и мыслящих людей, верящих в существование Сокровенного Учения и Магии (существенно отличающихся друг от друга), чем это предполагают современные материалисты; и
б) что большинство этих верующих (включая многих теософов) не имеют определенного представления о природе Сокровенного Учения и смешивают его с оккультными науками в целом, включая «черную магию».
Их представления о силах, которыми Сокровенное Учение наделяет человека, и о путях, которые ведут к их приобретению, столь же различны, сколь и причудливы. Некоторые воображают, что требуется руководитель, указующий путь, — и что этого вполне достаточно, чтобы стать чем то вроде Занони. Другие полагают, что им необходимо лишь пересечь Суэцкий канал и добраться до Индии, чтобы превратиться в Роджера Бэкона или даже графа Сен-Жермена. Многие считают своим идеалом Маргрэйва с его вечной молодостью, и их мало заботит то, что плата за это — собственная душа. Не мало таких, которые, путая Сокровенное Учение с чистейшим «Аэндорским колдовством», «вызывают из мрака Стикса через зияющую Землю, к проходам света безобразных призраков», и хотят, чтобы на основании этого их считали законченными адептами. «Церимониальная Магия», воплощенная в законах, пародийно изложенных Элифасом Леви — является еще одним состряпанным alter ego философии Архатов древности. Короче говоря, те грани, в которых Сокровенное Учение предстает перед человеком, неискушенным в нем, отвечают многоцветности и различию всей широте человеческого воображения.
Не почувствуют ли эти кандидаты на Мудрость и Силу ярое возмущение, если им сказать чистую правду? Не только крайне полезно, но в данный момент становится абсолютно необходимо развеять иллюзии большинства из них, пока не стало слишком поздно. Истина может быть выражена в нескольких словах: Среди сотен пылких западников, называющих себя «оккультистами», не найдется даже полдюжины таких, которые обладают хотя бы приблизительно правильным представлением о характере науки, к овладению которой они устремляются. За немногими исключениями, все они стоят на прямом пути к Колдовству. И прежде чем возразить на это утверждение, пусть они приведут хоть в какой-нибудь порядок хаос, царящий в их умах. Пусть они сперва осознают истинное соотношение между Оккультными Науками и Сокровенным Учением (Оккультизмом), разницу между ними, и потом уже пылают гневом, если все еще чувствуют за собой право на это. А пока, да будет им известно, что Сокровенное Учение отличается от Магии и других тайных наук, как лучезарное солнце — от света коптящей свечи, как нерушимый и бессмертный Дух Человека — отражение абсолютного, беспричинного и непознаваемого Всего — отличается от смертной оболочки -человеческого тела.
На нашем высокоцивилизованном Западе, где современные языки формируются и слова создаются в соответствии с представлениями и мыслеобразами — что случается с каждым языком, — чем больше последние окрашивались материализмом в холодной атмосфере западного себялюбия и его непрестанной погони за благами мира сего, тем меньше испытывалось нужды в создавании новых терминов для выражения того, что молчаливо считалось чистейшим и давно уже изжившим себя «суеверием». Такие слова могли соответствовать лишь идеям, которым едва ли отводилось мест в уме образованного человека.
«Магия» — синоним трюкачества; «Колдовство» — эквивалент грубейшего невежества; «Оккультизм» — жалкое наследие помешанных средневековых философов Огня, Якобов Беме и Сен Мартенов; — и этих обозначений, по общему убеждению, более чем достаточно, чтобы покрыть все широкое поле «профессионального мошенничества». Это презираемые термины, употребляемые обычно только когда речь заходит о пылком хламе темного средневековья и предшествовавших ему веков язычества. Поэтому в английском языке нам не отыскать терминов, которые бы определяли и оттеняли разницу между подобными анормальными силами или науками, ведущими к обладанию ими, с той точностью, которая возможна в восточных языках, в первую очередь, в Санскрите. Какое же представление, например, слова «чудо» и «волшебство» (слова, по существу, идентичные по значению, поскольку оба выражают идею чудотворчества посредством нарушения законов природы, согласно толкованию признанных авторитетом) вызывают в умах тех, кто слышит или произносит их? Христианин — несмотря на «нарушение законов природы» — хотя и будет твердо верить в чудеса, так как последние, как утверждается, были сотворены богом через Моисея, презрительно отвергнет волшебные дела магов фараона, или же припишет их дьяволу. Именно последнего наши благочестивые враги связывают с Оккультизмом, в то время как их нечестивые противники, смеются над Моисеем, магами, оккультистами, и стыдятся уделить такому «суеверию» хотя бы одну серьезную мысль. И это от того, что не существует понятий, указующих разницу; нет слов для обозначения света и теней, и приводящих разграничительную линию между тонким и истинным — абсурдным и смехотворным. К последнему относятся теологические комментарии, утверждающие «нарушение законов Природы» человеком, Богом или дьяволом, к первому — научные «чудеса», волшебство Моисея и магов в сответствии с законами природы, причем тот и другие были обучены всей Мудрости Святилищ — выполнявших роль «Королевских Обществ» в те времена — к истинному Оккультизму. Последнее слово, конечно же, вводит в заблуждение, будучи прямым переводом составного термина Гупта Видиа, «Тайное Знание». Но знание чего? Несколько санскритских терминов могут помочь нам в этом.
