Скачать:PDFTXT
Смерть и бессмертие

у подножия величественного Непата. Задолго до христианской эры здесь стоял город – одни называли его Бхагван, другие Дитза-ван – посвященный Ахура-Мазде или Ормузду. Страна эта изобилует преданиями, и даже монастырские библиотеки сберегли множество подлинных памятников этих дохристианских веков. Среди прочих там есть один толстый манускрипт, содержащий начертанные на пергаменте хроники всех празднеств армян-огнепоклонников. С особой пышностью отмечался Новый Год, начинавшийся у них в августе. Армянская цивилизация, отшлифованная зороастрийской философией, похоже, пользовалась чуть ли не всеми современными удобствами. Эти хроники (четвертый век христианской эры) содержат повествование о смерти и погребении Высшего Жреца Матана (чьим привидением меня ежедневно стращают местные жители) – брата царя Тиграна III. Когда он почил, царственный родственник воздвиг в его память величественный храм огня. При нем было несколько гостиниц, предлагавших бесплатно кров и пищу каждому путнику и утешение пилигримам, независимо от их национальности. Увы! То были последние солнечные дни их веры… В 302 году царь Тиридат, вместе с придворными и армией, был крещен на том же самом месте, в водах Евфрата, Григором Озаренным. Нет сомнений, что преподобный святой счел себя озаренным блестящею идеей; ибо не осени она его тогда – многие миллионы крещеных армян оставались бы огнепоклонниками и по сей день. Хотя царь и часть его придворных приняли христианство, народ ему воспротивился и был насильно обращен в новую веру. Чтобы сломить их сопротивление, в тот же год Григор посоветовал царю сровнять с землею храм огня в Бхагване и воздвигнуть на его месте христианскую церковь, куда и поместили затем реликвии (бедренную кость и кости двух пальцев), якобы принадлежавшие святому Иоанну Крестителю, или «Предтече». В период полуторавековой зависимости от Македонии (с 325 г. до Р.Х.) армяне приняли для своего халдейского человека-рыбы Аннедота имя Ованес. Их легко заставили поверить в то, что «Ованес Креститель», загнавший их в воду, был тождественен Ованесу или Оанну, наставлявшему их предков, восставая из вод, вступая и погружаясь в них – до, во время и после наставлений. Короче говоря, идентичность имени и стихии оказалась полезным союзником в плане, состряпанном дипломатичным святым. К концу одиннадцатого века вся Армения приняла христианство

[386].

Мораль, которую можно вывести из этой истории, такова: старики умирают, рождается новое поколение, но тот же фанатичный и сектантсткий дух, что воодушевляет миссионера и священника сегодня, воодушевлял и миссионера и священника древности, ибо священническая каста – самая стойкая. Эта легенда и вера в халдейского Оанна – единственная отличительная черта современного парсизма у древних армян. И тем не менее, я не берусь сказать, что в парсизме до периода Сасанидов не было такой же веры, хотя бы и в форме легенды. В то время, когда с падением Сасанидов угасли последние искры персидской государственности, почти все их книги и писания, которые пощадил Александр, были утеряны. Династия Сасанидов, я знаю, восстановила религию Магов во всем ее первозданном великолепии; а древние халдейские Маги веровали в Оанна – человека-рыбу, вестника, посланного им Белом, Солнечным Божеством, дабы наставлять человечество, как говорит Берос, жрец Храма Бела. Признать в Зороастре реформатора религии Магов значит приблизить эпоху его процветания к самому порогу христианской эры, а в таком случае никогда бы не существовало столь большого расхождения относительно времени его жизни, какое существует ныне и какое мы находим у греческих историков.

В заключение письма – еще несколько слов. В 634-639 годах византийский император Ираклий, возвращаясь из похода в Персию и найдя церковь слишком убогою для хранения такого сокровища, как реликвии «Предтечи», приказал снести это строение и воздвигнуть на его месте гигантский монастырь. Его внешние величественные и грандиозные пропорции изумляют путешественника и по сей день. Это самое большое здание в Армении. Но внутри него – мрак и пустота. Стена, на которой высечена надпись о похвальном деянии византийского императора, изрешечена мусульманскими пулями… Купол покоится на четырех массивных гранитных колоннах, внутри которых выдолблен ряд комнат, расположенных в несколько этажей друг над другом, с винтовыми лестницами, вьющимися вокруг них и идущими к каждой келье, с потайными ходами, прорубленными в стене и ведущими их обитателей в час опасности на вершину купола, а оттуда – прямо в сердце горы, к ее многочисленным естественным пещерам. Вследствие недавних вторжений курдов, исчезла последняя церковная утварь и алтарь – и даже святое бедро и два пальца не смогли уберечь этого места. И только библиотека, состоящая из книг и древних манускриптов, сваленных, как ненужный хлам, в углах келий и не прельстившая ни одного курда, разбросана по всем комнатам. Из трех монахов, находившихся здесь в 1877 году, остался лишь один. В благодарность за кинжал и немного серебряных абазов

[387], он дал мне несколько ценных манускриптов…

И[лларион]

Ч[лен] Т[еософского] Общества]

Апрель [1881].

ПРИМЕЧАНИЯ

Спиритуализм и оккультная истина

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 5, February, 1882, pp. 113-115.

Буддийская мораль

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 6, March, 1882, p. 143.

Реинкарнация в Тибете

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 6, March, 1882, pp. 146-148.

Настоятельная необходимость составления словаря по метафизике и спиритуализму

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, April, 1882, pp. 167-168.

