Скачать:PDFTXT
Напутствие бессмертным

так: «Святый Николай (или Святая Дева Мария, или такой-то и такая-то), святый покровитель (далее следует полное имя покойного и его титул), прими душу раба Божьего и испроси прошение его (или ее) грехов».

[37] См. A. J. Davis, Stellar Key to the Summer Land.

[38] В работе того же автора, «The Spiritual Congress», Гален говорит устами ясновидца: «Между Обителью Духа и Землею, на всем протяжении, разбросаны… более четырехсот тысяч планет и пятнадцать тысяч солнечных тел меньшей величины».

[39] В недавнем сообщении из Америки говорится о свадьбе призрака дочери полковника Итона из Левенворта (Канзас), выдающегося члена Национального демократического комитета. Его дочь, умершая в возрасте трех недель, превратилась за время своего двадцатилетнего пребывания в Стране Вечного Лета в прекрасную молодую леди и теперь выходит замуж за призрака сына Франклина Пирса – покойного президента Соединенных Штатов Америки. Свадьба, свидетелем которой был знаменитый ясновидец из Нью-Йорка, была великолепна. «Невеста-призрак» была «в наряде нежно-зеленого цвета». По приказу духа накрыли свадебный стол, поставив на него свечи и букеты цветов, а также тарелки для счастливой пары. Когда гости собрались, новобрачные полностью «материализовались» и сели вместе с ними за стол. («Times», New York, June 29, 1879).

[40] M.A.Castren, Vorlesungen uber die Finnische Mythologie, p. 122.

[41] …в октябрьском номере журнала «Theosophist» – имеется в виду публикация в журнале «Theosophist», vol. III, №1, October 1881, p. 13-14.

[42] Н.Д.К. – Эти инициалы принадлежат Навроджи Дорабджи Кхандалавале, президенту пунского Теософского Общества. Из «Писем Махатм к А. П. Синнетту» явствует, что Учитель К.Х. предоставил некоторые материалы для ответа на письмо Кхандалавалы.

[43] …В одном очень старом письме Учителя, написанном много лет назад и адресованном члену Теософского Общества… – Е.П.Б. ссылается на письмо Учителя Кут Хуми, полученное А. П. Синнеттом приблизительно в октябре 1882 г., когда он находился в Симле (Индия). Это очень обстоятельное письмо, содержащее ответы на вопросы, которые адресовал Учителю Синнетт. Эти вопросы и ответы Учителя напечатаны в «Письмах Махатм А. П. Синнетту». Синнетт спрашивает:

«16) Вы говорите: «Помните, что мы сами себя создаем – свой дэвакхан и свою авичи, причем большею частью – в течение последних дней и даже мгновений наших чувственных жизней».

17) Значит, мысли, приходящие к человеку в последний момент, непременно связаны с преобладающей направленностью прожитой им жизни? Ведь в противном случае получится, что характер персонального дэвакхана или авичи может быть определен по капризу случая, несправедливо принесшего какую-нибудь постороннюю мысль в качестве последней?»

На это Учитель отвечает:

«16) Среди всех индусов распространено поверье, что будущее состояние человека до нового рождения и само рождение определяются его последним желанием, испытываемым в момент смерти. Но это предсмертное желание, добавляют они, непременно зависит от образов, которые человек придал своим желаниям, страстям и т. д. в течение своей прошедшей жизни. По этой самой причине, а именно – чтобы наше последнее желание не навредило нашему будущему прогрессу, мы должны следить за своими действиями и контролировать свои страсти и желания во все время нашей земной жизни.

17) Иначе просто не может быть. Опыт умиравших – утопавших или переживших какой-либо иной несчастный случай, но возвращенных к жизни людей практически во всех случаях подтверждает нашу доктрину. Подобные мысли непроизвольны, и мы имеем не больше власти предотвратить их, чем запретить сетчатке глаза воспринимать тот цвет, который наиболее активно на нее воздействует». (См. «Письма Махатм Синнетту». – Самара: Агни, 1998.)

Цитируемый далее Е.П.Б. фрагмент следует сразу же за вышеприведенными строками.

