же самое можно сказать и о Звуке. Поэтому понятно, что ощущения в некоторой степени взаимозаменяемы. Как вы объясните, к примеру, тот факт, что в состоянии транса ясновидящий может прочитать письмо, приложенное либо к его лбу, либо к стопам, либо к подложечной ямке?
ВОПРОС — Это дополнительное чувство.
ОТВЕТ — Вовсе нет. Просто зрение может быть взаимозаменяемым с осязанием.
ВОПРОС — Но разве проницательность не является началом шестого чувства?
ОТВЕТ — Это не имеет отношения к данному случаю, который свидетельствует лишь о взаимозаменяемости чувств осязания и зрения. Однако такие ясновидящие не могут рассказать содержания письма, которого они не видели и с которым у них не было контакта. Для этого необходимо упражнять шестое чувство. Но, если в первом случае речь идет об упражнениях чувств на физическом плане, в последнем — об упражнениях чувств на высшем плане.
ВОПРОС — Физиология, вероятно, может подтвердить, что всякое чувство может быть сведено к осязанию, которое можно назвать координирующим чувством. Этот вывод сделан в результате проведения эмбриологического исследования, показавшего, что осязание является первым и исходным чувством и что все остальные чувства развились из него. Таким образом, все чувства являются более специализированными, или дифференцированными, формами осязания.
ОТВЕТ — Восточная философия этого взгляда не разделяет. В «Ану-Гите» рассказывается о диалоге между Брахманом и его женой о семи чувствах, включая «ум и понимание». «АнуГиту» перевели господин Тримбак Теланг и профессор Макс Мюллер, хотя их перевод не передает точного значения санскритских слов. Индусы утверждают, что первое чувство связано со Звуком. Едва ли это может быть чувством осязания.
ВОПРОС — Вероятно, под осязанием имеется в виду чувствительность или какая-либо способность ощущений.
ОТВЕТ — Однако же в соответствии с восточной философией вначале появляется восприятие звука, затем — способность видеть. При этом звуки превращаются в цвета. Ясновидящие могут видеть звуки и различать каждую ноту и модуляцию гораздо отчетливее, чем если бы они воспринимали звуковую вибрацию только на слух.
ВОПРОС — Значит ли это, что звук воспринимается как своего рода ритмическое движение?
ОТВЕТ — Да. И такие вибрации с большого расстояния лучше видны, чем слышны.
ВОПРОС — Но, если предположить, что физический слух у человека пропал, и он начинает воспринимать звуки своим внутренним зрением, разве нельзя интерпретировать это ощущение и как яснослышание?
ОТВЕТ — В какой-то точке одно чувство, конечно, должно слиться с другим. Таким же образом восприятие звука может перейти в восприятие вкуса. Для некоторых сенситивов определенные звуки имеют чрезвычайно соленый вкус, другие звуки — сладкий. В действительности вся шкала ощущений поддается соотнесению друг с другом.
ВОПРОС — В таком случае можно ли то же самое сказать и о чувстве обоняния?
ОТВЕТ — Естественно. Раз уж мы признаем возможность соотнесения чувств друг с другом, мы можем сказать, что все они взаимозаменяемы. Более того, все они могут значительно усиливаться или видоизменяться. Теперь вам должна быть понятна ссылка на это в Ведах и Упанишадах, где говорится, что звуки можно ощущать.
ВОПРОС — В последнем номере журнала «Гарпер» есть любопытная статья о живущем на одном из островов южного моря племени, которое практически потеряло способность разговаривать, то есть общаться при помощи речи. Тем не менее, как оказалось, эти туземцы могли понимать друг друга и ясно видеть мысли друг друга.
ОТВЕТ — Подобное «Царство правдивости» вряд ли устроит современное общество. Хотя говорят, что представители первых рас общались друг с другом именно таким образом. Их мысли принимали объективную форму и только впоследствии стали оформляться в членораздельную речь. А если это так, то в эволюции человеческой расы должен быть период, когда все Человечество состояло из сенситивов и ясновидящих.
