Елена Петровна Блаватская Комментарии к «Тайной Доктрине».
Заседание 1.
Шлока (1) ПРЕДВЕЧНАЯ МАТЕРЬ-РОЖДАЮЩАЯ (ПРОСТРАНСТВО), СОКРЫТАЯ В СВОИХ ПОКРОВАХ, ВЕЧНО-НЕВИДИМЫХ, ЕЩЁ РАЗ ДРЕМАЛА В ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕМИ ВЕЧНОСТЕЙ
ВОПРОС — Упоминаемое здесь «пространство» объясняется в Прологе следующим образом:
«…абсолютное единство не может перейти в Бесконечность, ибо Бесконечность предполагает беспредельное протяжение «чего-то» и продолжительность этого «чего-то». Но Единое-Все подобно Пространству, являющемуся его единственным умозрительным и физическим представлением на нашей Земле или нашем плане существования — не может быть ни объектом, ни субъектом для познавания. Если бы возможно было предположить, что вечное, бесконечное Все, Вездесущее Единство, вместо бытия и Вечности, может стать, в силу периодических проявлений, многообразной Вселенной или же многообразным Существом, то это Единство перестало бы быть таковым. Идея Локка, что «чистое Пространство не способно ни на сопротивление, ни к движению», неправильна. Пространство — ни «беспредельная пустота», ни «условная полнота», но вмещает в себе оба понятия. Будучи — на плане абсолютной отвлеченности — вечно-непознаваемым Божеством, являющимся пустотою только для ограниченных умов на плане иллюзорного умозрения, или же Пленумом, абсолютным Вместилищем всего Сущего, проявленного или же непроявленного, оно есть АБСОЛЮТНОЕ ВСЕ. Нет различия между утверждениями христианских апостолов — «В нем мы живем и движемся и имеем наше бытие» и утверждениями индусских Риши — «Вселенная живет, исходит и возвращается к Браману»; ибо Браман (непроявленный) есть эта Вселенная in abscondito: #c_1, а Брама проявленный есть Логос, ставший двуполым в символических ортодоксальных догмах; и, таким образом. Богом посвященного Апостола и индусского Риши является Пространство, как Невидимое, так и Видимое. Пространство в эзотерическом символизме называется «Семижды облаченная Вечная Матерь-Отец», ибо от недифференцированной до его дифференцированной поверхности оно состоит из семи слоев.
«Что есть то, что было, есть и будет, несмотря на то, существует ли Вселенная или нет, будут ли боги или нет?» — спрашивает эзотерический Катехизис Сензара. Ответ дается: «Пространство»: #c_2.
ВОПРОС — Но почему о Предвечной Матери, Пространстве, говорится как о женском начале?
ОТВЕТ — Не всегда, так как в вышеприведенном отрывке Пространство называется Вечной Матерью-Отцом; но причина, по которой о нем говорят как о женском начале, заключается в том, что, хотя и невозможно дать определение Парабраману, тем не менее, раз уж мы говорим о том Первоначальном Нечто, которое может быть постигнуто, мы должны относиться к нему как к женскому началу. Во всех космогонических концепциях первая дифференциация считалась женской. Парабрамана скрывает — или покрывает — завеса Мулапракрити; первой эманацией Эйн-Софа является Сефира, или Свет; в Hesiod из Хаоса сначала возникает Гея, а потом уже Эрос. Это повторяется и во всех последующих и менее абстрактных актах творения, как, например, создание Евы из ребра Адама и т. д. Первой всегда появляется богиня (или богини). Первой эманацией является непорочная Матерь, от которой происходят все боги, или антропоморфные творческие силы. Нам приходится прибегать к употреблению мужского или женского рода, так как мы не можем использовать нейтральное ОНО. Строго говоря, от ОНО не может произойти ни излучения, ни эманации.
ВОПРОС — Идентична ли эта первая эманация египетской Нейт?
ОТВЕТ — В действительности она шире, чем Нейт, но в определенном смысле, то есть в одном из своих низших аспектов, она и есть Нейт.
ВОПРОС — Значит ли это, что само ОНО не является «семижды облаченной Вечной Матерью-Отцом»?
