Скачать:PDFTXT
Последний век Манвантары

назад. Если бы мы, не подкрепив вескими доводами данное предположение, сразу назвали бы количество тысячелетий, истекших с тех пор, у читателя за¬хватило бы дух. Поэтому начнем с фактов.

Перуанское гуано — прекрасное удобрение, состоящее из помета морских птиц, смешанного с их разлагающимися останками, яйцами, останками тю¬леней и тому подобным, скопившееся на островах Тихого океана и на побережье Южной Америки, ныне хорошо известно, равно как и процесс его образования. Его впервые открыл Гумбольдт и в 1804 году привлек к нему внимание всего мира. Описывая залежи гуано, покрывающие гранитные скалы островов Чинча и других слоем толщиной 15—20 метров, он отмечает, что за 300 лет после завоевания к этому слою добавилось лишь несколько линий . Сколько тысяч лет понадобилось для образования слоя толщиною почти двадцать метров — вопрос чисто арифметический. В связи с этим процитиру¬ем статью «Древности Перу» :

На островах Чинча на глубине около двадцати метров были обнаружены каменные идолы и сосуды, а на глубине десяти-одиннадцати метров — деревянные идолы. Из-под слоя гуано, на островах Гуаньапе (к югу от Трухильо) и Макаби (к северу от него) были извлечены мумии, птицы, птичьи яйца, золотые и серебряные украшения. На острове Макаби рабочие нашли несколько огромных золотых ваз, которые они разбили и поделили между собой несмотря на то, что им предлагали за них столько золотых монет, сколько весили эти вазы; таким образом, эти реликвии, представлявшие величайший интерес для ученых, были утрачены навсегда. Кто может вычислить, сколько веков понадобилось для того, чтобы на этих островах образовался одиннадцатиметровый слой гуано, — учитывая, что за триста лет, прошедших со времени завоевания, он практически не увеличился — тот сможет дать вам представление о древно¬сти этих реликвий» .

Если мы ограничимся только арифметическими вычислениями, то, принимая во внимание, что в одном дюйме 12 линий, а в одном футе 12 дюймов, и допуская, что каждый век слой этот увеличивался на одну линию, мы будем вынуждены признать, что люди, изготовившие эти драгоценные вазы, жили 864 000 лет назад! Сделав скидку на возможные ошибки и набавив на век по две линии, скажем, по дюйму на каждые сто лет, мы все же придем к тому, что 72 000 лет назад существовала цивилизация, которая, если судить по ее общественным сооружениям, прочности конструкций и величию зданий, не уступала нашей собственной, а в некоторых случаях и превосходила ее.

Придерживаясь представлений о периодичности циклов как для мира в целом, так и для народов, империй и племен в отдельности, мы убеждены, что наша современная цивилизация лишь последний рассвет того, что уже бессчетное множество раз было на этой планете. Это может и не быть точной на¬укой, но являет собою индуктивную и дедуктивную логику, основанную на теориях, гораздо менее гипотетических и более очевидных, нежели любая другая тео¬рия, считающаяся строго научной. Выражаясь словами профессора Ф.Ю.Найфера из Сент-Луиса, «мы друзья не теории, но истины», и до тех пор, пока истина не найдена, мы будем приветствовать любую новую теорию, какой бы непопулярной она ни казалась вначале, из опасения отбросить в своем невежестве тот камень, который со временем может оказаться краеугольным камнем истины. «Ошибки ученых почти неисчислимы, и не потому, что они — ученые, а потому, что они — люди», — говорит тот же ученый и далее цитирует благородные слова Фарадея: «Иногда, и весьма часто, суждение должно воздерживаться от окончательных выводов. Это может показаться очень неприятным и утомительным, но, так как мы все небезупречны, мы должны быть осторожными» («Экспериментальные исследования», 24-й выпуск).

За исключением нескольких самых известных руин, вряд ли когда-то предпринималась попытка подробного описания всех так называемых американских древностей. Однако для более полного выявления их сходства и различий такая работа абсолютно необходима. Если история религии и мифологии и, что гораздо важнее, происхождение, развитие и окончательное становление человечества будет когда-нибудь полностью разгадано, то лучше полагаться на археологические изыскания, нежели на гипотетиче¬ские дедукции филологии. Следует начать с кон¬кретных скульптурных воплощений древней мыс¬ли, более красноречивой в своей неподвижности, чем ее словесное выра¬жение, слишком подверженное искажениям из-за бесчисленных и многобразных интерпретаций. Это откроет нам более легкий и надежный путь к разгадке тайны. Археологические общества должны составить полную энциклопедию мировых реликвий, сопоставив наиболее важные предположения о происхождении каждой из них. Ибо, какими бы фантастическими и дикими ни казались на первый взгляд некоторые из этих гипотез, все же каждая из них может в свое время оказаться полезной. Часто полезнее знать, чем данная вещь не явля¬ется, нежели то, чем она является, как справедливо замечает Макс Мюллер.

Но подробное изложение не уместить в пределах нашей статьи. Однако, пользуясь отчетами государственных инспекторов, заслуживающих доверия путешественников, ученых, а также нашим собственным скромным опытом, мы постараемся в будущих номерах дать общее представление об этих древно¬стях нашим индийским читателям, которые, возможно, никогда о них и не слышали. Наши сведения почерпнуты из надежных источников, а обзор древних памятников Перу основан, по большей части, на вы-шеупомянутой талантливой статье д-ра Хита.

