появляются и долгое время поддерживаются различные системы мышления, даже если они глупые, неточные и вредные.
Ученик. Какой ментальный настрой и какие мыс¬ленные установки необходимы для того, чтобы в ходе этих поисков защитить свой разум от возможного проникновения в него ложных идей?
Мудрец. Бескорыстие, альтруизм — на словах и на деле; желание исполнить волю Высшей Сущности, которая есть «Отец Небесный»; преданность человеческой расе. Далее следуют, конечно же, са-модисциплина, правильное мышление и хорошее образование.
Ученик. Значит, необразованный человек в этом случае находится в менее выгодной позиции?
Мудрец. Не всегда. Человек с углубленным образованием зачастую настолько крепко привязан к какой-либо одной мировоззренческой системе, что безапелляционно отвергает едва ли не все мысли, идущие вразрез с его предубежденным мнением. Тогда как человек откровенно невежественный спосо¬бен с готовностью воспринимать истину, хотя и может испытывать затруднения с ее словесным выражением. Необразованные массы, как правило, сохраняют представление об универсальных природных истинах, но далеко не всегда могут их внятно сформулировать. В основе большинства великих открытий, сделанных учеными, лежит именно под¬сознательный телепатический обмен мыслями. Причем нередко источником мудрых мыслей служит совершенно безвестный и невежественный (с точки зрения образованных людей) человек, которому эти мысли кажутся совершенно естественными и очевидными; но, будучи телепатически «присвоенными» человеком ученым, они приносят последнему мировую известность именно благодаря его способности грамотно и обоснованно их излагать.
Ученик. Распространяется ли это обстоятельство на деятельность Адептов, принадлежащих к светлым Ложам?
Мудрец. Да. Им известны все истины, о которых может мечтать человек; но, в то же время, они способны скрывать их от тех пытливых умов, которые еще не готовы правильно их использовать. Однако при этом они все-таки демонстрируют упомянутым умам некоторые картины, связанные с объектами их поисков, что представляется обладателям оных умов — по собственному признанию многих из них — «вспышкой» просветления, увенчивающей их размышления. Временно приостановив дальнейшие поиски, они спешат по¬ведать миру о своей находке, которая приносит им впоследствии славу великих мудрецов. Адепты постоянно оказывают исследователям подобного ро¬да помощь, но в то же время периодически «транслируют» на весь мир информацию о природных истинах в гораздо более полном объеме, нежели даже в случае с Е.П.Блаватской. Разу¬меется, о массовом восприятии и признании этой информации речь пока не идет, поскольку эгоистические тенденции и стремление к личному успеху не позволяют людям воспользоваться благословением, которое может принести чужой опыт. Но коль скоро эта информация осознанно передается с расчетом на будущие столетия, в положенное время она непременно принесет свои плоды.
Ученик. Как Адептам удается следить за эволюцией мышления, например, в западном мире?
Мудрец. Для этого им достаточно осознанно присоединить свой разум к разуму ведущих мыслителей нашего времени, и им тут же станет известно все, что достигнуто в плане развития общественного мышления на данный момент, и даже то, что будет достигнуто в ближайшем будущем. Адепты де-лают это постоянно, так же как постоянно делятся собственными мыслями с пытливыми и восприимчивыми умами, ибо они заинтересованы в дальнейшей эволюции человеческого разума.
* * *
Ученик. Существуют ли в белой магии или добром оккультизме какие-либо фундаментальные правила? Я имею в виду правила, подобные десяти заповедям Христа или основным гражданским правам, защищающим жизнь, свободу и имущество человека.
Мудрец. Такие правила существуют, причем весьма строгие. Их нарушение не может пройти даром ни для кого и требует обязательного искупления. Эти правила изобретены не каким-либо гениальным умом, но представляют собою естественные законы природы, разума и души; и следовательно, их невозможно отменить или аннулировать. Человек может нарушать их и при этом всю жизнь (или даже больше, чем целую жизнь) избегать наказания. Однако его «противоправные» поступки создают множество негативных причин, которые со временем преобразуются в следствия; и можно не сомневаться в том, что рано или поздно эти следствия вернутся к самому нарушителю. В этом случае карма действует так же, как и всегда, исполняя функции Немезиды, которая действует хотя и не всегда оперативно, но зато неот¬вратимо.
Ученик. Следовательно, этот процесс не имеет ничего общего с практикой, описываемой в некоторых мистических романах и других художественных произведениях, где говорится, что адепты или какие-то исполнители их воли возлагают на себя функции детективов и полиции и, выследив нарушителя правил, отдают его под суд собственного трибунала, определяющего для него меру наказания?
Мудрец. Нет, на самом деле такой практики не существует. Напротив, собратья-адепты и их ученики всегда стараются помочь нарушителю — нет, не избе¬жать наказания, но предпринять искреннюю попытку создать новые, положительные причины, которые могли бы, хотя бы отчасти, нейтрализовать прежние, негативные. Эти новые причины должны быть направлены на благо человечества, поскольку всякий грех также отражается на многих людях. Если же нарушитель не желает компенсировать доб¬рыми делами свои прегрешения, его просто предоставляют законам природы, которые, по сути дела, являются законами его собственной внутренней жизни и потому никак не могут быть обойдены. В романе Бульвер-Литтона «Занони» фигурирует суровый Учитель Меджнур, который пытается помочь Занони даже тогда, когда он окончательно запутался в им же самим сплетенных сетях, приведших его в конечном итоге к разрушению. И Меджнур и За¬нони знали закон. Последний страдал из-за ранее совершенной ошибки, которую ему необходимо бы¬ло искупить; а первый, хотя и был поначалу слишком строг и даже жесток, старался помочь своему другу (ибо так долж¬ны поступать все, кто верит в братство), а впоследствии и вовсе сожалел о том, что сразу не проявил должного понимания.
