Скачать:PDFTXT
Новый Панарион

о родных и близких вызываются из всесодержащих глубин астрального света и используются. Иногда это проходит довольно успешно, но очень часты и совершенные неудачи. Только в то время как о первом, как правило, пишется, о последних все время умалчивается; спиритический журнал не знакомит своих читателей с этими подробностями. Вот собственно и все, что мы хотели сказать о материализации и физических феноменах. Что же касается остального, то тут мы едины во мнении со спиритуалистами. Есть, правда, и здесь у каждого свои особые понятия, но они мало отличаются, и касаются лишь формы, а не сути.

«Теософист», январь 1882 г.

СПИРИТУАЛИЗМ И ОККУЛЬТНАЯ ИСТИНА

В журнале «Спиритуалист» от 18 ноября разбирается статья, опубликованная в октябрьском номере «Теософиста» под заголовком «Фрагменты оккультной истины», но при этом сильно недооцениваются цели и, особенно, значимость статьи. Чтобы, однако, читателю было понятно последующее изложение, в начале мы приведем выдержки из статьи в «Спиритуалисте», которая называлась «Размышления вокруг да около».

Глубоко уважаемый автор лучшего учебника по химии на английском языке, покойный профессор У. Аллен Миллер на лекции в Королевском институте представил слушателям некоторые факты, однако намеренно не разъяснил предположительную гипотезу, возможно объясняющую эти факты, мотивируя это тем, что соблазнительные, но не доказанные гипотезы, однажды внедренные в умы людей, труднее всего искоренить; они зачастую преграждали путь к истине, способствовали развитию исследований в ложном направлении, так что лучше, если их вообще не будет в сознании молодых студентов-ученых.

Тот, кто занимается истинно творческими исследованиями, должен иметь определенные гипотезы при постановке каждого нового эксперимента. Эти эксперименты — вопросы, задаваемые природе, и обычно ее ответы равняют с землей все эти гипотезы, одну за другой, но постепенно подводят исследователя к истинному пути и раскрывают неизвестный дотоле закон, который после этого можно безопасно использовать на благо человечества.

От такого подхода в корне отличается метод исследования некоторых психологов. Им в голову также попадают соблазнительные и благовидные гипотезы, но вместо того, чтобы полагать развитие этих гипотез вредным до точной проверки их достоверности, они, напротив, считают это самым разумным, игнорируя необходимость фактов и доказательств; на основе этого возможно даже создание целой философской школы или религии, к которой они призывают присоединяться других людей, чтобы отстаивать новые догматы. Так, триумфально, под звуки фанфар, определенные люди навязывают миру недоказанные гипотезы вместо того, чтобы проверить их и, чаще всего, опровергнуть эти гипотезы еще в зародыше, как это должно делать настоящему ученому.*

Современные религиозные периодические издания переполнены статьями, содержащими лишь гипотезы, которые авторы выдают за истину и предлагают превозносить ее и бороться за нее. Редко можно встретить скромное суждение:

Это может объяснить некоторые моменты, смущающие нас, но пока достоверность данной гипотезы не будет подтверждена фактами, будьте осторожны, чтобы не принимать ее за истину.

Под «фактами» мы вовсе не имеем в виду лишь вещественные факты, ибо существуют истины вне области материального, которые, однако, также могут быть продемонстрированы.

Вышеупомянутые мысли часто приходили нам в голову при чтении «Теософиста», и, в частности, после интересной редакторской статьи в последнем номере этого журнала, где приведено точное разделение природы человеческого тела и духа на семь пунктов («Теософист», сс. 18, 19, октябрь 1881 г).

В статье нет и попытки привести какие-либо доказательства, и содержащиеся в ней утверждения могут иметь смысл лишь для тех, кто основывает свои мнения на не терпящих возражения голословных заявлениях других людей, но не на собственном опыте. Примечательно и то, что автор статьи не проявляет никаких признаков осознания того, что доказательства необходимы. Если бы для автора был приемлем научный подход, было бы необходимо предпослать каждому из семи пунктов определенные факты или истины, показывая, как эти факты подтверждают указанные пункты. Это бы предотвратило разногласия.