* * *

Очевидно, мы, теософы, — не единственные иконоборцы в этом мире лжи и лицемерия. Мы не единственные, кто верит в циклы и, вопреки библейской хронологии, склоняется ко взглядам, ко¬торые втайне разделяют многие, но публично вы¬сказывают лишь единицы. Мы, европейцы, только начали выходить из низовья нового цикла и развиваться по восходящей линии, в то время как азиаты, особенно индусы, являются оставшимися представителями народов, населявших мир в предшествовавшие и ныне уже минувшие циклы. Произошли ли арии от архаических жителей Америки, либо, напротив, последние произошли от доисторических ариев, — вопрос, на который не в состоянии ответить ни один человек. Но то, что некогда должна была существовать внутренняя связь между древними ариями, доисторическими жителями Америки (как бы они ни назывались) и древними египтянами, легче доказать, нежели опровергнуть. И возможно, если такая связь действительно существовала, было это во времена, когда Атлантический океан еще не разделял два полушария, как теперь.

В статье «Древности Перу» (опубликованной в мартовском «Theosophist») доктор Хит из Канзас-Сити — rara avis среди ученых, не боящийся вы¬сказывать истину, где бы он ее ни находил, прямо в лицо догматической оппозиции, подытожил свои впечатления от древних памятников этой страны в следующих словах:

Трижды Анды погружались на сотни метров в воды океана и вновь медленно достигали своих нынешних высот. Человеческой жизни не хватит даже для того, что¬бы подсчитать века, в течение которых это происходило. Побережье Перу с тех пор, как оно ощутило поступь Писарро, поднялось на 25 м. Если предположить, что Анды поднимаются неизменно и безостановочно, то прежде чем они достигли нынешней высоты, прошло, должно быть, 70 000 лет.

Кто может утверждать, что причудливая фантазия Жю¬ля Верна относительно погибшего континента Атлантиды не близка к истине? Кто может утверждать, что на месте Атлантического океана не существовал континент, густо населенный людьми, знавшими тонкости искусств и наук, и что эти люди, обнаружив, что земля их опускается под воду, не перебрались кто на запад, кто на восток, заселив таким образом два новообра¬зовав¬шихся полушария? Это объяснило бы сходство их архео¬логических сооружений и рас, а также различия, вызванные изменениями в характере соответствующих климатов и стран и адаптированные к ним.

Так различаются лама и верблюд, хотя и принадлежат к одному виду; деревья альгорраба и эспино; так индейцы племени ирокезов Северной Америки и древние арабы давали одно и то же название созвездию Большой Медведицы; так разные народы, лишенные вся¬кого общения и знаний друг о друге, делят зодиак на двенадцать созвездий и дают им одинаковые имена; а северные индусы называют Гималаи Андами, как жители Южной Америки назвали свою главную горную цепь . Стоит ли идти проторенной колеей и считать единственным «путем» заселения Западного полушария Берингов пролив?

Должны ли мы все еще помещать географический Эдем на Востоке и полагать, что земля, столь же пригодная для человека и геологически столь же древняя, чтобы стать заселенной, должна ждать бесцельных скитаний «потерянных колен Израилевых»?

Куда бы мы ни отправились исследовать древние памятники — в Северную, Южную или Центральную Америку, нас прежде всего поразит величие реликвий неведомых веков и рас, а также их по¬разительное сходство с курганами и сооружениями Древней Индии, Египта и даже некоторых частей Европы. Кто видел хотя бы один из этих курганов — видел все. Кто стоял пред циклопическими сооружениями одного континента, тот довольно точно мо¬жет представить подобные сооружения других континентов. Однако следует сказать, что о возрасте древностей Америки нам известно еще меньше, чем даже о древностях долины Нила, о которых не известно почти ничего. Помимо внешних форм, очевидно также и сходство их символики с символикой Египта, Индии и некоторых других мест. Стоя перед великой пирамидой Хеопса в Ка¬ире, перед величественным курганом высотой более 30 м на равнине Кухокиа, неподалеку от Сент-Луиса в Миссури (размеры которого у основания 213 x 244 м, площадь 32 000 м2, а объем около 560 000 м3), или перед кур¬ганом на берегу Браш Крик в Огайо, столь точно описанным Сквайером и Дэвисом, не знаешь, чем больше восхищаться — то ли геометрической точно¬стью, соблюденной удивительными таинственными строителями в архитектурных формах этих монументов, то ли скрытой символикой, которую они явно стремились выразить.

Курган в Огайо представляет собою змею длиною более 300 м. Изящно извиваясь причудливыми кольцами, она сворачивает свой хвост в конце тройной спиралью. «Насыпь являет собой фигуру 1,5 м высоты, шириною 9 м в центре, сужающуюся к голове и хвосту» . Шея змеи вытянута, рот широко раскрыт, в зубах — овальный предмет. По описаниям очевидцев, «овал образован насыпью высотою 1,2 метра и имеет идеальную форму; его поперечный и продольный диаметры — соответственно 25 и 49 метров». Все вместе представляют универсальную космологическую идею о змее и яйце. Догадаться об этом легко. Но как попал этот величайший символ герметической мудрости Древнего Египта в Северную Америку? Как случилось, что священные сооружения, обнаруженные в Огайо и других местах, эти квадраты, круги, восьмиугольники и другие геометрические фигуры, в которых легко узнаются основные идеи пифагорейских священных чисел, будто скопированы из «Книги Чисел»? Помимо мрака неизвестности, окутывающего их происхождение, о котором ничего не ведают даже индейские племена, в остальном сохранившие все свои предания, давность этих ру¬ин подтверждается существованием огром¬нейших и древнейших лесов, выросших на погребенных городах. Осторожные американские архео¬логи великодушно определяют их возраст в 2000 лет. Но кто их воздвиг, мигрировали ли их создатели, или же их смели с лица земли

Скачать:PDFTXT

Последний век Манвантары Блавацкая читать, Последний век Манвантары Блавацкая читать бесплатно, Последний век Манвантары Блавацкая читать онлайн