Скачать:PDFTXT
Новый Панарион

разлагается, а Брахма поглощается обратно Дхианами, становится непроявленным, и выполнив свою задачу, засыпает… Наступила Ночь Вселенной! (Вамадева)

«Теософист», октябрь 1880 г.

ГИПНОТИЗМ

Познания ученых о гипнотизме или самогипнозе в последнее время сильно расширились. Это видно из доклада д-ра Гришона на последнем заседании С.-Петербургского общества физиков, состоявшегося 18 ноября. Сам доклад очень интересен. До недавнего времени явления гипнотизма и ясновидения воспринимались авторитетнейшими учеными лишь как шарлатанство. Но за последнее время скептицизм величайших физиков значительно поубавился, один за другим они стали серьезнее относиться к этим феноменам, и прежде всего, конечно, это были те, кто не жалел труда и времени на эксперименты в этом направлении. Теперь уже многие убеждены, что в человеке действительно существует некая таинственная и необъяснимая способность, с помощью которой он может вводить себя в глубокую самоконцентрацию. Его тело становится жестким как статуя, сознание покидает его частично или даже абсолютно. У некоторых в таком состоянии духовные и умственные способности кажутся парализованными, и остается только механическая деятельность тела; у других же это может быть совершенно наоборот — их физические чувства замирают, а духовная и умственная деятельность в такие моменты может достигать небывалых высот.

Прошлым летом д-р Гришон с профессором Бергером провели серию экспериментов и наблюдений в госпитале для нервнобольных в Бреслау. Одним из первых обследованных ими пациентов была девочка лет двенадцати, ужасно страдавшая от ревматических болей. Профессор Бергер, прикладывая к кончику ее носа молоточек, используемый для прослушивания (аускультации) заставил ее сконцентрировать все свое внимание на точке соприкосновения. Прошло несколько минут, и, к его немалому изумлению, девочка стала совершенно твердой. Бронзовая статуя, и та не могла бы быть более жесткой и неподвижной. После этого д-р Гришон всевозможными экспериментами проверял — не розыгрыш ли это со стороны девочки. Зажженная свеча была внезапно поднесена к глазам, но зрачки не сузились: глаза оставались открытыми и прозрачными как у мертвеца. Тогда он проткнул ее губу длинной иглой и двигал ею в разные стороны, но два присутствовавших доктора не заметили ни малейших признаков испытываемой боли, и, что самое странное, ни единой капли крови. Он звал ее по имени, но ответа не было. Но когда он начал разговаривать с ней, взяв ее за руку, она отвечала на все его вопросы, хотя и, вначале, с некоторым трудом, будто вынуждаемая непреодолимой силой.

Следующий эксперимент был еще более удивителен. Он был проведен над молодым солдатом, только что попавшим в госпиталь, который доказал реальность «того, что спиритуалисты называют медиумизмом», как сказано об этом в докладе. Этот эксперимент окончательно убедил докторов Гришона и Бергера в реальности этих «сомнительных» явлений. Солдат, немец, не знавший ни одного слова по-русски, находясь в трансе, разговаривал с доктором на этом языке, он произносил труднейшие слова идеально, без малейшего акцента.

Страдая от парализации обеих ног, во время гипнотического сна он владел ими совершенно свободно, ходил без малейшего напряжения и с абсолютной точностью повторял все движения и жесты, производимые д-ром Гришоном. Русские предложения он произносил довольно быстро, в то время как на своем языке он говорил медленно. Дело дошло даже до того, что он, под диктовку доктора, написал несколько слов на совершенно незнакомом ему языке, и самое интересное, что даже почерк носил русский характер.

Дебаты по этому докладу состоятся на следующем заседании Общества санкт-петербургских врачей. Как только официальные отчеты об этом диспуте будут готовы к опубликованию, мы сразу же ознакомим с ними наших читателей. Действительно интересно быть свидетелем того, как ученые подходят к признанию тех фактов, которые до недавнего времени совершенно отрицались.

