манвантарой, – период, до начала и по окончанию которого каждая монада оказывается поглощенной единой душой, Анима Мунди.
[8] Понятие Гадес никогда не было тождественно преисподней. Он всегда рассматривался как обитель скорбящих теней, или астральных тел умерших людей. Напомню западному читателю, что камалока – это отнюдь не кармалока, поскольку кама значит желание, а карма – нечто совершенно иное.
[9] Если бы это слово «немедленной» было включено в текст «Разоблаченной Изиды» с самого начала, споров и противоречий вокруг перевоплощения было бы гораздо меньше.
[10] Разумеется, под «вышестоящей сферой» здесь имеется в виду дэвакхан.
[11] Читателю следует помнить, что согласно эзотерическому учению большинство человечества не несет никакого наказания за свои грехи после смерти; исключение составляют только те случаи, когда человек достигает вершин зла исключительно вследствие своей собственной испорченности и его земные, человеческие грехи приобретают поистине универсальный сатанинский характер, как это часто бывает с колдунами. Закон воздаяния, известный как карма, как правило, поджидает человека у порога его нового воплощения. Человек является в лучшем случае слепым орудием зла, беспрестанно создающим всё новые причины и обстоятельства. Поэтому в полной мере ответственным за свои деяния его можно назвать далеко не всегда (или даже вовсе никогда). Отсюда и необходимость в периоде блаженного отдыха в дэвакхане, сопровождающемся временным, но полным забвением всех страданий и горестей жизни. Авичи – состояние наибольшей духовной деградации – грозит только тем, кто сознательно посвятил свою жизнь причинению вреда другим людям и вследствие этого немало преуспел в приобщении к духовности зла.
[12] Апулей говорит: «Душа рождается в этом мире после того, как покинула другой мир (Анима Мунди), в котором она предсуществовала до своего появления (на земле). Поэтому боги, которые учитывают ее деяния во всех фазах различных жизней в целом, иногда наказывают ее за грехи, совершенные в течение предыдущей жизни. Она умирает, когда отделяется от тела, в котором она переплывала эту жизнь, как в хрупкой лодке. И если я не ошибаюсь, то именно в этом заключается сокровенное значение надгробной надписи, такой ясной для посвященного: «Богам человеческим, которые жили». Но этого рода смерть не уничтожает души, она только преображает (часть) ее в лемура. Лемуры суть маны, или духи, которых мы знаем под названием лары. Когда они не проявляются и оказывают нам благодетельное покровительство, мы чтим их как покровительствующих божеств домашнего очага. Но если их преступления обрекли их на блуждания, то мы называем их лярвами. Они становятся бичом порочных людей и источником напрасного страха для добрых». (Du Dieu de Socrate, p. 143-145.)
[13] «Причина перевоплощения – в невежестве», следовательно, «перевоплощение» все же существует, коль скоро автор называет его причину.
[14] Подтверждением того, насколько глубоко укоренились в сознании всех слоев общества и даже в английской литературе наши теософские учения, может служить статья м-ра Нормана Пирсона «До рождения» в журнале «Nineteenth Century» за сентябрь 1886 г. В ней чисто теософские идеи и учения рассматриваются без каких-либо ссылок на теософию. А в том ее фрагменте, где автор излагает свою теорию Эго, читаем, в частности, следующее: «Так какая же часть индивидуальной личности попадает на небеса или в преисподнюю? Неужели весь наш ментальный багаж: все хорошее и плохое, все благородные качества и нечестивые страсти – следует за душою в потусторонний мир? Разумеется, нет. А если нет, значит, что-то необходимо убрать; и как же в таком случае и где следует провести разграничительную линию? Если же, с другой стороны, душа есть нечто отдельное от всего нашего ментального багажа, за исключением разве что осознания собственной индивидуальности, то не окажемся ли мы в таком случае перед абсурдным понятием личности, полностью лишенной каких-либо качеств?»
