Скачать:PDFTXT
Последний век Манвантары

кажущихся чудесными и невероятными только для не знающих их причин. «Закон, формирующий слезинку, также заставляет вращаться планету». Имеется множество химиче¬ских сил — тепло, свет, электричество и магнетизм, механические возможности движения которых постигнуты еще далеко не все. Почему же тогда теософ, верящий в естественный (хотя и оккультный) закон, движимый стремлением постичь ее тайны, должен считаться либо шарлатаном, либо легковерным дураком? Потому ли, что, следуя традициям древнейших ученых, он избирает методы, разнящиеся от методов современного познания?

РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО

Оккультизм учит, что идеи, основанные на фундаментальных истинах, движутся во вселенной циклично, вращаясь по кругу и наполняя пространство, ограниченное нашим глобусом и планетарной, или солнечной, системой. Подобно вечным неизменным сущностям, описанным Платоном, они напитывают разумный мир, проникая в сферу мысли; и, в противоположность химическому сродству , они притягиваются и ассимилируются однородными универсалиями , являющимися исключительно продуктами человеческого ума, его мыслями и интуицией, опреде¬ленных сознаний. Их вечное движение подразделяется на периоды интенсивной активности и меланхолической пассивности.

Во время их активизации, как только в опреде¬ленной части планеты дается сильный импульс одной из таких основополагающих истин, устанавливается тесная связь между родственными вечными сущностями внутреннего мира размышлений философа и внешним планом идей, и тогда одинаково мыслящие люди, испытав воздействие в нескольких точках мозга, начинают генерировать идентичные идеи и выражать их зачастую почти одинаковыми словами.

Правильность этой доктрины часто подтверждалась современными оккультистами, а в настоящее время представлено еще одно доказательство того, что она нечто большее, чем правдоподобная догадка. Один из корреспондентов «The Indian Mirror», ровесника нашего журнала, в сообщении из Италии (см. выпуск от 31 марта 1883 г.) пишет, что по приезде во Флоренцию

…ему посчастливилось встретить джентльмена из Филадельфии (США), который написал книгу под названием «Религия будущего», находящуюся пока в рукописи. Этот джентльмен, автор книги, был воспитан в квакерских традициях, но теперь он вряд ли был бы признан в своей организации ортодоксом. За время путешествия по Англии, Германии и другим странам его взгляды претерпели такие существенные изменения, что он стал убежденным еретиком.

Наше внимание привлек краткий обзор «Религии будущего», сделанный упомянутым корреспондентом. Имя джентльмена-квакера не названо, но если бы нам сказали, что эта работа была написана нашим «светским учеником», являющимся, судя по его объяснению основополагающих теорий, преданным личным секретарем одного из Гималайских Махатм, то мы восприняли бы это как само собой разумею-щееся. Вероятнее всего, эрудированный оккультист, прочтя «Религию будущего» целиком, найдет в ней не одну страницу или даже целую главу, полную не¬лепостей и заблуждений. Все же, насколько мы поня¬ли, несмотря на погрешности в деталях, книга со¬вершенно достоверна в своих главных положениях. Пусть изучающие оккультизм убедятся в этом сами.

В «Религии будущего» изложена своеобразная доктрина о том, что Материя и Жизнь одинаково вечны и неуничтожимы; что Вселенская Жизнь — это Верховная Сущ-ность, необязательно всемогущая, но обладающая силами, бесконечно превосходящими все, о чем мы имеем представление на земле; что человек, достигнув моральной чистоты путем многократного воплощения на земном плане, поглощается этой Всеобщей Жизнью, или Высшей Сущностью; и что со всех концов Вселенной в эту Единую Жизнь постоянно вливается суммарный опыт всех благороднейших живых существ.

Мы выделили курсивом наиболее поразившие нас моменты. Эзотерическая доктрина архатов в общедоступном и развернутом изложении выглядит так:

1) Материя и Жизнь одинаково вечны и неуни¬ч¬тожимы, ибо они едины и идентичны; совершенно субъективная материя — следовательно, недосягаемая и недоказуемая (для физической науки), становится единой жизнью, или тем, что обычно подразумевается под словом «дух».

