— то, что бессмертно, вечное дыхание. Sat — это потенциальность Бытия, Pho — сила Бытия. Однако значение слова целиком и полностью зависит от того, что мы акцентируем. Опять же Фохат соотносится с Махатом. Он есть отражение Всемирного Разума, синтез «Семи» и интеллекта семи творческих Сроителей, или, как мы их называем, Космократов. Следовательно, в нашей философии, как вы поймете, жизнь и электричество суть одно. Говорят, что жизнь есть электричество, а если это так, тогда Единая Жизнь есть Сущность и Источник всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане.
ВОПРОС — Как понять слова о том, что Гор и другие «отпрыски богов» рождены посредством «Непорочной Матери»?
ОТВЕТ — На первом плане дифференциации нет разделения на женский и мужской пол, если употреблять последнее слово для удобства объяснения, но в первичной материи оба пола потенциально существуют. Слово «матерь» произошло от однокоренного слова «материя», и в связи с этим последняя наделяется женским полом. Но существует два вида материи. Недифференцированная первичная материя не оплодотворяется в результате какого-то действия в пространстве и времени: плодовитость и производительность ей присущи изначально. Поэтому то, что эманируется, или рождается, из этой присущей ей непорочности, рождается не из нее, а посредством нее. Другими словами, эта непорочность, или качество, является единственной причиной того, что это нечто проявляется через свой проводник; тогда как на физическом плане Мать-Материя — не активная причина, а пассивное средство и инструмент независимой причины.
В Христианской доктрине Непорочного Зачатия, материализующей метафизическую и духовную концепцию, мать оплодотворяется Святым Духом, и из нее, а не через нее рождается Сын. «Из» подразумевает наличие ограниченного и обусловленного источника, из которого что-то проистекает в Пространстве и Времени. «Посредством» применимо к Вечности и Беспредельности так же, как и к чему-то конечному. Великое Дыхание пульсирует сквозь Пространство, которое беспредельно и которое пребывает в Вечности, а не исходит из нее.
ВОПРОС — Как Треугольник становится Квадратом, а Квадрат шестигранным Кубом?
ОТВЕТ — В оккультной и пифагорейской геометрии считается, что Тетрада объединяет в себе все, из чего сотворен Космос. Точка, или Один, переходит в Линию — Два; Линия — в Плоскость — Три; и Плоскость, Триада, или Треугольник, когда над ним ставится точка, переходит в геометрическое тело — Тетраду, или Четыре. В Каббале Кетер, или Сефира, то есть точка, излучает Хокму и Вину, которые оба соответствуют Махату в индусских Пуранах, и эта Триада, погружаясь в материю, производит Тетраграмматон или Четеерицу, а также и нижнюю Тетраду. Это число содержит как продуктивные, так и производные числа. Удвоенная Дуада производит Тетраду, а удвоенная Тетрада образует Семь. С другой точки зрения, это Дух, Воля и Разум, оживляющие четыре низших принципа.
ВОПРОС — Тогда как же Квадрат становится шестигранным Кубом?
ОТВЕТ — Квадрат становится Кубом, когда каждая вершина Треугольника становится двойной, мужской или женской. Пифагорейцы говорили: «Одиножды один. Дважды Два и получаeтся Тетрада, имеющая на вершине высшую Единицу; она станоится Пирамидой, в основании которой плоская Тетрада; падающий на нее Божественный Свет создает абстрактный Куб». Поверхность Куба состоит 113 шести квадратов, а развернутый Куб представляет собой Крест, в котором вертикальные Четыре пересекаются с горизонтальными Тремя; таким образом из шести получаются Семь, семь принципов, или пифагорейские семь качеств человека. Прочитайте великолепное объяснение, которое дает этому господин Р. Скиннер в «Основе систем измерений». «Так повторяется на Земле Таинство, утвержденное, по свидетельству Ясновидцев, на Божественном Плане. Сын Непорочной Девы (или Недифференцированный Протил, Материя в ее Беспредельности) вновь рождается на Земле как Сын земной Евы, нашей Матери-Земли, и становится Человечеством в его совокупности — прошлым, настоящим и будущим, — ибо Иегова, или Jod-He-Vau-He — андрогин, или двуполый. Наверху Сын являет собою весь Космос; внизу он Человечество. Триада, или Треугольник, становится Четырехугольником, сокровенным числом Пифагора, совершенным Квадратом, и на Земле — шестигранным Кубом. Макропросопус (Великий Лик) становится теперь Микропросопусом (Малым Ликом); или, как говорят каббалисты: Ветхий Днями, нисходя на Адама Кадмона, которым Он пользуется как Носителем для проявления, превращается в Тетраграмматона. Он сейчас в «Лоне Майи», Великой Иллюзии, и имеет между Собою и Реальностью Астральный Свет, Великого Обольстителя ограниченных чувствований человека, если только Знание через Парамартхасатья не придет ему на помощь». То есть Логос становится Тетраграмматоном; Треугольник или Три становится Четырьмя.
