Скачать:PDFTXT
Последний век Манвантары

победоносные армии, какая-то страшная эпидемия или вселенский голодответить на это, по словам тех же археологов, «по-видимому, свыше человеческих возможностей».

Cамые древние обитатели Мексики, хоть немного известные истории, и то больше гипотетически, толтеки. Предполагают, что они пришли с севера и достигли Анауака в VII веке н.э. Им также приписывают возведение в Центральной Америке, где они расселились в XI веке, нескольких больших городов, развалины которых сохранились и поныне. В этом случае именно они, должно быть, высекли иероглифические надписи, покрывающие некоторые руины. Почему же тогда пиктографическая система письма, применявшаяся завоеванными народами Мексики, которой выучились также завоеватели и миссионеры, не дает ключа к расшифровке иероглифических надписей в Паленке и Копане, не говоря уже о Перу? И са-ми эти цивилизованные толтеки — кто они и откуда пришли? Кто такие ацтеки, появившиеся вслед за ними?

Даже среди иероглифических систем Мексики бы¬ли такие, изучение которых для иноземцев оказалось недоступным. Это так называемые таблицы юдициарной астрологии, «приведенные, но не разъясненные в опубликованном лордом Кингсборо труде» и считающиеся чисто метафорическими и символиче¬скими, «предназначенными лишь для жрецов и про¬рицателей и исполненными эзотерического смысла». Многие иероглифы на монолитах в Паленке и Копане — того же рода. Все «жрецы и прорицатели» были убиты католическими фанатиками, и тайна умерла вместе с ни¬ми.

Почти все курганы Северной Америки представляют собою террасированные холмы с веду¬щи¬ми наверх большими ступенчатыми пролетами, иногда квадратные, но чаще шести- и восьмиугольные или усеченные, которые во всех отношениях походят на теокалли Мексики и ступы Индии. Как возведение ступ в Индии приписывается пяти Пандавам Лунной расы, так и сооружение циклопических монументов и монолитов на берегах озера Титикака в Боливии приписывается великанам, пяти «изгнанным из-за гор» братьям. Они поклонялись Луне как своему праотцу и жили до наступления эпохи «Сынов и Дев Солнца». Сходство традиций ариев и южноамериканцев здесь слишком очевидно: Солнечная и Лунная ра¬сы Индии — Сурьяванша и Чандраванша — возрождаются в Америке.

Озеро Титикака, находящееся в центре одной из самых примечательных тектонических впадин земли, «протяженность которого почти 260 км, а ширина от 80 до 130 км, через реку, текущую по долине Эль Десагуадеро на юго-восток, соединяется с другим озером — Аулья¬гас, удерживающим более низкий уровень, вероятно, из-за испарения или фильтрации воды, ибо оно не имеет стока. Озеро Титикака расположено на высоте более 3 800 м над уровнем моря и является самым высокогорным водным резервуаром подобных размеров в мире» . Так как уровень воды в нем за исторический период сильно понизился, есть все осно¬вания предполагать, что некогда оно окружало возвышенность, на которой сохранились замечательные развалины Тиауанако.

Эти развалины, несомненно, исконные монументы эпохи, предшествовавшей периоду инков, столь же далекой, как и эпоха дравидов и прочих коренных жителей, предшествовавшая ариям в Индии. Хотя по преданиям инков великий законодатель и учитель перуанцев Манко Капак, этот Ману Южной Америки, распространял свои знания и влия¬ние именно из этого центра, все-таки это еще не подтверждено фактами. Если ай¬мары, «раса инков», ведут свое происхождение именно отсюда, как утверж¬дают некоторые, то почему же тогда ни инки, ни аймары, по сей день живущие на берегах озера, ни даже древние перуанцы совсем ничего не знают о своей истории? Кроме смутного предания, пвест¬вующего о «великанах», воздвигших эти величественные сооружения за одну ночь, нет ни малейшего намека. И у нас имеются основания сомне¬ваться, что инки относятся к расе аймаров. Инки утверждают, что происходят от Манко Капака, сына Солнца, а аймары считают этого законодателя своим наставником и основателем своей цивилизации. Но ни ин¬ки испанского периода не смогли доказать первое, ни аймары — второе. Язык аймаров сильно отличается от иничуа — языка инков, и, согласно д-ру Хиту, они были единственной расой, не утратившей своего языка после завоевания их потомками Солнца.

