одним из первых именитых ученых, которые, поначалу намереваясь изобличить обман спиритуализма, вместо этого твердо уверовали в его реальность. Будучи большим скептиком, Хэр сам проводил опыты и, подобно Уильяму Круксу позднее, изобретал приборы для работы с медиумами. Результаты его исследований вошли в «Experimental Investigation of the Spirit Manifestations» (New York: Partridge & Brittan, 1855, 460 p.). Этот доклад послужил причиной позорного преследования человека, который был одним из самых известных ученых Америки. Профессора Гарвардского университета приняли резолюцию, осуждающую Хэра и его «безумную привязанность к грандиозному надувательству». Американская ассоциация прогресса науки также обрушилась на него с заявлением, где говорилось, что предмет исследований Хэра недостоин внимания.

Стр.60. Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886) – великий русский химик, основатель органической химии; с 1854 г. профессор Московского университета; выдающийся исследователь спиритуализма и парапсихологии в целом с естественнонаучной точки зрения. По его инициативе в 1871 г. в Санкт-Петербурге был образован первый научный комитет по исследованию медиумических феноменов, в который входили профессора Овсянников и Чебышев. По предложению Менделеева принял самое деятельное участие в образовании другого комитета с теми же целями, состоящего из членов Физического общества Санкт-Петербургского университета. Постоянный сотрудник популярного спиритического журнала «Ребус», в котором часто публиковалась и Е.П.Блаватская.

Стр.60. Слейд Генри (?–1905) – американский медиум, в основном известный в связи со slate-writing (особый вид медиумистического письма с помощью грифельной доски). Однако широкую известность он впервые приобрел после того, как комитет в составе Е.П.Блаватской и Г.С.Олькотта остановил на нем свой выбор. Подозрения в обмане, высказываемые некоторыми из наблюдателей сеансов Слейда, никогда не были обоснованы. Напротив, существует серьезное свидетельство в пользу подлинности его медиумических феноменов. Среди тех, кто признал реальность феноменов, демонстрировавшихся Слейдом, были д-р Альфред Рассел Уоллес, сержант Эдвард У.Кокс, Картер Блейк, д-р Джордж Уайлд, мисс Кингсбери (в 1876 г. секретарь Британской национальной ассоциации спиритуалистов), проф. Цёльнер и его коллеги Фехнер, Вебер и Шейбнер. В России великий князь Константин, проф. Бутлеров и А.Н.Аксаков также убедились в реальности опытов Слейда.

Стр.61. Буренин Виктор Петрович (1841–?) – поэт и журналист, приобрел широкую известность своими романами, статьями и литературными обозрениями.

Стр.61. Аксаков Александр Николаевич (1832–1903) – русский писатель, философ и выдающийся исследователь проблем спиритуализма.

Находясь на службе в министерстве внутренних дел, Аксаков был назначен в состав статистической экспедиции и некоторое время путешествовал по губерниям, исследуя феномен религиозного сектантства. В 1855–1856 гг. был слушателем курсов медицинского факультета Московского университета.

С ранних лет интересовался проблемами теологии и философии и еще в лицее познакомился с трудами Сведенборга, которые и легли в основу его философского мировоззрения, с помощью которого он попытался создать эмпирическую базу для своей веры в духовную природу человечества. Со второй половины шестидесятых годов основной сферой его интересов стал спиритуализм. В трудах Э.Д.Дэвиса он нашел четкое выражение своей позиции и опубликовал в Германии серию переводов на немецкий его работ. Особенно его интересовало изучение психических феноменов, которые могли представить доказательства существования духовного принципа в человеке. Пытаясь найти такие доказательства, он встретил самый живой интерес к подобным феноменам со стороны профессора Бутлерова, выдающегося русского химика, публично заявившего о своей вере в реальность медиумических феноменов. В течение этого периода жизни Аксаков перевел на русский большое количество работ в области исследований медиумизма. Аксаков был также автором нескольких монографий о Гелленбахе, Дасье и их работах. Насколько известно, он сам оплачивал издержки, связанные с огромной издательской работой.

В 1874 г. Аксаков основал в Лейпциге ежемесячный журнал «Psychische Studien», посвященный исследованиям малоизвестных психических феноменов. Журнал издавался вплоть до 1934 г.; с 1925 г. название было изменено на «Журнал парапсихологии».

Позиция Аксакова в отношении спиритуализма четко изложена в предисловии к его первому изданию «Спиритуализм и наука» (С.-Петербург, 1872), откуда явствует, что он проводил четкую грань между наблюдаемыми фактами и теориями того времени, которые претендовали на их объяснение.

Наблюдение и регистрация феноменов медиумизма лежали в основе и были главной целью его литературной деятельности, и факты эти излагались им вне толкований с позиций какой-либо теории или любой другой предвзятости. Он соглашался с тем, что для научного подхода к этому предмету потребуется целый ряд научно доказанных фактов и что настанет время, когда наконец появится одна или несколько теорий, объясняющих эти факты на разумной основе. Совершенно очевидно, что его взгляды в данной области были весьма близки к позиции Е.П.Блаватской.

Большую часть своей работы А.Н.Аксаков (как и Е.П.Блаватская) был вынужден осуществить за границей (главным образом, в Германии) вследствие полной невозможности проведения подобной деятельности в России.

Стр.64. «Вольтер!… храм…» – А.Мюссе. Из поэмы «Ролла». Пер. Е.Баевской. Цит. по: «Свободной музы приношенье…» М., 1988.