Гипнотизм — это ни что иное, как Тратана йогов, концентрация сознания на кончике носа или между бровей. Это давно было известно аскетам и использовалось ими для достижения состояния самадхи — временного отделения души от тела, полного ухода человека от рабства физического с его грубыми чувствами. Это практикуется и по сей день.

«Теософист», февраль 1881 г.

?

* «Анализ вещей» в «Трансцендентальной физиологии» Поля Жибье, стр. 33-34.

* «Строго говоря, верно, что химическое исследование может рассказать нам совсем немного или даже ничего в отношении структуры живой материи, и… это также совершенная правда, что мы НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ о структуре какого-либо тела, безразлично, какого именно» (профессор Гёксли).

* Придворный поэт материи, м-р Тиндаль, признает в своей работе относительно действия атомов: «Из-за избытка сложности и запутанности… наиболее высокоразвитый интеллект, наиболее совершенное и дисциплинированное воображение приходят в замешательство при размышлении о проблемах. Мы становимся немыми от изумления, которое не может успокоить никакой микроскоп, и которое подвергает сомнению не только силу нашего инструмента, но даже то, обладаем ли мы сами интеллектуальными элементами, которые дадут нам способность всегда бороться с конечными структурными энергиями природы». И все же они без колебания борются с духовными и психическими проблемами природы — такими как жизнь, разум и высшее сознание — и приписывают всех их материи.

* «Анализ вещей, и т. д.» д-ра П. Жибье, стр. 213-214.

* См. «Эзотерическое Учение», скомпонованное и изданное уже после смерти Е.П.Б. ее ближайшей сподвижницей и ученицей — Анни Безант. Прим. ред.

* Профессор А. Г. Сейс говорит в своем замечательном предисловии к «Трое» д-ра Шлимана: «Естественной склонностью ученого наших дней является стремление датировать факты скорее более поздним временем, чем более ранним, и относить какие-либо факты к наиболее позднему периоду, насколько это возможно». Это так, и они все время это делают. Такая же тенденция чувствуется и в отношении признания идей древних, так как это предполагает наличие у древних философов какого-либо знания, неизвестного современным ученым. Самомнение и тщеславие!

* Если посмотреть «Китайский буддизм» Эдкина, то мы увидим, что этот миссионер, выдающийся ученый-китаевед, проживший в Китае долгие годы, говорит, хотя и с предубеждением, об эзотерических школах.

* См. предисловие к его переводу «Тимея».

* Eppur si muove — итал., слова Галилея: — А все-таки она вертится!

* Equus, лат.- лошадь

ОТДЕЛ VI

ОККУЛЬТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ

Истина может порой быть затемненной, но никогда не гаснет.