Развалины Тиауанако являют все признаки глубочайшей древности. Некоторые из зданий первоначально построены по пирамидальному плану, как и большинство американских курганов, и занимают площадь в несколько гектаров; но монолитные дверные проемы, колонны и каменные идолы, украшенные изящной резьбой, «выполнены в стиле, совершенно отличном от всех других памятников искусства, все еще открываемых в Америке» . Д’Орбиньи с большим энтузиазмом по¬вествует о развалинах.

Эти памятники [говорит он] состоят из кургана высотой свыше 30 м, окруженного колоннами; храмов от 200 до 400 м в длину, обращенных точно на восток и украшенных колоссальными угловыми колоннами; портиков, высеченных из монолитной каменной глыбы, от¬деланных рельефами тонкой работы, хотя и прими¬тивных в своей простоте, символически изображающих Солнце и его посланника, орла-кондора; базальтовых изваяний с барельефами, головы которых высечены почти как египетские; и, наконец, внутренних покоев дворца, сложенных из огромных, прекрасно обтесанных каменных блоков, зачастую достигающих размеров 6,4 x 3,7 x 1,8 м. В храмах и дворцах порталы не наклонные, как у инков, но вертикальные; а их внушительные размеры и массивные глыбы, из которых они выложены, превосходят своей красотой и величием все, что было позже создано правителями Куско .

Как и многие другие исследователи, Д’Орбиньи считает, что эти руины представляли собой творения расы, предшествовавшей инкам.

В этих реликвиях озера Титикака четко различаются два архитектурных стиля. Например, развалины на острове Коати совершенно сходны с руинами Тиауанако, как и огромные, изящно вырезанные каменные блоки, некоторые из которых, по описаниям видевших их в 1846 году, имеют «около 1 м в ширину, 60 см в длину и почти 2 м в толщину». В то же время на некоторых островах озера Титикака есть памятники огромной величины, «истинно перуанского стиля, скорее всего останки храмов, разрушенных испанцами». К первому типу принадлежит знаменитое святилище со статуей человека внутри. Его портал, высотою в 3 м и шириной 4 м, с прое¬мом 1,9 x 1 м, высечен из монолита. «На его восточном фасаде есть карниз, в центре которого стоит странная фигура человека, увенчанного лучами, перемежающимися змеями, украшенными гребнями на головах. По обе стороны этой фигуры расположены три ряда квадратных отсеков с человеческими и иными фигурами, явно символического характера…» Если бы этот храм был в Индии, его, бесспорно, причислили бы к храмам Шивы, но он находится на противоположном конце земного шара, где, насколько известно, не ступала нога ни шиваита, ни представителя племени нагов, хотя у мексиканских индейцев есть нагуаль — главный колдун и змеепо¬клонник. «Руины стоят на возвышенности, которая, судя по следам, оставленным вокруг водою, некогда могла быть островом озера Титикака; но уровень воды в озере ныне на 41,2 м ниже, а линия берега сдвинулась на 19,3 км. Этот факт, наряду с другими, подтверждает мнение, что руины эти древнее других, известных в Америке» . Итак, все эти развалины единодушно приписывают некоторому «неизвестному и таинственному народу, предшествовавшему перуанцам так же, как тульуатеки, или толтеки, предшествовали ацтекам. Похоже, это была цитадель высочайшей и древнейшей цивилизации Южной Америки, равно как и народа, оставившего по себе гигантские памятники своего могущества и искусства». И все эти памятники либо Драконтии — храмы, посвященные Змию, либо храмы, посвященные Солнцу.