ВОПРОС — Верно ли, что Астральный Свет используется здесь в значении «Майя»?
ОТВЕТ — Конечно. Далее в «Тайной Доктрине» объясняется, что к Планетным Цепям относятся практически только четыре плана. Три высших плана — абсолютные Арупа за пределами нашего понимания.
ВОПРОС — Значит ли это, что Четверица и Тетраграмматон — это совершенно разные понятия?
ОТВЕТ — Четверица, которой клялись пифагорейцы, не была Тетраграмматоном. Она, наоборот, была высшей или верховной Четверицей. В первых главах «Бытия» есть ключ к разгадке этого нижнего Тетраграмматона. Мы узнаем об Адаме, Еве и Иегове, который становится Каином. Дальнейшее продолжение человеческого рода символизируется Авелью, представляющей человеческую концепцию высшего. Авель — это дочь, а не сын Евы, и она символизирует разделение полов; тогда как убийство Авель символизирует брак. Еще более человеческая концепция содержится в конце четвертой главы, в которой говорится о Сифе, который родил Еноса, после чего люди стали не «призывать имя Господа», как это переведено в «Бытии», но называться Jod-He-Vah, то есть мужчинами и женщинами. Таким образом, Тетраграмматон — это просто Малкут; когда жених приходит к невесте на Землю, он становится Человечеством. Все Семь нижних Сефирот должны быть пройдены, и Тетраграмматон становится все более и более материальным. Астральный план лежит между Четверицей и Тетраграмматоном.
ВОПРОС — Похоже, что Четверица используется здесь в двух совершенно разных значениях?
ОТВЕТ — Настоящая Четверица Пифагора была Четверицей невидимой Монады, которая образует первую Точку, вторую, третью и затем удаляется в темноту и вечную тишину. Другими словами, Четверица есть Первый Логос. На плане материи Он, помимо всего прочего, есть низшая Кварта, человек из плоти, или материи.
Заседание VI. [станца III шл. 1]
Заседание состоялось в Лондоне на Лендздаун Роуд-17, 14 февраля 1889 г. под председательством г-на У. Кингсленда.
СТАНЦА III Шлока (1) ПОСЛЕДНИЙ ТРЕПЕТ СЕДЬМОЙ ВЕЧНОСТИ ДРОЖИТ В БЕСКОНЕЧНОСТИ. МАТЕРЬ НАБУХАЕТ, РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ИЗНУТРИ НАРУЖУ, ПОДОБНО ПОЧКЕ ЛОТОСА
«Кажущееся парадоксальным употребление термина «Семь Вечностей», разделяющее таким образом неделимое, утверждено в эзотерической философии. Последняя разделяет беспредельную Продолжительность на безусловное вечное и всемирное Время и на условное Время (Кхандакала). Одно есть абстракция, или нумен бесконечного времени (Кала), другое его феномен, проявляющийся периодически, как следствие Махата (Всемирного Разума, ограниченного продолжительностью Манвантары)».
ВОПРОС — Соответствует ли начало Времени, как явления, отличного от Продолжительности, появлению Проявленного Логоса?