Сущестует четыре (помимо многих других) названия различных видов Эзотерического Знания или Наук, которые даны даже в экзотерических Пуранах. Это — 1. Яджна-Видиа, (Яджна существует извечно», -говорится в Пуранах — «Ибо она изошла из Всевышнего… в котором она покоилась от «не начала». Она — ключ к Трайвидиа, трижды священной науке, содержащейся в стихах Риг, которые учат Ягам, или мистериям жертвоприношения. «Яджна», как нечто невидимое, существует во все времена, она подобна потенциальной энергии в электрическом аппарате, требующей лишь действия соответствующего прибора для выявления. Говорят, что она простирается от Ахаванья, или жертвенного огня, до небес, образуя мост или лестницу, посредством которой приносящий жертву может сообщаться с миром богов и духов, и даже при жизни восходить к их обитателям». — Мартин Хауг, «Айтарейа Брахмана».
«Яджна эта опять-таки является одною из форм Акаши; и мистическое слово, приводящее ее в действие и произносимое ментально посвященным Жрецом, есть Утерянное Слово, получающее импульс от СИЛЫ ВОЛИ».- «Разоблаченная Изида», т.1, введ. См. Хауг, «Айтарейя Брахмана») знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных религиозных ритуалов и обрядов. 2. Махавидиа, «великое знание», магия каббалистов и тантрического культа, часто колдовство наихудшего сорта.
3. Гухья — Видиа, знание мистических сил, пребывающих в Звуке (Эфир), следовательно — в мантрах (напевные мотивы и заклинания), и зависящих от ритма и мелодии, другими словами — магическое действо основанное на знании Энергий Природы и их взаимодействия. 4. АТМА — Видиа, термин, переводимый востоковедами просто как «Знание Души», истинная Мудрость, но означающий намного больше.
Последнее есть единственный вид Оккультизма, к которому должен стремиться каждый теософ, восхищающийся «Светом на Пути» и желающий стать мудрым и бескорыстным. Остальные же являются ветвями «оккультных наук», т.е. наук, основанных на знании коренной сущности всех вещей в Царствах Природы — минеральном, растительном и животном, — следовательно, вещей, принадлежащих к царству материальной природы, какой бы невидимой эта сущность ни являлась, и как бы ни ускользала до сих пор от взора Науки. Алхимия, Астрология, Оккультная физиология, Хиромантия -все они существуют в природе, и точные Науки — видимо, так называемые «точные», поскольку в этом веке парадоксальных философий они найдены не таковыми -открыли для себя уже не одну из вышеназванных наук. Но ясновидение, символом которого в Индии является «Глаз Шивы» и которое в Японии зовется «Безграничным Видением», не есть Гипнотизм, незаконное дитя Месмеризма, и не приобретается с помощью этих наук. Всем другим можно научиться и достигать результатов — хороших, плохих или нейтральных, но Атма-Видиа не придает им никакого значения. Она включает их всех и может даже временами, воспользоваться ими, но делает это, очистив их от шлака, только в благородных целях, позаботившись исключить любое своекорыстное побуждение. Поясним: любой мужчина или женщина может приняться за изучение одной или всех из описанных «оккультных наук» без какой-либо большой предварительной подготовки, и даже не подчиняя себя никакому хоть сколь-нибудь ограничивающему образу высокого уровня нравственности. В последнем случае, без сомнения, десять шансов к одному, что ученик разовьется в приличного колдуна, и очертя голову окунется в черную магию. Но что из этого? Вуду и дугпа веселятся и пируют над бесчисленными жертвами чар. То же делают и симпатичные джентльмены вивесекционисты и дипломированные «гипнотизеры» из медицинских институтов, с той единственной разницей между ними, что вуду и дугпа являются сознательными, а компания Шарко-Рише — бессознательными колдунами. Таким образом, поскольку обеим группам приходится пожинать плоды своих занятий и достижений в черной магии, зачем же западным приверженцам этой науки подвергать себя наказанию и славе, и в то же время лишать себя выгоды и радости, которые могут быть извлечены из этого.Ибо, мы повторяем — гипнотизм и вивисекция, как они практикуются в этих школах, суть чистейшее колдовство, минус знание, которым пользуются вуду и дугпа, и которое никакой Шарко-Рише не сможет получить даже за пятьдесят лет упорнейших исследований и экспериментальных опытов. Так пусть же те, кто захочет побаловаться магией, понимая ее природу или нет, и кто посчитает правила, возлагаемые на учеников, слишком жесткими для себя и поэтому откажется от Атма-Видии, или Оккультизма, -пусть обходятся без него. Пусть становятся колдунами — несмотря ни на что, даже на то, что они становятся вуду и дугпа на все десять следующих воплощений.
Но интерес наших читателей, наверное, обращен к тому, кто чувствует непреодолимую тягу к «оккультному», но кто в то же время не осознает истинной природы того, к чему стремится, а также не приобрел еще иммунитета против страстей, не говоря уже о том, чтобы стать бескорыстным.
Так как же обстоит дело с этим несчастным, нас спросят, которого противоположные силы раздирают надвое? Ибо уже слишком часто говорилось, чтобы опять повторяться, и факт этот явлен для любого наблюдателя, что раз в сердце человека по-настоящему возгорелось стремление к Оккультизму, во всем свете не найти ему мира и покоя. Вечно терзающее беспокойство, которое он не в силах подавить, гонит его в бешеные и неизведанные пространства жизни. Его сердце слишком полно страсти и своекорыстного желания, чтобы пройти в Златые Врата; он не в силах обрести покой и равноправие в повседневной жизни. Так должен ли он неминуемо пасть в колдовство и черную магию и в долгих воплощениях накапливать ужасную Карму? Нет ли для него другого пути?
Поистине, такой путь имеется. Пусть он стремится только к тому, что, как он чувствует, по силам ему. Пусть не возлагает на себя ношу, слишком трудную для себя. Не претендуя на степень «Махатмы», Будды или какого-либо Великого Святого, пусть