Скачать:PDFTXT
Иная сторона жизни

передача силы становится возможной только тогда, когда количество вещества уменьшено до минимума. Из курса механики мы знаем, что количество энергии определяется весом массы вещества в движении и скоростью движения; и с уменьшением массы скорость движения должна быть значительно увеличена, если мы хотим получить тот же эффект. С этой точки зрения, имея такое бесконечно малое количество разреженного газа, мы вынуждены, чтобы объяснить колоссальность эффекта, использовать скорость движения, которая выходит за пределы нашего понимания. В миниатюрном приборе господина Крукса мы оказываемся перед лицом бесконечности, такой же непостижимой для нас, как и та, что существует в глубинах Вселенной. Здесь мы имеем бесконечность скорости, там – бесконечность пространства. Не являются ли эти два трансцендентальных понятия духом? Нет; они оба материя; только на противоположных полюсах одной и той же Вечности.

«Пугала науки»

* * *

Эзотерическая доктрина архатов в общедоступном и развернутом изложении выглядит так: 1) «Материя и Жизнь одинаково вечны и неуничтожимы, ибо они едины и идентичны; совершенно субъективная материя – следовательно, недосягаемая и недоказуемая (для физической науки) – становится Единой жизнью, или тем, что обычно подразумевается под словом «дух». 2) Гипотетическое божество (или Бог в виде индивидуальной Сущности) как нечто непостижимое логикой и здравым смыслом, не будучи предметом размышлений или обучения – поскольку оккультная наука ничего не принимает на веру – отнесено к категории высших абстракций и признается и понимается только в контексте так называемой «Всеобщей Жизни». 3) Проявляя свое всемогущество только при посредстве неизменных вечных Законов Природы, по которым строится Жизнь, это божество необязательно является всесильным per se. 4) Человек поглощается Всеобщей Жизнью, или Парабрахмом, и становится с ней единым только после приобретения им полной чистоты, то есть освобождения от материи и власти чувств, – буддисты, индусы и другие древние азиатские философы одинаково признают это положение доктрины, также как и то, что 5) человек «подвластен частым воплощениям на земле» до тех пор, пока не завершится его двойная эволюция – нравственная и физическая – в течение семи Кругов и он не достигнет предельного для земных условий совершенства. 6) И, наконец, «суммарный опыт» людей из всех частей вселенной «постоянно вливается в сознание Всеобщей Жизни» – это не что иное, как фундаментальная доктрина Тайной Науки, которая гласит, что «Мировой Разум является общей суммой всех прошлых, настоящих и будущих сознаний во вселенной. Это Океан Мысли, состоящий из несчетного количества капель сознания, выходящих из него и возвращающихся вновь. Если убрать все до последней капли, то Океан исчезнет» (Книга Архатов, разд. IV, лист 39).

«Религия будущего»

* * *

По мнению Джона Стюарта Милля, счастье есть отсутствие сопротивления. Ману определяет это понятие еще более категорично: «Любое подчинение другому причиняет боль, а подчинение самому себе дает радость – вот в чем отличие». В наше время всеми принято, что вся совокупность природы развивается в определенном направлении и это направление, как нас учат, обусловлено сочетанием двух сил, одна из которых движется от полюса обычно называемого «материей», в сторону противоположного полюса, именуемого «духом», а другая – ей навстречу. Сам факт развития природы свидетельствует о том, что обе эти силы неравновелики. План, на котором преобладает активность первой энергии, в оккультных трактатах называется «восходящей дугою», а соответствующий план проявления второй энергии обозначен термином «нисходящая дуга». Даже без долгих раздумий понятно, что эволюция начинается на нисходящей дуге и прокладывает свой путь вверх по восходящей дуге. Из этого следует, что сила, направленная в сторону духа, является единственной, которая должна, хотя и не без огромных усилий, в конечном итоге достичь своей цели. Это великая движущая сила природы, и, несмотря на то что осуществлению ее замыслов препятствует действие антагонистической силы, именно она обусловливает закон Жизни; противоположная сила является всего лишь отрицательным аспектом, для удобства названным «самостоятельным фактором». Если индивидуум пытается развиваться не в том направлении, в котором эволюционирует природа, то он, без сомнения, рано или поздно будет раздавлен колоссальным давлением противодействующей стороны. Нет надобности говорить, что такой исход причинит огромные страдания.

Следовательно, единственный способ достижения счастья – слить свое естество с великою Матерью-Природой и плыть по ее течению; и это, опять-таки, осуществимо только путем уподобления человеческого поведения победоносному шествию силы Жизни, ибо иная сила всегда терпит поражение в ужасных катаклизмах. Стремление ассимилировать свою индивидуальность со вселенским потоком общеизвестна как нравственная практика. Беспрекословное выполнение этого космического закона после его осмысления составляет суть подлинной религии, которую Владыка Будда определил как «реализацию Истины».

«Мораль и пантеизм»

* * *

[Форма существует на идеальном уровне, как чисто абстрактная концепция; в эту область (так же как и в подобную ей область Чисел) смогла проникнуть чистая математика].

Благодаря способности видеть и использовать эти «абстрактные» формы, Адепт может на наших глазах создать любой задуманный объект (чудо для христиан и шарлатанство для материалистов). В идеальной сфере пребывают бесчисленные мириады форм, а материя существует в астральном свете (или даже атмосфере), прошедшем через все доступные нашему воображению формы. Все, что требуется от Адепта, это выбрать требуемую «абстрактную форму», притянуть ее к себе с помощью силы, неведомой и непонятной человеку в наш суматошный век, и заполнить соответствующей материей, которая сделает ее видимой. Насколько просто это сказать, настолько же сложно в это поверить. Однако это правда, хорошо известная многим теософам. Чем чаще повторять этот опыт с одной и той же формой, тем легче он будет удаваться.