ОТВЕТ — Совершенно верно. В индусской философии ОНО — это Парабраман, который за пределами Брамы. В Европе о нем говорят как о «Непостижимом». Пространство, о котором говорим мы, является женским аспектом Брамы, или мужского начала. При первой дифференцирующей вибрации Субъективное начинает эманировать, или ниспадать, подобно тени, на Объективное и становится тем, что мы называем Матерью Мира, от которой берет начало Логос, являющийся одновременно и Сыном, и Богом-Отцом. Будучи Оба непроявленными, первый представляет собой Потенциальность, а второй — Силу. Но нельзя путать первого с проявленным Логосом, который во всех космогониях тоже называется Сыном.
ВОПРОС — Всегда ли является первая дифференциация абсолютного ОНО женским началом?
ОТВЕТ — Только на словах. В строго философском смысле она беспола. Но в человеческом понимании первым из аспектов, который принимает ОНО, является женский, тогда как последующая материализация рассматривается любым философским течением в зависимости от уровня духовности соответствующей расы или нации. Например, в Каббале талмудистов ОНО называется Эйн-Софом бесконечным, безграничным, беспредельным (определение всегда имеет отрицательную приставку), абсолютный принцип которого рассматривается как ОН! Из Него, этого отрицательного Безграничного Круга Бесконечного Света, эманируется первая Сефира, или Корона, которую талмудисты называют «Тора» (или Закон), объясняя, что она есть супруга Эйн-Софа. Это преувеличенное наделение Духовного человеческими качествами.
ВОПРОС — Наблюдается ли то же самое в индусских философских течениях?
ОТВЕТ — Как раз наоборот. Если мы обратимся к космогониям индуизма, мы не найдем в них даже упоминания Парабрамана. В них говорится только о Мулапракрити, которая является своего рода покровом, или аспектом, Парабрамана в невидимой Вселенной. Мулапракрити значит Первопричина Природы или Материи. Но Парабраман не может быть назван «Первопричиной», так как он является Абсолютной Беспричинной Причиной всего. Таким образом, следует начинать с Мулапракрити, или Покрова того, что не поддается постижению. Опять же, на первом плане Материи первой появляется Богиня-Мать как отражение, или субъективная причина. Затем от нее исходит (или, скорее, пребывает в ней) непроявленный Логос, который, одновременно являясь и ее Сыном и Супругом, называется «Сокрытым Отцом». От Них происходит первый проявленный Логос, или Дух, и Сын, выделяющий из своей субстанции Семь Логосов, синтез которых, рассматриваемый как одна собирательная сила, и становится Архитектором Видимой Вселенной. Это и есть Элохим евреев.
ВОПРОС — Какой аспект Пространства или Непознаваемого Божества, который в Ведах называется «Тот» и который упоминается далее, является «Предвечной Матерью Рождающей»?
ОТВЕТ — Это Мулапракрити ведантистов, Свабхават буддистов, или то самое андрогинное нечто, о котором мы говорим и которое и дифференцируется и не дифференцируется. В своем первом принципе это чистая абстракция, которая дифференцируется только тогда, когда с течением времени трансформируется в Пракрити. Из человеческих принципов она соответствует Буддхи, тогда как Атма соответствует Парабраману, Манас — Махату и т. д.
ВОПРОС — Что же в таком случае представляют собой семь слоев Пространства? Ведь в Прологе говорится о «Семижды облаченной Вечной Матери-Отце»?
ОТВЕТ — Платон и Гермес Трисмегист сказали бы, что это Божественная Мысль, а для Аристотеля Эта «Матерь-Отец» была бы отсутствием материи. Это то, что становится семью планами бытия, начиная с духовного, и, проходя через психический, заканчивается на материальном. Семь планов мысли, или семь состояний сознания, соответствуют этим семи планам бытия. Все эти семеричности символизируются семью «слоями».
ВОПРОС — Божественные Идеи в Божественном Разуме? Но ведь Божественного Разума еще нет?