2) Гипотетическое божество (или Бог в виде индивидуальной Сущности) как нечто непостижимое логикой и здравым смыслом, не будучи предметом размышлений или обучения, поскольку оккультная наука ничего не принимает на веру, отнесено к категории высших абстракций и признается и понимается только в контексте так называемой «Всеобщей Жизни».

3) Проявляя свое всемогущество только при посредстве неизменных вечных Законов Природы, по которым строится Жизнь, это божество необязательно является всесильным per se.

4) Человек поглощается Всеобщей Жизнью, или Парабрахмом, и становится с ней единым только пос¬ле приобретения им полной чистоты, то есть осво¬бождения от материи и власти чувств; будди¬сты, индусы и другие древние азиатские философы одинаково признают это положение доктрины, так же как и то, что

5) человек «подвластен частым воплощениям на земле» до тех пор, пока не завершится его двойная эволюция, нравственная и физическая, в течение семи Кругов и он не достигнет предельного для земных условий совершенства. Данная теория была очень тщательно изложена «светским учеником» в последних «Фрагментах оккультной истины».

6) И наконец, «суммарный опыт» людей из всех частей вселенной «постоянно вливается в сознание Всеобщей Жизни» — это не что иное, как фундаментальная доктрина Тайной Науки, которая гласит, что «Мировой Разум является общей суммой всех прошлых, настоящих и будущих сознаний во вселенной. Это Океан Мысли, состоящий из несчетного количества капель сознания, выходящих из него и возвращающихся вновь. Если убрать все до последней капли, то Океан исчезнет» («Книга Архатов», раздел IV, лист 39).

О ЦИКЛАХ И НЫНЕШНИХ ЗАБЛУЖДЕНИЯХ

Астрономия и геология признали истинность герметической аксиомы. Наука более не сомневается в том, что миллиарды небесных объектов: солнца, звезды, планеты, системы как в составе Млечного Пути, так и за его пределами — имеют общее происхождение; и наша Земля не является исключе¬нием из этого правила. Но невзирая на это обстоятельство во Вселенной продолжается непрестанный и повсемест¬ный эволюционный процесс.

…Космические объекты возникли в разные эпохи, и скорость протекающих в них изменений тоже различна. Некоторые возникли чуть ли не в начале мира или же эволюционировали так быстро, что теперь их уже можно назвать умирающими. Некоторые же, наоборот, лишь начинают свое существование. Вполне вероятно поэтому, что процесс появления и угасания миров идет постоянно. Следовательно, космические объекты, пдобно царствам органической жизни, являют собой одновременную панораму всего цикла бытия. Таксоно¬мическая классификация различных ступеней животного сущест¬вования являет нам эволюционную последо¬ва¬тельность форм, повторяющихся на эмбриональной ста¬дии каждого индивида. Та же последовательность наблюдается и в смене геологических типов; и, следовательно, небесная таксономия тоже может рассматриваться одновременно и как космическая эмбриология, и как космическая палеонтология. (Alexander Winchell, World Life: or, Comparative Geology, p. 538—539).

Вот что говорит о циклах современная ортодоксальная наука. Сейчас это знание научно доказано и общедоступно, но в древности оно было оккульт-ным и являлось достоянием только лишь Посвященных, уже тогда пытавшихся систематизировать различные циклы. Великая система манвантары де¬лилась на несколько больших циклов; которые, в свою очередь, подразделялись на меньшие циклы — естественные колесики времени, складывающиеся в вечность. Но распространение этих знаний за священые пределы не допускалось — никто из посторонних не мог завладеть ключами к правильному истолкованию языка циклов; поэтому даже древние классики в вопросе о циклах нередко противоречат друг другу. Так, сообщают, что Орфей определял продолжительность «великого» цикла в 120 000 лет; а Кассандр, по сведениям Цензорина (De Die Natali, Chron. and Astron. Fragments), — в 136 000 лет. Аналогия — это закон и самый надежный путеводитель в мире оккультных наук, который не мешало бы использовать также и в области натурфилософии.