Ученик. Есть ли в оккультизме правило, примерно соответствующее христианскому — «Не укради»?
Мудрец. Это правило уже давно сформулировал древний мудрец. Оно гласит: «Не желай чужого имущества». Это лучше, чем «Не укради», поскольку для того, чтобы украсть, надо сначала пожелать чужую вещь. Если вы крадете, потому что голодны, вас еще могут простить, ибо человек может воз¬желать чужую пищу, чтобы самому не остаться голодным; но прочие вещи человек крадет из желания обладать ими. В понятие чужого имущества входит все, что есть у другого человека, а не только его деньги. Это могут быть идеи, сокровенные мысли, умственные и прочие способности, физическая энергия, психические силы — словом, все, чем человек может обладать на разных уровнях. И даже если человек сам готов раздать все, что у него есть, другой не должен желать заполучить это.
Следовательно, у вас нет права проникать в чужой разум без разрешения его владельца и похищать оттуда то, что вам не принадлежит. Если же вы нарушите это правило, вы просто превратитесь во взломщика на ментальном и психическом уровне. Ничего нельзя брать без разрешения для личной выгоды, пользования, престижа и так далее. Однако вы можете брать то, что необходимо для общего блага, если только вы достаточно совершенны и добродетельны для того, чтобы уметь полностью отделять от того, что вы берете, личностный элемент. Как видите, это правило закрывает до¬ступ к чужому разуму тем, кто стремится приобрести психические способности ради собственной выгоды. Если дать таким людям внутреннее зрение и слух, к которым они так стремятся, никакая сила не смогла бы потом помешать им совершать кражи на невидимых уровнях всякий раз, когда им попадалась бы незащищенная природа. И поскольку большинству из нас еще весьма далеко до совершенства (настолько, что для его достижения нам потребуется еще немало жизней), Учителя Мудрости не спешат вкладывать в наши слабые руки оружие, которое может повредить в первую очередь нам самим. Закон неумолим; и все случайно появившиеся бреши затянутся, хотя последствия их возникновения могут сказываться еще долгие годы. Черная Ложа, напротив, стремится привить ок¬культ¬ные способности как можно большему числу слабых, грешных и несчастных смертных, ибо тем самым умножается число ее жертв.
Ученик. А есть ли правило, которое соответствовало бы христианскому — «Не лжесвидетельствуй»?
Мудрец. Есть; это правило, запрещающее внушать другому человеку ложные и неправильные мысли. Когда вы научитесь проецировать свои мысли в чужой разум, вам не следует внушать ложные мысли кому бы то ни было. Фальшивая мысль входит в человека и начинает эхом звучать внутри него, производя тем самым лжесвидетельство, сбивающее с толку внутреннего наблюдателя, который осмысливает поступающие извне впечатления.
Ученик. Как можно приостановить естественное функционирование разума, когда перед ним начинают возникать картины чужой частной жизни?
Мудрец. Для обычного человека это действительно сложно. Вот почему подавляющее большинство людей не обладает такой способностью. Как я уже говорил, ее всеми силами стараются скрыть от человечества. Но когда обученная душа путешествует в своем мире, она контролирует свое зрение: и, если перед нею появляется нечто такое, что она не собирается принимать, она тут же отворачивается. С каждой такой неприемлемой картиной поступает предупреждение, которое необходимо принять к сведению.
Это правило применяется довольно часто и потому известно многим — в том числе природным ясновидящим, хотя многие из них даже не подозревают о том, что этим знанием может обладать кто-то еще, помимо них самих.
Ученик. Что вы имели в виду, когда говорили о предупреждении, которое приходит вместе с запретной картиной?
Мудрец. В этом царстве даже самая мимолетная мысль становится либо голосом, либо картиной. Все мысли создают образы. Но у каждого человека есть сокровенные мысли и желания, вокруг ко¬торых он создает другие образы, отражающие его стремление сохранить свои секреты при себе. Ясновидящим эти «охранные» мысли представляются либо изображениями, либо голосом, предупреждающими о том, что дальше продвигаться в данном направлении не следу¬ет. В некоторых случаях предупреждение принимает форму человека, приказывающего остановиться, а иногда это бывает голос или даже просто явственное ощущение того, что информация запретна. Выбор конкретного варианта предупреждения зависит от особенностей характера ясновидящего.
Ученик. Какую мысль или знание можно извлечь из всех этих правил?
Мудрец. Общее знание, а также философское, религиозное и моральное. А именно: в мире разума нет изобретательских патентов и законов об авторском праве, ибо они являются чисто человеческими изобретениями и связаны с конкурентной системой. Если человек размышляет над чисто философской проблемой, она не является его собст-венностью, согласно законам природы, она принадлежит всем. В этом царстве нет места для личной славы или выгоды, и никто не может заявить права на единоличное пользование общечелове¬че¬ским достоянием. Следовательно, каждый ясно¬видящий может позаимствовать из его мыслей столько, сколько ему вздумается, но и сам, в свою очередь, не должен претендовать на исключительное обладание полученной таким образом информацией. Точно так же обстоит дело и со всеми прочими благотворными материями. Они принадлежат всем. И если какой-нибудь Спенсер наизобретает множество полезных для человечества вещей, столкнувшийся с ними ясновидящий может присвоить их все до единой. Однако лишь очень немногие мыслители могут похвастать оригинально¬стью своих умозаключений. Они гордятся ими, как достижением