ОТВЕТ — Конечно, это не могло произойти раньше. Но «седьмой трепет» относится и к Первому, и к Проявленному Логосам, из которых Первый вне Пространства и Времени, а второй появляется с началом Времени. Только тогда, когда «Матерь набухает», начинается дифференциация, ибо когда Первый Логос испускает лучи сквозь первичную и недифференцированную материю, в Хаосе еще нет действия. «Последний трепет Седьмой Вечности» первым возвещает о Рассвете и соответствует Первому, или Непроявленному, Логосу. На этой стадии Времени нет. Когда все начинается, нет ни Пространства, ни Времени; но, как только начинается дифференциация, все сказывается в Пространстве и во Времени — при первичном излучении или тогда, когда эманируется Второй Логос. Он есть потенциальность «Отца-Матери», но когда, появляется Третий, или Проявленный, Логос, Он становится Непорочной Матерью. «Отец и Сын» суть одно во всех теогониях мира. Следовательно, это выражение соответствует появлению Обоих — Непроявленного и Проявленного Логосов: одного в начале, другого в конце «Седьмой Вечности».
ВОПРОС — Можно ли в таком случае говорить, что Время существует с момента появления Второго, или Непроявленно-Проявленного, Логоса?
ОТВЕТ — Конечно, нет. Оно существует с момента появления Третьего. Именно в этом, как я только что показала, состоит основное различие между ними двумя. «Последний трепет» начинается вне Времени и Пространства и заканчивается с появлением Третьего Логоса, когда Время и Пространство начинаются, то есть начинается периодическое время. Второй Логос разделяет естество, или природу, как Первого, так и Последнего. При появлении Первого Логоса дифференциации еще нет; дифференциация только начинается в латентной Мировой Мысли с появлением Второго Логоса и получает свое полное выражение, то есть становится «Словом» во плоти, с появлением Третьего.
ВОПРОС — Какая разница между словами «излучение» и «эманация», используемыми в «Тайной Доктрине»?
ОТВЕТ — Я считаю, что они выражают две совершенно разные идеи и используются за неимением лучших аналогов для соответствующих понятий; но если им придать обычные значения, суть будет искажена. Излучение это, так сказать, несознательный и спонтанный выброс, действие чего-то, что это действие производит; тогда как Эманация — это то, из чего постоянно истекает нечто иное, и Эманация сознательна. Ортодоксальный оккультист скажет, что даже запах цветка эманируется им «сознательно», как ни абсурдно это может показаться профану. Излучение может исходить от Абсолюта, Эманация же не может. Еще одно различие состоит в том, что Излучение рано или поздно обязательно возвращается назад, тогда как Эманация переходит в другие эманации, полностью отделяется от источника и дифференцируется. Конечно, в конце временного цикла Эманация также будет втянута в Единый Абсолют, но в течение всего цикла проявления Эманация продолжается. Одно эманируется из другого, и, фактически, в некотором смысле Эманация равнозначна Эволюции, тогда как Излучение представляется мне в докосмическом периоде мгновенным действием, подобным возгоранию листка бумаги под горящим стаканом, и об этом действии Солнцу ничего не известно. Оба термина, конечно, используются за неимением лучших.
ВОПРОС — Что имеется в виду под прототипами, существующими в Астральном Свете?
ОТВЕТ — «Астральный Свет» в данном случае используется как удобная идиома для очень плохо понимаемого термина — область Акаши, или Первичного Света, проявляющегося посредством Божественной способности к восприятию и сотворению идей. Акаша в данном случае должна быть принята как общий термин для обозначения Всемирного и Божественного Разума, отраженного в водах Пространства, или Хаоса, что, собственно, и есть Астральный Свет, или Зеркало, отражающее Высший План обратным светом. В Абсолютной, или Божественной, Мысли существует все, и не было времени, когда это все в ней не существовало; но Божественная способность к восприятию и сотворению идей ограничена Вселенскими Манвантарами. Область Акаши есть ноуменальное и абстрактное Пространство, которое будет занято Чид-Акашамом, областью первичного сознания. Однако в оккультной философии она имеет семь уровней фактически «семь областей». Первая — это область латентного сознания, совпадающая по времени с Первым и Вторым Непроявленными Логосами. Это «Свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его», о чем говорится в Евангелии от Иоанна.