На этот вопрос автор отвечает как заправский теософ: «… Вся сложность этой проблемы в действительности проистекает из неверного представления об истинной природе этих качеств. Составляющие нашего ментального багажа: инстинктивные потребности, антипатии, ощущения, вкусы – словом, все естественные атрибуты личности имеют на самом деле не абсолютное, но относительное существование… Голод и жажда, к примеру, являются состояниями сознания, возникающими в ответ на стимулирующее воздействие физической необходимости… Они отнюдь не являются неотъемлемыми и необходимыми элементами души… и поэтому им предстоит либо исчезнуть вовсе, либо радикально измениться…» Таким образом, автор явно придерживается теософской доктрины. Атма и Буддхи, вобрав в себя нектар Манаса отжившей личности, или человеческой души, переходят в дэвакхан; тогда как низшие принципы – астральный призрак, или ложная личность, лишенные своей божественной монады или духа, остаются в камалоке – «призрачной стране».
1 Нирманакая – название астральных форм (во всей их полноте) Адептов, настолько далеко продвинувшихся по пути познания и абсолютной истины, что для них уже стало доступным вхождение в дэвакхан. Эти Адепты добровольно отказываются от нирваны, чтобы помогать человечеству, незримо наставляя и направляя по тому же самому пути прогресса его избранных представителей. Эти астралы уже не являются пустыми оболочками, но представляют собой полноценные монады, состоящие из 3, 4, 5, 6 и 7-го принципов. Это нирманакая более высокого порядка, подробное описание которого будет включено в текст «Тайной Доктрины».
[15] Если провести параллель между указанным делением и терминологией эзотерического учения, нетрудно заметить, что: 1) озирис – это атма; 2) са – буддхи; 3) акх – манас; 4) ка – камарупа, вместилище земных желаний; 5) кхаба – лингашарира; 6) кха – пранатма (жизненный принцип); 7) сах – мумия или тело.
[16] …говорится в наших Приложениях о «Египетской магии» и «Китайских духах»… — Эта ссылка представляется весьма интересной, если вспомнить, что Е. П. Блаватская в данном случае говорит не о законченной книге, которая была издана под названием «Тайная Доктрина» только в 1888 г., но лишь о первом черновике, фрагмент которого она отправила в 1885 г. в Адьяр, чтобы Т.Субба Роу отредактировал и прокомментировал его. Однако оба упомянутых ею Приложения, очевидно, так и не вошли в окончательный текст «Тайной Доктрины».
[17] «Etsipraeterea… expandere dictis». – «И все-таки Энний говорит, что существуют царства Ахерузии, и описывает их в своих бессмертных стихах; там не живут ни души наши, ни тела, но только странные призрачные образы (подобия людей). Из этих царств явился к нему призрак вечно живого Гомера и, обливаясь горькими слезами, стал рассказывать о природе вещей».
[18] Потому что они прогоняют врагов.
[19] «Livres des Spectres». – Е. П. Блаватская цитирует очень редкую книгу: Pierre Le Loyer, IIII Livres des Spectres ou Apparitions et Visions d’Esprits, Anges et Demons fe monftrans fenfiblement aux hommes. Angers, 1586. 4to.
[20] Нет сомнений… гениями народов. – Ле Луаер ссылается на сочинение Цензорина «De die natali», III, где этот римский автор III в. н. э. говорит: «Что есть гений, и откуда взялось это слово!» Гений – это бог, под защитой которого каждый из нас находится с самого рождения. Этот бог – либо потому, что он руководит нашим появлением на свет, либо родится одновременно с нами, или же потому, что он присоединяется к нам и берет под свою опеку в момент нашего рождения – называется гением, словом, образованным от глагола genere, что значит рождаться. Гений и лар, согласно многим древним авторам, суть одно и то же божество. Говорят, что гений имеет над нами огромную и, возможно, даже абсолютную власть… Далее Цензорин добавляет: «Гений служит каждому из нас настолько преданным и неусыпным стражем, что не оставляет нас ни на миг; он присоединяется к нам, как только мы покидаем лоно своих матерей, и сопровождает нас до самого последнего дня нашего существования».