ОТВЕТ — Божественный Разум есть, и он должен быть до того, как происходит дифференциация. Он является Божественной Способностью формирования и восприятия идей, которая вечна в своей Потенциальности и периодична в своей Силе, когда он становится Махатом, Anima Mundi, или Вселенской Душой. Но помните, что вне зависимости от названия каждое из этих понятий имеет как свой самый метафизический, так и самый материальный, а также промежуточный аспекты.
ВОПРОС — Каково значение слов «вечно невидимые покровы»?
ОТВЕТ — Это, конечно, образное выражение, как и любая другая аллегория в восточных философских системах. Возможно, это гипотетический Протил, который пытается найти профессор Крукс, но который на нашей Земле и на нашем плане существования найти невозможно. Это недифференцированная субстанция, или духовная материя.
ВОПРОС — Можно ли сказать, что это то, что называют Лайей?
ОТВЕТ — «Покровы» и все, что им соответствует, находятся в состоянии Лайи, или в точке, из которой или от которой первоначальная материя начинает дифференцироваться и таким образом рождает Вселенную и все, что есть в ней.
ВОПРОС — Не называются ли покровы «невидимыми» потому, что они не являются объективными для какого-то дифференцированного сознания?
ОТВЕТ — Вернее сказать, они невидимы для конечного сознания, если бы такое сознание было бы возможным на той стадии эволюции. Даже для Логоса Мулапракрити является Завесой, или Покровом, в который облачен Абсолют. В Веданте говорится, что даже Логос не может постичь Абсолют (см. четыре лекции Субба Роу «Заметки о Бхагавад Гите»).
ВОПРОС — Оправдано ли использование термина «Мулапракрити»?
ОТВЕТ — Термин «Мулапракрити», используемый в Веданте, соответствует термину «Адити», который используется в Ведах. Философия Веданты буквально означает «конец, или синтез, всех знаний». Сейчас существует шесть школ индусской философии, строгий анализ которых показывает, что они абсолютно согласуются друг с другом в главном. Они идентичны в своей основе, но необычайное разнообразие имен, огромное число побочных вопросов, деталей и изысков — как, например, о некоторых эманациях, являющихся своими собственными отцами, или об отцах, рожденных от своих собственных дочерей, — приводит к тому, что в них можно заблудиться, как в джунглях. Любое высказанное вами с эзотерической точки зрения утверждение индус при желании может опровергнуть или отвергнуть, исходя из своей собственной системы убеждений. Каждая из этих шести школ придерживается своих взглядов и терминологии. Поэтому, если в ходе дискуссии не придерживаться терминологии одной школы, возникнет большая опасность непонимания.
ВОПРОС — В таком случае, может ли один и тот же термин использоваться различными направлениями философии для обозначения разных понятий? Например, в эзотерике слово «буддхи» означает одно, а в философии Санкхья совсем другое. Разве это не так?
ОТВЕТ — Совершенно верно. И совсем другое значение оно имеет в Вишну Пуране, где говорится о семи Пракрити, эманирующих из Махата, который называется здесь Маха-Буддхи. Тем не менее, в своей основе идеи различных философских школ идентичны, хотя используемые ими термины различаются, и их точный смысл утерян в путанице олицетворений. Наверное, если бы это было возможно, было бы лучше создать для себя новую систему понятий. Однако из-за недостаточности философских терминов в европейских языках, особенно в английском, эта задача трудноосуществима.
ВОПРОС — Можно ли использовать термин «Протил» для обозначения состояния «Лайи»?
ОТВЕТ — Вряд ли. «Протил» профессора Крукса вероятно используется для обозначения однородного вещества на самом материальном плане бытия, в то время как субстанция, символом которой являются «Покровы Вечной Матери-Отца», принадлежит седьмому плану материи, если считать снизу вверх или, скорее, снаружи вовнутрь. Ее нельзя обнаружить на нижнем, а вернее, самом внешнем, или материальном, плане.
ВОПРОС — Имеется ли в таком случае на каждом из семи планов материя относительно однородная для каждого плана?
ОТВЕТ — Имеется, но эта материя является однородной только для тех, кто пребывает на одном и том же плане восприятия. Поэтому, если «Протил» современной науки и будет когдалибо открыт, он будет однородным только для нас. Иллюзия может продолжаться какое-то время, возможно до прихода шестой расы,