[44] …См.: Convulsionnaires de St. Medard et de Morline… – Вполне возможно, что эта французская ссылка указывает на сочинения де Мирвиля «Des Esprits, etc.» в той его части, которая посвящена бесноватым; однако доподлинно это предположение пока не подтверждено.

[45] Rapport sur la Philosophic en France au XlXme Steele.

[46] Vol. II, р. 377-78.

[47] …поиска и достижений. – См. статью «Смерть и бессмертие» в данном томе, где Е.П.Б. дает обстоятельное объяснение к письму Н.Д.К. к редактору

[48] …»Фрагменту» о дэвакхане. – Этот «Фрагмент» является, по сути, пересказом учений, изложенных в Письме № 25 из «Писем Махатм к А. П. Синнетту».

[49] Шраддха – поминальный обряд, призванный обеспечить и поддерживать благополучное существование умерших предков в загробном мире.

[50] Чандала – в настоящее время – одно из обобщающих названий для неприкасаемых (членов низших каст в Индии, не входящих в систему четырех варн).

[51] Такое наказание, даже если поверить в него, не кажется столь ужасным в наш просвещенный век, когда выравниваются социальные и образовательные уровни всех каст.

[52] Наверняка такая угроза не может исходить от посвященного Риши.

[53] Мобед (зенд) – зороастрийский жрец, маг.

[54] Авгур – в древнем Риме жрец, толкователь воли богов по пению и полету птиц.

[55] Теократияформа правления, при которой духовенству принадлежит непосредственная политическая власть. Например, Ватикан.

[56] «Десатир» – согласно Е. П. Блаватской, древне-персидское сочинение «Книга Шет»; приписывается Мухсин-Фани; повествует о тринадцати Зороастрах.

[57] …хищных птиц… – В особо отведенном для этого месте тела покойников клали на «дакмы» – невысокие башни, где хищники, привыкшие к такого рода добыче, в течение нескольких минут очищали тело от мяса, после чего кости сбрасывались в особую яму.

[58] «Фаргард» (пехл.) – раздел или глава стихов в зороастрийском «Вендидаде».

[59] «Вендидад» (пехл.) – 1-я книга в Зенд-Авесте.

[60] Ангро-Майнью, Ариман (пехл.) – зороастрийское имя злого духа.

[61] Сжигание или уничтожение трупов любым другим способом должно было происходить не ранее 12 часов после смерти человека. Этот древний закон был забыт как брахманами, так и зороастрийцами. Запрет был не на само сжигание, а на кремацию без предварительного опустошения трупа, а именно до того, как внутренние принципы успеют полностью высвободиться из мертвого тела. Поскольку считалось, что aqua fortis обладает оккультными свойствами, дающими нужный эффект, – отсюда предварительное обжигание трупа таким способом у ферсендаджийцев.

[62] «Фаргард», VIII, 19 (49).

[63] …происходящие во время сеансов с медиумами и психографистами, как нам было сказано, только во времена Птолемея… – Как явствует из пояснений Е. П. Блаватской в статье «Панихида по умершему», смысл двух последних строк в вышеприведенном редакторском примечании был искажен из-за ошибки наборщика.

[64] Финей, царь Фракийский, был ослеплен за то, что пытался увидеть будущее, не пройдя должного посвящения; был Гераклом. Намек на закрытые глаза погруженного в транс прорицателя или мумии. – Е. П. Блаватская.

[65] То, что такое разрушение должно предшествовать разрушению физического тела, доказывают нам некоторые явления. Одним из них является тот достоверно установленный факт (разумеется, для тех, кто верит в подобные факты), что астральные двойники живых людей, например колдунов – боятся стали и могут быть повреждены мечом или огнем; более того, ранение их воздействует на физическую оболочку и оставляет на них отпечатки и шрамы, тогда как астральные тела даже «призраков элементариев» не могут быть повреждены.

[66] Миссис Гранди – персонаж пьесы Мортона (1798 г.), олицетворение общественного мнения в вопросах приличия.

[67] Ксантиппа – жена Сократа, известная своим скандальным характером.

[68] Ч.К.О. – член Королевского Общества.

[69] …написала о «Египетских мистериях»… – Нижеследующие фрагменты заимствованы из лондонской газеты «Evening Standard» за 19 октября 1888 г.