Точно такого же характера и разрушенные пирамиды Теотиуакана, и монолиты в Паленке и Копане. Первые находятся примерно в 39 км от Мехико, в долине Отумла, и считаются одними из самых древних в этой стране. Две основные пирамиды посвящены, соответственно, Солнцу и Луне. Они построе¬ны из отесанного камня, имеют квадратную форму, четыре яруса и плоскую поверхность наверху. Наибольшая из них — пирамида Солнца (67,4 м в высоту, сторона квадратного основания 207,3 м) — занимает площадь в 4,5 гектара, почти как великая пирамида Хеопса. И все же пирамида Чолула, согласно Гумбольдту, на 3 м выше пирамиды Теотиуакана, сторона квадрата в ее основании равна 426,7 м, а занимаемая площадь — 18 гектаров!

Интересно послушать, что ранние авторы, историки, видевшие эти сооружения во время первого завоевания, говорят хотя бы о позднейших из них, например о великом храме в Мехико. Он представлял собой огромную квадратную площадку, «обнесенную стеной из камня и извести, толщиной в 2,5 м, с зубцами и украшениями в виде многочисленных каменных изваяний змей», — рассказывает один из них. Кортес говорит, что за этой стеной можно было бы легко разместить 500 домов. Земля внутри была вымощена отполированными камнями, столь гладкими, что «лошади испанцев все время по ним скользили», пишет Бернал Диас . В связи с этим уместно вспомнить, что мексиканцев завоевали не испанцы, а их лошади. Поскольку этот народ Америки никогда в глаза не видал ни одной лошади, то коренные жи¬тели, хотя и чрезвычайно храбрые, «были настолько испуганы видом лошадей и ревом артиллерии», что, приняв испанцев за существ бо-жественного происхождения, отправляли им в ка¬честве жертвоприношения людей. Одной этой суеверной паники до¬статочно, чтобы объяснить, почему горстка людей смогла так легко покорить неисчислимые тысячи вои¬нов.

Согласно Ф.Лопесу де Гомара , четыре стены, опоясывающие храм, соответствовали сторонам света. «В центре этой гигантской площади возвышался великий храм — громадное пятиярусное сооружение в виде усеченной пирамиды, облицованное камнем, имеющее в основании квадрат длиною 91 м, высотою почти 37 м, с плоской вершиной, где располагались две башни — алтари божеств, которым был посвящен этот храм», Тескатлипока и Уицилопочтли. Именно здесь прино¬сились жертвы и поддер¬живался вечный огонь. Ф.Х.Клавихеро говорит, что «кроме этой великой пирамиды… было еще сорок подобных сооружений меньших размеров, посвященных различным божествам. Одно из них — Тескакальи, «Дом Блестящих Зеркал»… было посвящено Тескатлипоке — Богу Света, Душе Мира, Жизнедателю, Духовному Солнцу». Жилища жрецов, которых, по описанию Сарате , насчитывалось до пяти тысяч, располагались поблизости, как и семинарии и школы.

«Пруды и фонтаны, рощи и сады, в которых выращивали цветы и ароматические травы для определенных священных ритуалов и украшения алтарей», имелись в изобилии; а внутренний двор был настолько велик, что «восемь или десять тысяч че¬ловек могли свободно танцевать в нем во время торжественных праздников», — пишет де Солис . Торквемада насчитывает в Мексике 40 000 таких храмов, но Клавихеро, говоря о величественных теокаллях Мексики (буквально домах Бога), считает, что их еще больше.

Сходство древних святилищ Старого и Нового Света настолько замечательно, что многие приходили в изумление, но лучше Гумбольдта его не выразил никто: «Какие поразительные существуют аналогии между памятниками старых континентов и толтеков, которые… воздвигли эти колоссальные сооружения, усеченные многоярусные пирамиды, напоминающие храм Бела в Вавилоне! С чего они копировали эти величественные строения?»

Великий естествоиспытатель равно мог бы спросить: откуда мексиканцы, эти жалкие языч¬ники, взяли все свои христианские добродетели? Прескотт пишет , что кодекс ацтеков «являет глубочайшее

Скачать:PDFTXT

Последний век Манвантары Блавацкая читать, Последний век Манвантары Блавацкая читать бесплатно, Последний век Манвантары Блавацкая читать онлайн