Замечания к статье «Философия духа»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 8, May, 1882, pp. 192-196.

Эта статья является рецензией Субба Роу на работу Уильяма Оксли «Философия Духа» (Oxley

W. The Philosophy of Spirit, illustrated by a New Version of the Bhagavad-Gita. London, 1881), которую рецензент рассматривает с точки зрения эзотеризма и брахманизма. Е.П.Блаватская сделала примечания к некоторым предложениям и словам текста.

Замечания к статье «Философия духа»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 12, September, 1882, pp. 298-303.

Статья написана У.Оксли в ответ на рецензию Субба Роу на его работу «Философия духа». У.Оксли пишет: «Чем бы это ни представлялось с позиций современного ортодоксального брахманизма, осмелюсь думать, что «просвещенные» буддисты вряд ли высказали бы такое строгое суждение». Е.П.Блаватская комментирует ремарки У.Оксли.

Замечания к статье «Медиумы и йоги»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. Ill, № 8, May, 1882, pp. 197-198.

Кажущиеся «противоречия»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. HI, № 9, June, 1882, pp. 225-226.

Предсказание грядущих событий

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 10, July, 1882, pp. 243-244.

Замечания к статье «Поездка по ближнему Тибету»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. HI, № 12, August, 1882, pp. 264.

«Тхарана», или месмеризм

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 11, August, 1882, pp. 268-269.

Эта корреспонденция получена от Н. Чидамбарама Айера, бакалавра искусств, за ней следует комментарий Е.П.Блаватской.

Комментарии к статье «Загадка левитации»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 11, August 1882, pp. 271-272.

Автор статьи, У.Р.Фринк, которого сильно заинтересовали напечатанные в журнале «The Theosophist» сообщения о способностях индусских йогов по желанию вызывать каталептическое состояние, выделять свое астральное тело, ходить по воде и летать по воздуху, спрашивает, является ли полет птиц и плавание рыб волевым актом, как и у йогов. На это Е.П.Блаватская дает свои комментарии.

Видения в кристалле

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. III, № 11, August, 1882, pp. 287-288.

«Разоблаченная Исида» и журнал «Теософ» о перевоплощении

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, August, 1882, pp. 288-289.

Из «Писем Махатм к А.П.Синнетту» и «Писем Е.П. Блаватской к А.П.Синнетту» явствует, что эта статья была продиктована Е.П.Блаватской Учителем К.Х.

Замечание к статье «Письма об эзотерической философии»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, №12, September 1882, p. 295.

Текст заметки мог принадлежать перу Е.П.Блаватской, хотя ее подпись как редактора журнала «The Theosophist» отсутствует. Описывая посмертные состояния, автор статьи рассказывает об инкубах и суккубах (инкуб —

элементал мужского рода, суккуб — женского), привидениях средневековой демонологии, вызываемых из невидимых сфер человеческой страстью и вожделением, и об элементариях.

Замечание к статье «Озадачивающие вопросы»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 12, September 1882, p. 306.

Автор статьи, Б.Р.Найду, обнаруживает много противоречий во взглядах философов на причины страданий и несчастий людей и выражает свое мнение, что «это является тайной даже для самых мудрых». Ссылаясь на доктрину о карме, в том виде как она изложена в Пуринах, он пишет: «Нас также учат, что мы повторно рождаемся в вице неразумных существ, а иногда даже неодушевленных предметов». Е.П.Блаватская дает комментарий.

Электричество: материя или сила?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 12, September, 1882, p. 318-319.

Эта статья приведена полностью, так как она непосредственно связана с той, что следует за ней. Автор статьи – неизвестный теософ.

Что такое материя и что такое сила?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 12, September, 1882, pp. 319-324.

В «Письмах Е.П.Блаватской к А.П.Синнетту» она уверяет, что этот ответ написан Учителем К.Х. Неизвестно, был ли он продиктован ей или получен иным способом.

Ч.К.М. и «Разоблаченная Исида»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. Ill, № 12, September 1882, pp. 324-326.

Это был дух или что-то другое?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, №1, October 1882, pp. 23-25.

Смерть и бессмертие

Статья впервые опубликована в журнале «The

Theosophist», vol. IV, № 2, November 1882, pp. 20-28.

Является ли самоубийство преступлением?

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 2, November, 1882, pp. 31-32.

Замечания к статье «Является ли самоубийство преступлением?»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, p. 91.

Замечания к статье «Выдержки из трудов Элифаса Леви»

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 2, November, 1882, pp. 36-38; № 4, January, 1883, pp. 84-85.

Загадочное племя

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 82-83.

Призрак предупреждает

Статья впервые опубликована в журнале «The Theo-sophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 85.

Разумное объяснение постов

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 88.

Е.П.Блаватская комментирует письмо одного из корреспондентов.

О духе и материи

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 4, January, 1883, pp. 89-90.

Е.П.Блаватская комментирует письмо одного из корреспондентов.

Гороскопы и астрология

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 9, January, 1883, pp. 94-95.

Е.П.Блаватская отвечает на письмо одного из корреспондентов.

Пугала науки

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 5, February, 1883, pp. 105-108; № 7, April, 1883, pp. 169-170; № 8, May, pp. 193-194.

Священное дерево Кумбум

Статья впервые опубликована в журнале «The Theosophist», vol. IV, № 6, March,

Скачать:PDFTXT

Смерть и бессмертие Блавацкая читать, Смерть и бессмертие Блавацкая читать бесплатно, Смерть и бессмертие Блавацкая читать онлайн