[70] Положение еще более усугубляется тем, что теософская литература, которая одна способна пролить какой-то свет на эти тайны и загадки, бойкотируется и вряд ли будет в скором времени оценена по достоинству по причине своей «непопулярности». – Е.П.Б.

[71] Потому что эти жрецы были настоящими Посвященными, обладавшими оккультными способностями, тогда как упомянутые «цари» умирали только для мира. Они становились «умершими при жизни». Похоже, что автору статьи не известно о метафизических методах изложения. – Е.П.Б.

[72] Многие из этих знаний и загадок «предыдущих рас» изложены и объяснены в «Тайной Доктрине». Однако это сочинение английские ежедневные газеты, конечно же, не принимают в расчет, так как оно неортодоксально и ненаучно и, следовательно, представляет собой абсолютную белиберду, и ничего более. – Е.П.Б.

[73] Бени-Хасан – селение в Среднем Египте, близ которого около 30 скальных гробниц местных правителей (XXI-XX вв. до н. э.) с портиками; внутри – росписи и рельефы.

[74] Ориген (ок. 185–253/254) – христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики. Оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. В 543 г. был объявлен еретиком эдиктом византийского императора Юстиниана I.

[75] «Has omnes… convexa revisant» – Эту цитату следует дополнить стихом 751, который гласит: «Rursus et incipiant in corpora velle reverti». Тогда перевод всего фрагмента будет звучать следующим образом:

«Все те, для кого пронеслась в этом месте тысяча лет, В огромных множествах созываются Божеством на берег Леты.

Дабы они, потеряв свою память, могли снова посетить небесный свод

И начать думать об очередном возвращении в свои тела».

[76] Фартинг – мелкая английская монета, 1/4 пенни.

[77] Карлейль Томас (1795–1881) – английский публицист, историк и философ, признававший существование божественной сущности, единственной универсальной реальности; критиковал буржуазные порядки, идеализируя средневековье. Выдвинул концепцию «культа героев», единственных творцов истории.

[78] Вест-Энд – западная аристократическая часть Лондона.

[79] Уайтчепел – бедный район Лондона.

[80] «Сыновья вдовы» – имя, данное франкмасонам вследствие того, что масонские церемонии главным образом основаны на приключениях и смерти Хирама Абифа, «сына вдовы», который якобы помогал строить мифический Храм Соломона.

[81] Паупер – нищий человек, лишенный средств к существованию.

[82] …»Не так ужасна ложь, как оправданье лжи: Оправданная ложь становится законом»… – Джонатан Свифт из «Сборника прозаических и стихотворных произведений» (Лондон, 1727, т. II, с. 356). Иногда приписывается Поупу.

[83] Апеллятив – обращение (собственное имя или нарицательное существительное в функции обращения к собеседнику).

[84] …ее древней, старшей сестрой… – Имеется в виду Вавилонская башня.

[85] Лессепс Фердинанд{1805–1894) – французский предприниматель. В 1859-69 гг. руководил строительством Суэцкого канала. Возглавлял акционерное общество по прорытию Панамского канала, которое скандально обанкротилось.

[86] Сострат из Книда – сын Дексифана из Книда, один из великих архитекторов, живший во время Александра Великого и после смерти последнего. Построил для Птолемея, сына Лага, за 800 талантов знаменитый Александрийский Фарос. Также украсил свой родной Книд сооружением, считавшимся одним из чудес древней архитектуры: это был портик или колоннада, поддерживавшая террасу, которая служила местом для прогулок. Плиний называет ее pensilis ambulatio (лат., «висячая галерея»).

[87] «Non deus praevidet tantum sed et divini ingenii viri». – Обнаружить эту фразу так и не удалось, несмотря на скрупулезный анализ текста этого приписываемого Цицерону трактата. Ее перевод: «Не только бог, но и люди, наделенные божественными способностями, могут предвидеть будущее».

[88] Петри, сэр Уильям Мэтью Флиндерс (1853–1942) – английский египтолог. В 1880 г. предпринял ряд важных исследований и раскопок в Египте, заметно расширивших наши познания в области египтологии, особенно в том, что касается Великой

Скачать:PDFTXT

Напутствие бессмертным Блавацкая читать, Напутствие бессмертным Блавацкая читать бесплатно, Напутствие бессмертным Блавацкая читать онлайн