действительности, не является таковым, каким оно предположительно должно быть.
ВОПРОС — Но кислород, который обычно находится в газообразном состоянии, может быть сжижен и даже уплотнен до состояния твердого тела. Можно ли сказать, что, будучи в газообразном состоянии, кислород воспринимается нами как оккультный элемент Воздуха, в жидком состоянии — как элемент Воды и в твердом состоянии — как элемент Земли?
ОТВЕТ — Несомненно. Прежде всего мы имеем элемент Огня, не обычного огня, но Огня средневековых розенкрейцеров, Единого Огня, Огня Жизни. Дифференцируясь, он становится огнем в различных аспектах. Оккультизм легко разрешает загадку, перестают ли кислород и водород существовать, когда они соединяются и превращаются в воду. Ничего из того, что есть во Вселенной, не может исчезнуть из нее. Соединившись и образовав воду, эти два газа находятся в воде in abscondito, но они не перестают существовать. Так как в случае их исчезновения Наука, снова разложив воду на кислород и водород, создала бы нечто из ничего, и в этом случае у нее не было бы никаких разногласий с теологией. Таким образом, вода — это элемент, если уж мы решили называть ее так, только на этом плане. Точно так же кислород и водород в свою очередь могут быть разложены на другие более тонкие элементы. И все это является результатом дифференциации Единого Элемента, или Вселенской Субстанции.
ВОПРОС — Значит ли это, что все вещества на физическом плане в действительности есть результат корреляции или комбинации основных элементов и изначально происходят от Единого Элемента?
ОТВЕТ — Совершенно верно. В оккультизме всегда лучше идти от универсального к частному.
ВОПРОС — Оккультизм основывается на том, что в каждом человеке есть скрытая способность к обретению истинного знания. Эта способность постижения истины позволяет ему войти в непосредственное соприкосновение с Универсальным, если он будет мыслить четко, логично и не будет закрывать глаза на факты. Таким образом, с помощью этой внутренней духовной силы, имеющейся в каждом человеке, мы можем идти от универсального к частному.
ОТВЕТ — Именно так. Эта способность присуща всем, но она парализована нашими методами обучения, особенно теми, которые заимствованы у Аристотеля и Бэкона. Мы видим триумфальное господство гипотезы.
ВОПРОС — Любопытно почитать Шопенгауэра и Гартмана и проследить, как они, шаг за шагом строя четкие и логичные умозаключения, основанные на здравом смысле, приходят к тем же самым основополагающим идеям, которые столетия назад были известны в Индии и особенно поддерживались ведантистской системой. Можно, конечно, возразить — мол, они пришли к этому благодаря использованию индуктивного метода. Но, во всяком случае, с Шопенгауэром дело обстояло не так. Он сам признался, что идея осенила его, как вспышка озарения. Получив свою основополагающую идею таким образом, он систематизировал факты так, что читателю кажется, будто идея, в действительности полученная им интуитивным путем, является логическим выводом из имеющихся фактов.
ОТВЕТ — Это верно в отношении не только философии Шопенгауэра, но и всех великих открытий современности. Как, к примеру. Ньютон открыл закон гравитации? После простого падения яблока, а не в результате проведения серии сложных экспериментов. Придет время, когда метод Платона не будет столь безоговорочно отвергаться и люди будут благосклонно относиться к методам обучения, которые позволяют развить эту в высшей степени духовную способность.
Заседание V. [станца II шл. 3–4]
Заседание состоялось в Лондоне на Лендздаун Роуд-17, 7 февраля 1889 г. под председательством г-на У. Кингсленда.
СТАНЦА II (продолжение) Шлока (3) ЧАС ЕЩЕ НЕ ПРОБИЛ; ЛУЧ ЕЩЕ НЕ ПРОНИК В ЗАРОДЫШ; МАТРИ ПАДМА (Матерь-Лотос) ЕЩЕ НЕ НАБУХЛА
«Луч Вечной Тьмы становится после своего исхождения Лучом Блистающего Света, или Жизни, и пронзает Зародыш — точку в Мировом Яйце, представляющую Материю в ее абстрактном смысле».