То же самое можно сказать и о природе: ее творческая способность совершенствуется, благодаря приобретенной привычке.

[Истинные элементыгораздо более чисты и духовны, нежели их производные на физическом уровне].

Это одна из причин, почему объективный феноменальный мир называют «иллюзорным». Этот мир действительно представляет собой вечно изменчивую иллюзию, поскольку материя, из которой состоят его объекты, постоянно возвращается в свое первоначальное состояние, где становится невидимой для смертного человека. Земля, вода, воздух и огонь, которые мы видим и почитаем реальными, на самом деле только результат воздействий, оказываемых на наши чувства первоначальной материей. Эта материя образует различные комбинации, каждая из которых создает вибрацию, относящуюся к тому или иному типу, в зависимости от эффекта, производимого ею на человеческие органы чувств. Но как только комбинация разрушается, феномен перестает действовать и объект становится невидимым для нас.

«Примечания к «Жизненной волне»»

* * *

[Относительно Высшего Принципа – независимого от материи, которой он управляет.]

Он независим вне пространства и времени, но в пределах оных – зависим от материи и субстанции (и только от них), поскольку без них он не смог бы проявлять свое присутствие в феноменах.

[Жизненный принципдолжен иметь признаки силы и преобразовываться в материальные атомы…]

Наша философия учит тому, что атомы – это не материя; но даже самая мельчайшая молекула, состоящая из миллиардов невидимых и невесомых атомов, – это уже субстанция. И все-таки атом – это не математическая точка и не фикция, но, поистине, неизменная Сущность, реальность, стоящая за внешним проявлением, тогда как молекула в оккультной философии – это только фикция, создаваемая тем, что мы называем майей, или иллюзией. Атом оживляет молекулу так же, как жизнь, дух, душа и разум одушевляют человека. И следовательно, атом содержит в себе все это, включая самую силу, как справедливо предполагал доктор Пирогов. На протяжении жизненного цикла атомы создают, в соответствии с геометрическими комбинациями, создаваемыми ими в молекуле, жизнь, силу (или энергию), разум и волю; ибо каждая молекула в пространстве, так же как и каждая клетка в человеческом теле, – это только микрокосм в пределах (своего) относительного макрокосма. То, что наука называет силой, сохранением энергии, взаимозависимостью, неразрывностью и т.д., и т.п., есть только различные следствия, производимые присутствием атомов, являющихся в своей совокупности по сути дела всего лишь (духовными) искрами, которые Анима Мунди, Вселенская Душа, или Разум (Маха-Буддхи, Махат) направляет на уровень проявления с уровня Непроявленного. Словом, атом можно назвать компактным, или сконденсированным, центром божественной Энергии и Мыслепроизводства.

[Без силы, без ее свойств, противоположных свойствам Субстанции, последняя, со своей инерцией и прочими атрибутами, сама стала бы непостижимой.]

Клод Бернар, один из величайших физиологов нашего века, говорил, что организованная материя сама по себе инертна; даже живую материю в этом плане, по его словам, «следует рассматривать как лишенную самопроизвольности», хотя она может начать проявлять специфические признаки жизни под воздействием возбуждающего фактора, поскольку, добавляет он, – «живая материя восприимчива к раздражению». Но если это так, то материалистическое отрицание жизни и разума вне и независимо от материи является заблуждением, осуждаемым материалистическими же устами, так как для того, чтобы «возбудить» материю, необходим тот самый возбуждающий фактор, который должен находиться вне материи. И если такой фактор, возбуждающий или раздражающий материю, действительно существует, значит, материалист и физиолог не могут более утверждать, что «жизнь – это свойство материи или живой организованной субстанции». Доктор Поль Гибье, последний на данный момент представитель науки, обращенный в трансцендентальную психологию, возражает против подобного утверждения и заявляет, что «если бы организованная, живая материя была действительно инертной и требующей внешнего стимула для проявления своих свойств, то было бы невозможно объяснить, почему клетка печени продолжает вырабатывать сахар даже тогда, когда печень уже давно отделена от тела (что было эксперименально подтверждено)». Оккультизм утверждает, что такой вещи, как инертная, мертвая или даже неорганическая материя, не существует вообще. Как губка является продуктом воды, творением, живущим и умирающим в воде, будь то океан или озеро, и способным, вследствие этого, изменять форму, но никогда не умирающим в своих частицах или элементах; так и материя. Она сотворена и оживлена в Океане Жизни; и эта Жизнь есть только иное название Вселенского Разума, или Анима Мунди, одного из «четырех лиц Брахмы» на нашем проявленном уровне видимой вселенной.

«Вопросы жизни»

СПИРИТУАЛИЗМ

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ

Да. Я с сожалением вынуждена признать, что во время этого позорного разоблачения медиумов Холмсов мне пришлось отождествить себя со спиритуалистами. Я должна была спасать ситуацию, так как меня специально послали из Парижа в Америку, чтобы доказать истинность и реальность феноменов и ошибочность спиритуалистических теорий о «духах». Но как я могла сделать это наилучшим образом? Я не хотела, чтобы весь мир узнал, что я могу производить подобные феномены по желанию. Мне было Велено этого не делать; и в то же время я должна была поддержать веру в реальность, истинность и возможность этих феноменов в сердцах бывших материалистов, превратившихся в спиритуалистов, а теперь, за разоблачением нескольких медиумов, отступивших и вновь впавших в скептицизм. Вот почему, вместе с несколькими преданными друзьями, я отправилась в дом Холмсов и,

Скачать:PDFTXT

Иная сторона жизни Блавацкая читать, Иная сторона жизни Блавацкая читать бесплатно, Иная сторона жизни Блавацкая читать онлайн