Тит Ливий

ТЕОРИЯ ЦИКЛОВ

В наше время вновь начала постепенно приобретать известность теория, впервые возникшая в самой старой из мировых религий, ведизме, воспринятая далее различными греческими философами, защищаемая впоследствии теософами средних веков, которая, однако, подверглась весьма примитивному отрицанию мудрых людей Запада, разделив эту участь со многим другим в этом мире сплошного отрицания. Еще раз, вопреки правилам, этим занимаются люди науки. Статистика событий самого разнообразного характера быстро накапливается и соотносится с серьезностью, которая требуется при исследовании важных научных вопросов. Статистика войн и периодов (или циклов) появления великих людей (по крайней мере тех, которые считались таковыми своими современниками, независимо от более поздних мнений); статистика периодов развития и прогресса в крупных торговых центрах; взлеты и падения искусств и наук; катаклизмов, таких как землетрясения и эпидемии; периодов экстраординарного холода и тепла; циклов революций, возвышения и падения империй, и так далее,- все это подвергается, в свою очередь, скрупулезному математическому анализу. Наконец, неожиданное внимание привлекают даже оккультные значения цифр в личных именах, в названиях городов, в событиях и тому подобных вещах. С одной стороны, значительная часть образованных людей устремляется в атеизм и скептицизм, с другой стороны, мы находим очевидные признаки того, что усиливается приток мистицизма в науку. Это свидетельство неукротимой потребности человечества, связанной со стремлением человечества убедить себя в том, что над материей существует Высшая Сила, оккультный и таинственный закон, управляющий миром, который мы должны изучать и пристально наблюдать, пытаясь приспособиться к нему, вместо того, чтобы слепо его отрицать, разбивая свои головы о скалы судьбы. Многие мыслящие умы, изучая благоприятные и неблагоприятные периоды в жизни народов и великих империй, были глубоко поражены одной и той же особенностью их истории, а именно, неизбежным повторением сходных исторических событий, происходящих по очереди в каждой из них через равные промежутки времени. Такая аналогия обнаружена между событиями, которые по существу представляют собой одно и то же, хотя с внешней стороны они могут различаться теми или иными деталями. Таким образом, вера древних в своих астрологов, предсказателей и пророков могла бы быть проверена путем оценки результатов многих из их наиболее важных предсказаний, независимо от того, предполагали ли эти прогнозы наличие каких-то сверхъестественных свойств у них самих. Поскольку предсказатели и авгуры во времена древних цивилизаций занимали те же самые места, которые сейчас заняты нашими историками, астрономами и метеорологами, постольку тот факт, что первые предвидели падение какой-либо империи или поражение в какой-то битве, не более удивителен, чем предсказания, которые последние делают в отношении возвращения кометы, изменения температуры или, скажем, окончательного завоевания Афганистана. Поскольку и те, и другие были по необходимости проницательными наблюдателями, далекими от остальных людей, занятие некоторыми науками могло преследоваться тогда так же, как и сейчас. Таким образом, наука сегодняшнего дня уподобляется «древней» науке тысячелетней давности. Будучи свободным и открытым, научное исследование сейчас доступно всем, тогда как в те времена оно принадлежало лишь немногим. Древняя или современная наука, обе они могут быть названы точными; действительно, если астроном сегодняшнего дня проводит свои наблюдения с помощью математических расчетов, то и древний астролог обосновывал свои прогнозы не менее проницательными и математически точными наблюдениями постоянно повторяющихся циклов. И поскольку секрет этой науки сейчас утрачен, дает ли это какие-либо основания говорить, что она никогда не существовала, или же считать, что поверив в нее, ты должен быть готовым принять «магическое», «чудесное» и тому подобные вещи? «Если, ввиду того значения, которого достигла современная наука, претензии на предвидение будущих событий должны рассматриваться либо как детская игра, либо как намеренный обман»,- говорит автор «Нового времени», лучшей ежедневной газеты Санкт-Петербурга в области литературы и политики,- «то следует обратиться к науке, которая начала заниматься регистрацией событий в их связи с прошлым, выясняя, существует или нет повторение этих событий с определенной периодичностью; другими словами, повторяются ли эти события через один и тот же определенный промежуток времени у разных народов; а если эта периодичность действительно имеется, то обусловлена ли она слепым случаем, или зависит от тех же самых естественных законов, от которых более или менее зависят многие явления человеческой жизни». Безусловно, справедливо последнее. Автор имеет очень хорошее математическое доказательство этого в своевременном появлении таких работ, как рецензируемая книга д-ра Е. Засса, и некоторых других. В последнее время появилось несколько научных работ, рассматривающих этот мистический предмет; мы обратимся сейчас к некоторым из них и к приведенным в них расчетам,- и мы делаем это тем более охотно, поскольку в большинстве случаев они принадлежат людям выдающихся знаний.

Скачать:PDFTXT

Новый Панарион Блавацкая читать, Новый Панарион Блавацкая читать бесплатно, Новый Панарион Блавацкая читать онлайн