ВОПРОС — Верно ли, что Точка в Мировом Яйце та же самая, что и Точка в Круге, или Непроявленный Логос?
ОТВЕТ — Конечно нет. Точка в Круге есть Непроявленный Логос, Проявленный Логос — Треугольник. Пифагор говорит о никогда не проявляющейся Монаде, которая пребывает в одиночестве и темноте. Когда пробьет час, она испустит из себя первое число — Один. Нисходя вниз, это число производит второе число — Два, а Два в свою очередь производит Три, образуя Треугольник, первую завершенную геометрическую фигуру в мире форм. Этот идеальный, или абстрактный, Треугольник и есть Точка в Мировом Яйце, которая после созревания, с третьим перемещением, выйдет из Яйца, чтобы сформировать Треугольник. В индусской философии это Брама-Вирадж, а в Зогаре — Кетер-Хокма-Бина. Первый Проявленный Логос — это Потенциальность, или Непроявленная Причина; Второй — все еще латентная мысль; Третий — Демиург, или активная воля, порождающая из своего Вселенского Я активное следствие, которое, в свою очередь, становится причиной на низшем плане.
ВОПРОС — В каком смысле здесь использованы слова «Вечная Тьма»?
ОТВЕТ — Я полагаю, что Вечная Тьма означает вечную непознаваемую тайну за покровом, фактически, Парабрамана. Даже Логос может видеть только Мула-Пракрити, он не может видеть того, что находится за покровом. Это и есть «Вечная Непостижимая Тьма».
ВОПРОС — Что такое Луч в данном случае?
ОТВЕТ — Я повторю кратко. Возьмем круг. Он черного цвета, а точка в круге потенциально белая. Это первая возможная концепция невидимого Логоса, которая возникает в нашем мозгу. «Тьма вечна», а Луч периодичен. Вспыхнув в этой центральной точке, Луч, вибрируя, проходит через Зародыш и снова возвращается в точку, а Зародыш развивается во Второй Логос и в Треугольник в Мировом Яйце.
ВОПРОС — Каковы в таком случае стадии проявления?
ОТВЕТ — Первая стадия — это появление потенциальной точки в круге непроявленного Логоса. Вторая стадия — это исход Луча из потенциальной белой точки, в результате чего появляется первая точка, которая в Зогаре называется Кетер или Сефира. Третья стадия — это появление из Кетера Хокмы и Бина и формирование таким образом первого Треугольника, который является Третьим, или Проявленным, Логосом, другими словами, субъективной и объективной Вселенной. Затем из этого Проявленного Логоса исходят Семь Лучей, которые в Зогаре называются низшими Сефиротами, а в восточном оккультизме — первичными семью лучами. От них берут начало бесчисленные ряды Иерархий.
ВОПРОС — Является ли упоминаемый здесь Треугольник тем, что Вы называете Зародышем в Мировом Яйце?
ОТВЕТ — Конечно. Но следует помнить, что есть как Вселенское Яйцо, так и Солнечное Яйцо (так же, как и другие), и необходимо квалифицировать каждое утверждение относительно них. Мировое Яйцо является выражением Абстрактной Формы.
ВОПРОС — Можно ли назвать Абстрактную Форму первым проявлением вечного женского принципа?
ОТВЕТ — Она является первым проявлением не женского принципа, но Луча, который исходит из центральной точки и является абсолютно безличным. Вечного женского принципа не существует, так как этот Луч порождает то, что является объединенной потенциальностью обоих полов, но ни в коем случае не является ни женским, ни мужским. Эта последняя дифференциация происходит только при погружении в материю, когда Треугольник становится Квадратом, или первой Четверицей.
ВОПРОС — Значит ли это, что Мировое Яйцо так же безлично, как и Луч?