Вероятно, только тщеславие не позволяет современной науке принять и признать те огромной продолжительности временн’ые периоды, коими древние датировали время существования первых цивилизаций. Тот до крайности малый фрагмент, который был вырван из книги всеобщей истории человечества и гордо именуется теперь «нашей историей», вынуждает историков до предела сокращать продолжительность каждой исторической эпохи, дабы загнать ее в узкие рамки, изначально предписанные теологией. В силу этого даже самые либеральные из их числа не решаются воспринять цифры, предлагаемые древними историками. Бунзен, знаменитый египтолог, отвергает называемую Диогеном Лаэртским датировку хроник египетских жрецов — 48 863 года до Александра; но, судя по всему, еще большее изумление вызывают у него 10 000 астрономических наблюдений.

«Если эти наблюдения подлинные, то они должны бы¬¬ли проводиться на протяжении более чем десятитысячелетнего периода», — отмечает он. «Из их собст-венных древних хроник, — добавляет он также, — мы узнаем… что подлинная египетская традиция, что касается мифологического периода, охватывает мириады лет». (Egypt’s Place in Universal History, Vol. I, p. 14—15).

Попытаемся объяснить некоторые из этих великих и малых циклов, в том числе и их символиче¬ское значение. Начнем с цикла Маха-юги, оли¬це-творением которого является Шеша, огромный змий, называемый еще «ложем Вишну». Этот Бог есть Время и Пространство, персонифицированные самым философским и зачастую весьма поэтичным образом.

Говорят, что Вишну появляется верхом на Шеше в начале каждой манвантары как «Господь Творения». Шеша есть великий циклический (свернувшийся в круг) змий, который изображается глотающим свой собственный хвост. Это изображение с древних времен является символом Времени в Вечности. Время, как говорит Лок (An Essay Concerning Human Understanding), есть «протяженность, разграниченная мерными отрезками»; и Шеша разграни¬чивает эволюцию, символизируя ее периодические стадии. В периоды отдыха между «творениями» (пралайи) на нем спит Вишну; синий Бог (синий потому, что символизирует пространство и глубину бесконечности) пробуждается только тогда, когда Шеша склоняет всю тысячу своих голов, готовясь принять на них груз новой вселенной, покоящейся, как говорят, именно на головах великого змия. «Вишну-пурана» описывает его следующим образом:

Под семью мирами Патала есть форма Вишну, порожденная свойствами тьмы, именуемой Шеша, все свой¬ства которой не могут (полностью) перечислить ни Дайтьи, ни Данавы. Небесные духи (сиддха) [йогическая мудрость, сыны дхармы, или истинной религии] назы¬вают это существо Анантой [бесконечным], мудрецы и боги поклоняются ему. У него тысяча голов, украшенных чистым и зримым мистическим знаком [сва-стикой]; тысяча бриллиантов, венчающих его головы (пхана), излучают свет во все сферы… В одной руке он держит плуг , в другойпест… В конце каждой кальпы из его ртов вырывается ядовитое пламя, олицетворяемое Рудрой [Шивой-«разрушителем»]… в нем сгорают три мира. (H.H.Wilson, Vishnu-Purana. Ed. by Fitzedward Hall; Book II, chap. v, p. 211).

Сдедовательно, Шеша представляет собою цикл великой манвантары, а также дух жизненной силы и в то же время разрушения; тогда как Вишну, поддерживающая и охранительная сила, и Шива, по¬тенциальный разрушитель, оба являются аспектами Брахмы. Говорят, что Шеша обучил мудреца Гаргу — одного из древнейших астрономов Индии, хотя Бентли почему-то помещает его в истории только под 548 г. до н.э., тайным наукам, секретам небесных светил, астрологии, астрономии и различным знамениям. Шеша настолько велик и могуч, что вполне закономерным будет предположить, что когда-нибудь, в будущих столетиях, он окажет ту же самую услугу и нашим астрономам, коль скоро ни время, ни циклические изменения не в силах излечить скептиков от их слепоты.

Но оккультным истинам приходится противостоять и еще более слепому и непримиримому врагу, чем когда-либо была, есть или

Скачать:PDFTXT

Последний век Манвантары Блавацкая читать, Последний век Манвантары Блавацкая читать бесплатно, Последний век Манвантары Блавацкая читать онлайн