Заседание IV. [станца 1 шл. 6–9; станца 2 шл. 1–2]
Заседание состоялось в Лондоне на Лендздаун Роуд-17, 31 января 1889 г. под председательством г-на Т. Б. Харботтла.
СТАНЦА 1 (продолжение)
ВОПРОС — В шлоке (6) говорится о «Семи Превышних Владыках». Так как может возникнуть путаница в отношении правильного использования терминов, каково различие между Дхиан-Коганами, Планетарными Духами, Строителями и Дхиани-Буддами?
ОТВЕТ — Так как для описания всех Иерархий потребовалось бы два дополнительных тома «Тайной Доктрины», многие из этих вопросов не затронуты в Станцах и Комментариях. Но можно попробовать дать краткое определение. Дхиан-Коган — это общий термин для обозначения всех Дэвов, или Небесных Существ. Планетарный Дух — это Правитель Планеты, или своего рода конечный, или личный, Бог. Но существует ярко выраженное различие между Правителями Священных Планет и Правителями малых «цепей миров», подобных нашему. Однако утверждение, что у Земли есть шесть невидимых глобусов и четыре разных плана, как и у любой другой планеты, не вызывает серьезных возражений, так как разница между ними во многих отношениях значительна. Кто бы что ни говорил, наша Земля никогда не входила в число семи священных планет древних, хотя в экзотерической популярной астрологии считается, что Земля замещает тайную планету, утерянную для астрономии, но хорошо известную Посвященным. В число священных планет никогда не входили ни Солнце, ни Луна (хотя современная астрология и утверждает это), так как Солнце — это центральная Звезда, а Луна — мертвая планета.
ВОПРОС — Входил ли какой-нибудь глобус «земной цепи» в число священных планет?
ОТВЕТ — Нет, ни один из них. В число священных входили планеты на нашем плане, и некоторые из них были впоследствии открыты.
ВОПРОС — Не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о планетах, которые замещались Солнцем и Луной?
ОТВЕТ — В этом нет тайны, хотя нашим современным астрологам об этих планетах ничего не известно. Одна из них является внутренней планетой Меркурия и носит название Вулкан. Наука предполагает наличие этой планеты. Другую планету, которая движется с востока на запад, можно иногда увидеть в определенное время ночью и, очевидно, рядом с Луной. Оккультное влияние этой планеты передается через Луну.
ВОПРОС — В чем причина того, что эти планеты являются священными, или тайными?
ОТВЕТ — В их оккультном влиянии, насколько мне известно…
ВОПРОС — Значит ли это, что Планетарные Духи Семи Священных Планет принадлежат не к Земной Иерархии, а к какой-то другой?
ОТВЕТ — Очевидно, так как Планетарный Дух Земли не очень высокого ранга. Не забудьте, что Планетарный Дух не имеет ничего общего с духовным человеком, а лишь с материальными объектами и космическими сущностями. Боги и Правители нашей Земли являются Космическими Правителями, иначе говоря, Они придают форму и очертания космической материи, почему и были названы Космократами. Они никогда не имели никакого отношения к Духу, тогда как Дхиани-Будды, принадлежащие к совершенно другой Иерархии, имеют к последнему непосредственное отношение.
ВОПРОС — Значит, эти Семь Планетарных Духов в действительности имеют лишь незначительное отношение к Земле?
ОТВЕТ — Наоборот, Планетарные Духи, которые не являются Дхиани-Буддами, полностью связаны с Землей, физически и морально. Именно Они управляют ее судьбой и судьбами людей. Они являются Кармическими Силами.
ВОПРОС — Имеют ли Они какое-нибудь отношение к пятому принципу Высшему Манасу?