ОТВЕТ — Мировое Яйцо — всего лишь первая стадия проявления. Оно есть недифференцированная первичная материя, в которой жизненный творческий Зародыш получает свой первый духовный импульс. Потенциальность становится Силой. Материи приписывают женские качества исключительно метафорически, ибо она восприимчива к лучам солнца, которые оплодотворяют ее и тем самым порождают все, что растет на ее поверхности, то есть на этом низшем плане. С другой стороны, первичную материю следует рассматривать исключительно как субстанцию и ни в коем случае не говорить о ней как принадлежащей к какому-то полу. Таким образом, Яйцо на любом из упоминаемых вами планов означает вечно существующую недифференцированную материю, которая, строго говоря, вовсе нс является материей, а является, как мы это называем, Атомами. Материя разрушима в своих формах, тогда как Атомы, будучи квинтэссенцией Веществ, абсолютно неразрушимы. И здесь под «Атомами» я имею в виду Первичные Божественные Единицы, а не «атомы» современной Науки. Подобным же образом Зародыш — это образное выражение. Зародыш есть всюду, даже когда у круга окружности нет нигде, а центр — везде. Это, следовательно, означает все зародыши, иначе говоря, непроявленную природу, или всю творческую силу, которая будет излучаться и которую индусы называют Брамой, хотя на разных планах у нее разные названия.
ВОПРОС — Является ли Матри-Падма вечным или периодическим Яйцом?
ОТВЕТ — Вечным Яйцом; оно станет периодическим только после того, как Луч Первого Логоса изойдет от латентного Зародыша в Матри-Падму, которая и есть это Яйцо, или Чрево будущей Вселенной. Аналогично этому физический зародыш в женской яйцеклетке нельзя назвать вечным, хотя латентный дух зародыша, скрытый в мужской яйцеклетке в природе, так назвать можно.
Шлока (4) СЕРДЦЕ ЕЕ ЕЩЕ НЕ РАСКРЫЛОСЬ ДЛЯ ПРИВХОЖДЕНИЯ ЕДИНОГО ЛУЧА, ЧТОБЫ ЗАТЕМ НИЗВЕРГНУТЬ ЕГО, КАК ТРИ В ЧЕТЫРЕ, В НЕДРА МАЙИ
«Но когда «час пробил», и она становится восприимчивой к фохатическим отпечаткам Божественной Мысли (Логоса, или же мужского аспекта Anima Mundi, Алайи), ее сердце раскрывается».
ВОПРОС — Разве фохатические отпечатки Божественной мысли не относятся к более поздней стадии дифференциации?
ОТВЕТ — Фохат как отдельная сила, или реальность, — результат более позднего развития. «Фохатический» — имя прилагательное и может быть использовано в более широком смысле. «Фохат» как имя существительное или реальность происходит от фохатического атрибута Логоса. Электричество не может быть генерировано из того, что не содержит электрического принципа, или элемента. Божественный Принцип вечен, Боги — периодичны. Фохат — это Шакти, или Сила Божественного Разума; и Брама, и Фохат — аспекты Божественного Разума.
ВОПРОС — Разве в Комментарии не предполагается, что мысль, которая содержится в Станце по данному вопросу, выражена понятиями, соответствующими гораздо более поздней стадии эволюции?
ОТВЕТ — Именно так. Я неоднократно подчеркивала, что Комментарии к первому тому почти полностью касаются эволюции только Солнечной Системы. Красота и мудрость Станц состоит в том, что их можно толковать на семи разных планах, и последний, в силу вселенского закона соответствия и аналогии в его наиболее дифференцированном, грубом и физическом аспекте, отражает процесс, который имеет место на первом, или чисто духовном, плане. Могу заявить раз и навсегда, что в первых Станцах речь идет о пробуждении после Пралайи, а не только об эволюции Солнечной Системы. Второй же том посвящен нашей Земле.
ВОПРОС — Не могли бы Вы сказать, каково истинное значение слова «Фохат»?
ОТВЕТ — Это составное слово урало-алтайского происхождения, и оно имеет несколько значений. В Китае слово Pho или Fo означает «животную душу», жизненный Нефеш или дыхание жизни. Кое-кто говорит, что оно произошло от санскритского Bhu, что значит «существование» или, скорее, «суть существования». Слово Swayambhu сейчас означает «Браму» и «Человека» одновременно. Оно означает «самосуществование» и «самосуществующий»