Спиритуализм и оккультная истина

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 5, February, 1882, p. 113–115; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 7-17. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.67. Фигье Гийом-Луи (1819–1894) – французский литератор и естествоиспытатель. Написал множество популярных научных книг, среди них «Histoire du merveilleux dans les temps modernes» (1860), которую Е.П.Блаватская одобрительно цитирует в «Разоблаченной Изиде»; «Le Lendemain de la mort, ou la vie future selon la science» (1871), эта работа переиздавалась больше десяти раз и переведена на английский язык под названием «The Day After Death…» и др.

Распознавание духов

и современные теории

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 10, July, 1883, p. 256-260; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 380-400. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.72. «М.А.(Оксон)». – Статья была написана У. Стейнтоном Мозесом и опубликована в «Light», London, v. III, № 121, April 28,1883, p. 198-199.

Стр.74. Рефаим (евр.) – призрак, фантом.

Стр.74. Шеол (евр.) – в еврейской картине мира ад, область неподвижности и бездействия, в отличие от Геены.

Стр.74. Гадес (греч.) – Аид, «невидимая» страна теней, одной из областей которой является Тартарместо абсолютной тьмы, наподобие области глубокого сна без сновидений в египетской Аменти (разделенной на четырнадцать областей, каждая из которых была предусмотрена для определенного состояния покойника после смерти).

Стр75. …[монада, Буддхи]… – Выделения квадратными скобками сделаны Е.П.Блаватской.

Магическое вызывание духа

Аполлония Тианского

Статья впервые опубликована в «Spiritual Scientist», Boston, Vol. III, November 4, 1875, p. 104-105; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 95-103. Пер. В.И.Мызникова.

Стр.78. Отрывок из Элифаса Леви. – Глава XIII из работы Э.Леви «Dogme et Rituel de la Haute Magie»; на русском языке: Элифас Леви. Ритуал трансдендентальной магии. – Рефл-бук, Ваклер, 1995.

Стр.78. Из еврейской книги «О круговороте душ»… – ссылка на сочинение Исаака бен Соломона Лориа «Commentarius in librum Zeniutha. Tractatus de revolutionibus animarum». Первый том вышел в Зульцбахе в 1677–1678 гг., а второй во Франкфурте в 1684 г.

Замечания к статье «Философия духа»

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. III, № 12, September, 1882, p. 298-303; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 42–44. Пер. Т.И.Перебайловой.

Статья написана У.Оксли в ответ на рецензию Субба Роу на его работу «Философия духа». У.Оксли пишет: «Чем бы это ни представлялось с позиций современного ортодоксального брахманизма, осмелюсь думать, что «просвещенные» буддисты вряд ли высказали бы такое строгое суждение». Е.П.Блаватская комментирует ремарки У.Оксли.

Это был дух или что-то другое?

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 1, October 1882, p. 23–25; на русском языке – Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. – М., Сфера, 1997. С. 121-129. Пер. Т.И.Перебайловой.

Стр.84. Доппелгенгер (нем.) – синоним двойника, или астрального тела; на оккультном языке эфирный дубликат или тень человека и животного. Не путать с астральной душой, являющейся отражением низшего манаса.

Стр.84. Facies Hippocratica (лат.) – «гиппократово лицо» – лицо, отмеченное печатью смерти. Знаменитый древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ (V в. до н.э.) в сочинении «Прогностика» описал черты человеческого лица, на котором видны признаки приближающейся смерти.

МЕДИУМИЗМ

Наука магии

Статья впервые опубликована в «Spiritual Scientist», Boston, Vol. III, October 14, 1875, p.64–65, с подзаголовком «Доказательства ее существования. – Медиумы в древнейшие времена, и т.д., и т.п.»; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 84–94. Пер. В.И.Мызникова. Эта статьяответ г-ну Колби, который в «Banner of Light» отрицал существование магии.

Стр.93. Миссис Комптон – В своем «Альбоме для вырезок», т. I, с. 32, Е.П.Блаватская сделала следующую надпись к статье, в которой описывались сеансы с миссис Комптон: «Эта миссис Комптон – действительно, замечательный медиум. Она настоящая электрическая батарея, приводимая в движение элементалами».

Стр.94. «Ворожеи не оставляй в живых» – Исх., XXII, 18.

Стр.96. ..конец нашей дискуссии. – Здесь Е.П.Б. добавила на полях: «Что он и сделал – оскорбив меня самым гнусным образом в газетах за мое предложение. Духи оказались невеждами!!»

Направление развития

западного спиритуализма

Статья впервые опубликована в «Theosophist», Vol. 1, № 1, October, 1879, p. 7–8; на русском языке – Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С. 356–360. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.97. Дэвис Эндрю Джексон (1826–1910) – американский спиритуалист и ясновидец, известный как Провидец из Поукипси.

Трансцендентная физика

Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 5, February, 1881, p. 95-97; на русском языке – Блаватская Е.П. Терра инкогнита. – М., Сфера, 1996. С. 97-105. Пер. Т.О.Сухоруковой.

Стр.99. …книга профессора Цёльнера – Zollner J. Transcendental Physics, London, 1880.

Стр.99. Мадам Тэйер– миссис Мэри Бейкер Тэйер из Бостона, исследованию феноменов которой Г.С.Олькотт посвятил почти пять недель летом 1875 г. См. его «Old Diary Leaves», v. I, p. 88–100.

Стр.99. Гаусс Карл Фридрих (1777–1855) – выдающийся немецкий

Скачать:PDFTXT

Иная сторона жизни Блавацкая читать, Иная сторона жизни Блавацкая читать бесплатно, Иная сторона жизни Блавацкая читать онлайн