Бесконечные размышления вокруг да около — это своеобразное умственное разложение, дающее мало пользы людям, которые начинают легко потакать подобным размышлениям и, как неоднократно случалось в Европе, строить на их основе фарисейское самосознание религиозного и философского превосходства над теми, кто основывает свои мнения на хорошо проверенных истинах. Если бы те, кто выдвигает все эти гипотезы, поняли свою ответственность и последовали примеру проф. Аллена Миллера, они освободили бы девять десятых своего времени и могли бы заняться полезным для людей трудом, сократились бы океаны расходуемых чернил и удалось бы сохранить и более полезно использовать умственную энергию. Сейчас же умы этих фантазеров можно сравнить с ветряными мельницами, постоянно работающими впустую.*

Сейчас вокруг пустых умственных рассуждений слишком много и слишком мало людей, дающих практическое применение хорошим мыслям. Здесь, в Лондоне, в течение последнего года было очень много вопиющей несправедливости, которую можно было исправить, однако слишком мало людей трудилось над очищением окружающего их мира от печалей и грехов.

Мы не хотим обсуждать эти вопросы вместе со «Спиритуалистом» таким образом, чтобы соперничающие религиозные секты начали оспаривать свои преимущества. В поисках истины не может быть никакого сектантства; и хотя мы знаем, что спиритуалисты серьезно заблуждаются во многих наиболее важных заключениях, их, бесспорно, следует считать такими же искателями истины, как и нас. Все вместе они действительно заслуживают всех возможных почестей, ибо на основе своего опыта они смело шли к несенсационным выводам, больше заботясь о том, что представлялось им истиной, чем о мнении общества в целом. Мир смеялся над ними за то, что появляющиеся на сеансах видения они считали пришельцами иного мира, а их опыты приравнивали к мошенническим трюкам шарлатанов. Они же знали, что в большинстве случаев эти опыты вовсе не были мошенничеством, что такие обвинения — просто глупость, а материализующиеся «духи» могут быть чем угодно, но не подушками или ночными рубашками ассистентов медиумов (хотя было и такое). Поэтому они мужественно оставались верными своим убеждениям, и получили награду, которая более чем компенсировала глупый успех невежественных выскочек,- осознание контакта со сверхчеловеческим явлением и восторг истинного поиска. Подобный восторг первооткрывателей неизвестных морей несравним с торжеством священной значимости, которое должны были ощущать эти духовные искатели (достаточно развитые), когда в хрупкой лодочке медиумизма они отправлялись в океан неизведанного. И если они сознавали все опасности этого океана, можно лишь тепло приветствовать их мужество, равно как и равнодушие к насмешкам. Но еретики одного века, бывает, становятся ортодоксами следующего, а человеческая природа настолько склонна к повторению ошибок, что потомки мучеников могут превратиться в гонителей нового поколения. В эту же сторону склоняется ныне спиритуализм, и именно против этой тенденции мы и восстаем. Заключения спиритуалистов, пока еще неточные и незрелые, начинают обретать форму ортодоксальных догматов, а на основе многочисленных, но еще хаотичных и запутанных фактов, пытаются выстроить специфические доктрины, предсказывающие будущее, причем сами спиритуалисты зачастую столь же нетерпимо относятся к несогласным с чем-либо в этих доктринах, как ранее религиозные фанатики относились к спиритуалистам.