ОТВЕТ — Нет. Они не имеют отношения к трем высшим принципам, но имеют некоторое отношение к четвертому. А Дхиани-Будды — это общее название всех Небесных Существ. Дхиани-Будды связаны с Высшей Триадой человека таинственным образом, о котором здесь не стоит говорить. Как я уже говорила, Строители — это класс Космократов, или невидимых, но разумных Масонов, которые придают форму материи в соответствии с идеальным Планом, подготовленным для них тем, что мы называем Божественным или Космическим Промыслом. Ранние масоны дали им собирательное название «Великого Архитектора Вселенной». Сейчас же для современных масонов «В.А.В.» — их личный и единственный Бог.
ВОПРОС — Разве Строители не являются также Планетарными Духами?
ОТВЕТ — В некотором смысле являются, так как Земля — тоже Планета, хотя и более низкого порядка.
ВОПРОС — Они действуют под руководством Планетарного Духа Земли?
ОТВЕТ — Я только что сказала, что в совокупности Они сами и являются этим Духом. Я хочу, чтобы вы поняли, что Они не существа или своего рода личный Бог, а Силы Природы, которые действуют в соответствии с Одним Непреложным Законом, о характере которого нам, конечно, строить предположения бесполезно.
ВОПРОС — Но разве не существуют такие же Строители Вселенных, Строители Систем, как и Строители нашей Земли?
ВОПРОС — Значит ли это, что земные Строители представляют собой Планетарный дух — такой же, как и все остальные, только более низкого порядка?
ОТВЕТ — Да, я бы сказала именно так.
ВОПРОС — Являются ли они низшими по причине размера планеты или низшими по качеству?
ОТВЕТ — Как нас учат, по последней причине. Видите ли, древние были лишены высокомерия, которое присуще современным людям, и особенно теологам. Из-за него этот маленький комочек грязи считается чем-то несказанно более величественным, чем любая, из известных нам звезд или планет. К примеру, если эзотерическая философия учит, что Дух (опять же коллективный) Юпитера гораздо выше Духа Земли, то это не потому, что Юпитер в несколько раз больше Земли, а потому что его субстанция и структура намного тоньше и выше, чем у Земли. И соразмерно этим качествам Иерархии соответствующих Планетарных Строителей отражают и реализуют замыслы Всемирного сознания, которое и есть действительный Великий Архитектор Вселенной.
ВОПРОС — Это Душа Мира, или Anima Mundi?
ОТВЕТ — Если хотите, называйте Его так. Он есть Архетип этих Иерархий, которые являются Его дифференцированными типами. Единственный Безличный Великий Архитектор Вселенной — это МАХАТ, или Всемирный Разум. Махат — это символ, абстракция, аспект, который в представлениях человека, стремящегося придать всему материальные качества, приобрел смутную объективно существующую форму.
ВОПРОС — Какова действительная разница между Дхиани-Буддами в ортодоксальном и эзотерическом понимании?
ОТВЕТ — С философской точки зрения, очень большая. Буддисты называют их, как Высших Дэвов, Боддхисаттвами. С точки зрения экзотерики, Их пять, тогда как в эзотерических школах учат, что Их семь, и все Они представляют собой Иерархии, а не единичные сущности.
В «Тайной Доктрине» говорится, что пять Будд уже приходили, и еще два должны прийти во время шестой и седьмой рас. Экзотерически Их возглавляет Ваджра-Саттва, Высший Разум, или Верховный Будда, но Ваджра-Дхара все же превосходит Его точно так же, как Пара-Браман превосходит Браму или Махат. Таким образом, экзотерическое и оккультное значения Дхиани-Будд совершенно различны. Экзотерически каждый является Троицей, или единством трех, каждый из которых одновременно с другими проявляется в трех мирах — как человек Будда на Земле, Дхиани-Будда — в мире астральных форм и как арупе, или не имеющий формы, Будда в высшем царстве Нирваны. Так, для Будды, являющегося человеческим воплощением одного из этих Дхиани, пребывание на Земле в различных телах ограничено периодом от семи до семи тысяч лет, так как, будучи людьми,