[21] Симмах, Квинт Аврелий – римский ученый, государственный деятель и оратор IV-го столетия.
[22] От слова «manus» – «добрый» – antiphrasis, поясняет Фест.
[23] …»пе tibi neglect/ mittant mala somnia manes». – Полностью этот фрагмент стихотворения Тибулла звучит так: «Именем ее заклинаю тебя, не будь холодна со мною, иначе даже самый слабый дух будет насылать тебе дурные сны, в коих твоя скорбящая сестра стоит у твоей постели – такая, как тогда, когда из высокого окна она упала наземь и отошла, забрызганная кровью, к озерам, что лежат внизу».
[24] На первых страницах 1-го тома «Разоблаченной Изиды» вера в перевоплощение утверждается с самого начала как одно из неотъемлемых универсальных верований. Метампсихоз (или переселение душ) и перевоплощение суть фактически одно и то же.
[25] …»spiritus astra petit». – Эти стихи Е. П. Блаватская неоднократно цитирует в своих очерках и в «Разоблаченной Изиде», и где они приписываются и Лукрецию, и Овидию. Несмотря на самый скрупулезный поиск, эти стихи обнаружить не удалось.
[26] «Совершенный путь, или в поисках Христа» – книга Анны Кингсфорд, первого президента Лондонской ложи Теософского Общества.
[27] Тератология – наука, изучающая врожденные уродства.
[28] Брахмаджняни (санскр.) – обладающий совершенным Знанием.
[29] Васана (санскр.) – мысль или ментальное ощущение, проистекающее из читты (пассивной памяти).
[30] Вритти (санскр.) – действие ментальных и моральных качеств; поведение, характер, привычка, нрав, образ мыслей, склонность.
[31] Милленаристы – последователи милленаризма, учения о тысячелетнем царстве Иисуса Христа, начинающегося, согласно Апокалипсису, его вторым пришествием.
[32] «Элементарии и элементалы» – см. Блаватская Е. П. В поисках оккультизма. – М., Сфера, 1996. С.135-142.
[33] Готама – легендарный автор «Ньяя-сутр», самого древнего трактата философской школы ньяя.
[34] …»они принимают тени … против них»… – цитируется Adolf Bastian «Zur Mythologie und Psychologie der Nigritier in Guinea», Berlin, 1894, p. 41.
[35] «Предположим, что человек умирает, – говорит Провидец из Поукипси, – ясновидящий видит прямо над его головой то, что можно назвать магнетическим ореолом – эфирную эманацию, золотистую на вид и пульсирующую, как бы сознающую… Человек перестал дышать, пульс не прослушивается, а эманация вытягивается в длину и принимает очертание человеческого тела! Она все еще связана с мозгом… благодаря инертности последнего. Я видел, как умирающий человек при последнем слабом ударе пульса внезапно очнулся и поднялся в кровати, чтобы поболтать, но тут же упал бездыханным – его мозг расставался с жизненным принципом последним. Золотистая эманация… соединена с мозгом очень тонкой жизненной нитью. Когда она поднимается, то появляется что-то белое и блестящее, напоминающее человеческую голову; затем слабое очертание божественного лица, прекрасная шея и красивые плечи; потом, в быстрой последовательности, появляются все части нового тела, вплоть до стоп – светлый, сияющий образ, немного меньше, чем физическое тело, но совершеннейший прототип… во всем, кроме изъянов. Тончайшая жизненная нить все еще соединена с прежним мозгом. Следующим тело покидает электрический принцип. Когда жизненная нить обрывается, духовное тело становится свободным (!) и готово следовать за своим ангелом-хранителем в Страну Вечного Лета».
[36] Она читается