В действительности же спиритуалисты сделали то, в чем, пребывая в полном неведении относительно истинной природы оккультной науки, обвиняет нас сейчас «Спиритуалист»,- они полностью отдались «рассуждениям вокруг да около». Смешно, что нам предъявляют подобное обвинение за «Фрагменты». Одной из главных целей этой статьи было убедить спиритуалистов не делать поспешных выводов, не кроить наскоро теории на основании опыта, полученного во время сеансов. Могут появляться различные сущности, будьте осторожны и правильно разберитесь в них. Можете увидеть видение, которое, как вы знаете, истинно (то есть не показное мошенничество шарлатана-медиума), и это видение даже может быть внешне похоже на умершего друга, но не считайте, что этого достаточно, чтобы принять его за дух вашего умершего друга, не делайте выводов на основе таких обманчивых, иллюзорных фактов. Прислушайтесь сначала к мудрости древних философов относительно видений, и позвольте нам объяснить, почему мы отрицаем то, что кажется явным и естественным следствием фактов. Далее в статье мы продолжили объяснение известной нам теории истинных учеников философии древних. Мы повторяли доктрины, древние как пирамиды, но «Спиритуалист», не уделяя им ни малейшего внимания, кажется, действительно считает, что это наши гипотезы, придуманные и выдвинутые в одночасье, наподобие догадок Фигуера в «Дне после смерти» или Жюля Верна в «Путешествии вокруг Луны». Правда, мы не можем процитировать ни одного печатного издания древних философов и отправить читателя к определенной главе или стиху, но, бесспорно, все, истинно изучающие мистическую литературу, поймут, на каких учениях оккультных авторов и каким образом основано изложение, которое мы рискнули представить читателю. Да, оккультное учение отличается тем, что труднее всего подтверждать его утверждения «авторитетами», но от этого оно не становится «мыльным пузырем». Многократно объяснялось, что непрерывная последовательность передачи оккультных знаний среди посвященных адептов — отличительная особенность этого учения, притягивающая к нему тех, кто понимает, что значит посвящение и кто такие адепты. Начиная со Сведенборга, было много видящих, открыто признававших, что их знания других миров основаны на реальных наблюдениях, но этих людей не признавали, они были одиноки и могли быть подвержены иллюзиям одиночества. Каждый разумный человек интуитивно чувствует, и выражает это в нежелании полностью уверовать в убеждения подобных ясновидцев. Но, что касается истинно посвященных видящих, следует помнить, что речь идет о практически бесконечной плеяде людей, знавших о трудностях, с которыми они столкнутся, когда их духовное восприятие выйдет за пределы материального, и таким образом подготовленных постичь истинную реальность происходящего, людей, составляющих прекрасно организованную группу видящих, проверяющих заключения и открытия друг друга, и создающих на основе своего видения науку духа, столь же точную и достоверную, сколь точны и достоверны скромные достижения любой области естествознания (материальной науки). Эти посвященные обладают такими же глубокими духовными знаниями, как по-настоящему образованный профессор хорошего университета — литературными, превосходство обучения которого перед обучением самоучки очевидно. Рассуждения посвященного не могут быть вокруг да около, накопленная веками мудрость сама преподносит их к его ногам, он же лишь следует им, подтверждает и усваивает их.

Но, могут возразить, хотя мы и утверждаем, что наше изложение этой абсолютно достоверной оккультной науки больше, нежели простые заявления и гипотезы, это все же наши заявления, а для людей в целом это лишь гипотезы, и где же эта группа посвященных, непрерывно передающих свои знания. Относительно этого возражения нужно сделать два замечания. Во-первых, по данному предмету существует очень много книг, и как спиритуалисты говорят миру: «Если вы почитаете спиритуалистическую литературу, то поймете, насколько абсурдно продолжать отрицать или сомневаться в существовании духовных явлений»,- так и мы говорим спиритуалистам: «Как только вы прочтете оккультную литературу, будет странно, если после этого вы будете сомневаться в непрерывности плеяды посвященных». Во-вторых, отметим, что можно сомневаться в самом существовании посвященных, и в то же время видеть в философии

Скачать:PDFTXT

Новый Панарион Блавацкая читать, Новый Панарион Блавацкая читать бесплатно, Новый Панарион Блавацкая читать онлайн