Пирра были единственными, кто спасся после всемирного потопа. После высадки на Парнасе, по указанию бога Зевса, закутав головы и распустив пояса, оба они бросили позади себя «останки Великой Матери», то есть камни. Из камней, брошенных Девкалионом, возникли мужчины, а из камней Пирры – женщины.
[347] Издубар — имя легендарного халдейского героя, могущественного великана, о котором рассказано на так называемых ассирийских табличках.
[348] См. «Историю древнего мира, составленную по историческим памятникам. История Вавилонии» Джорджа Смита, под ред. А.Г.Сейса, Лондон, 1877, с. 36 («Ancient History from the Monuments: the History of Babylonia» by George Smith, edited by A.H.Sayce. London, 1877, p.36). Здесь снова их количество уменьшено до семи, как в случае с Ману, и десятью Праджапати и десятью Сефиротами из «Книги Чисел».
[349] Рахасья (санскр.) – название Упанишад. Буквально «сокровенная сущность знания».
[350] Upa-ni-shad означает, согласно авторитетным браминам, «победу над невежеством посредством раскрытия тайных духовных знаний». По мнению Монье Уильямса, это название, образованное от корня shad и приставок ира и ш, означает «нечто таинственное, лежащее под верхним слоем».
[351] «Гимн Пране», Атхарваведа, XI, 4.
[352] Непосвященные часто путают каранашариру с лингаша-рирой, поскольку первая описывается как внутренний зародыш, или непроявленный эмбрион тела. Но оккультисты рассматривают ее как жизненное (тело), или дживу, которое исчезает – удаляется – после смерти, оставив 1-й и 3-й принципы распадаться на составные элементы.
[353] Нъяя (санскр.) – одна из шести даршан, или школ философии в Индии; система индусской логики, основанная Гаутамой Риши.
[354] Прамейи (санскр.) – то, что следует доказать, или доказательства.
[355] Падартха (санскр.) – Падартхи; предикаты существующих вещей, именуемые так в ваишешике, или «атомистической» философской системе, основанной индийским философом Канадой (Kanada). Эта школа – одна из шести даршан
[356] Предикат — логическая формула.
[357] Катила —
Риши, основавший философскую систему аналитической метафизики под названием сан-кхья (одна из шести даршан)
[358] «Санкхъя-карика» — самый ранний (III
в. н.э.) из дошедших до нас трактатов, посвященных санкхье. Автор – Ишваракришна.
[359] «М.А.(Оксон)». — Статья была написана У. Стейнтоном Мозесом и опубликована в г. «Light», London, v. Ill, № 121, April 28, 1883, p. 198-199.
[360] …на эту же тему. —
Эти важные замечания сделаны Е.П.Блаватской.
[361] В действительности – две разные работы: Psychogruphy: a Treutise on one of the objective forms of phychic or spiritual phenomena, London, 1878 amp; 1882. – Spirit/dentity, London, 1879.
[362] Зачастую медиум может ничего не знать или никогда не слышать об имени посетившего его «духа». В этом случае его мозг просто выполняет функцию гальванической батареи для тела умирающего или умершего человека.
[363] Рефаим (евр.) – призрак, фантом.
[364] Шеол (евр.) – в еврейской картине мира ад, область неподвижности и бездействия, в отличие от Геены.
[365] Гадес (греч.) – Аид, «невидимая» страна теней, одной из областей которой является Тартар – место абсолютной тьмы, наподобие области глубокого сна без сновидений в египетской Аменти (разделенной на четырнадцать областей, каждая из которых была предусмотрена для определенного состояния покойника после смерти).
[366] Агриппа фон Неттесхайм Генри Корнелий (1486-1535) – немецкий астролог, врач и философ.
[367] Тритхемий, Иоганн Тритхейм (1462-1516) – немецкий оккультист и мистик.
[368] Парацельс Филипп Ауреол Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541) – немецкий оккультист, врач и естествоиспытатель
[369] Зачастую медиум может ничего не знать или никогда не слышать об имени посетившего его «духа». В этом случае его мозг просто выполняет функцию гальванической батареи для тела умирающего или умершего человека
[370] …[монада, Буддхи]… — Выделения квадратными скобками сделаны Е.П.Блаватской
[371] Генри Морли «Жизнь Генри Корнелия Агриппы фон Неттесхайма, доктора и рыцаря, прослывшего магом», Лондон: Чапмен и Холл, 1856, в 2-х томах. (Henry Money. The Life of Henry Cornelius Agrippa von Nettesheim, Doctor and Knight, commonly known as a Magician. London: Chapman and Hall, 1856, Vol. HI, pp. 200-202.).
[372] Сиддхи (санскр.) – 1) святые и мудрецы, ставшие почти божественными; также иерархия Дхиан Коганов. 2) Букв, «качества совершенства», феноменальные силы, обретаемые йогами благодаря святости.
[373] Гомпа (тибетск.) – храм или монастырь.
[374] Флуд Роберт (1574-1637) – великий английский натурфилософ (преемник Дхона Ди), теолог, алхимик, музыкант, врач и астролог.
[375] Мирандола Пико Делла (1463-94) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.
[376] Авалокитешвара (санскр.) – «Наблюдающий Владыка», эзотерически – Высшее Я, Логос – как небесный, так и человеческий.
[377] …«декларированных нами целей». — Имеются ввиду три цели Теософского Общества, провозглашенных при его основании: 1) Образовать ядро Всеобщего Братства Человечества без различий расы или вероисповедания. 2) Способствовать изучению философии Востока и священных рукописей мировых религий. 3) Исследовать скрытые тайны Природы, а также психические и духовные возможности человека.
[378] Булъвер-Литтон Эдвард (1803-73) – английский романист, драматург и политик. Автор знаменитого мистического романа «Занони».
[379] «Киратарджунъя Бхарави» (санскр.) – индийский эпос, прославляющий доблесть Арджуны в борьбе с Шивой, принявшим облик лесовика.
[380] Тантра (санскр.) – в индуизме и буддизме буквально «закон» или «ритуал». Определенные мистические и магические труды и обрядовые церемонии, главной особенностью которых является преобладание культа Шакти (божественной силы, или энергии женского начала).
[381] Гайомарэтан (авест.) – смертная жизнь. Гайомарт (сред-неиранск., букв. – живой смертный) – в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный и первый праведник, павший жертвой Ангро-Майнью. – Прим. Е.П.Б.
[382] В «The History of Babylonia» (p. 49-50) Джордж Смит выражает мнение, что библейский Арарат «означает не гору, называемую ныне Арарат, а горную страну, расположенную к югу от нее, недалеко от озера Ван». Великий ассиролог вряд ли мог слышать об этом предании и, должно бытъ, высказал эту идею в силу некоторых знаний, основанных на более весомых аргументах, нежели народное предание. Но одно подтверждает другое. – Прим. Е.П.Б.
[383] Не путать с солнечным божеством Белом и Ваалом – двумя куда более древними богами. – Прим. Е.П.Б.
[384] Скорее, в тысячелетия, ибо, согласно хронологии, оставленной нам Беросом, царствование этого царя длилось 8 сари —
28800 лет. – Прим. Е.П.Б.
[385] Один из анналов-цилиндров гласит, что это море являлось частью великой хаотической глуби, из которой был сформирован наш мир; небесная область, где обитали «боги и духи» (посвященные Маги или Сыны Бога), находилась с ними по соседству, но не в их стране. — Прим. Е.П.Б.
[386] «Иоанн Креститель, ассоциируемый обычно с Водами – просто Петро-Павловское имя и символ еврейского Ионы (проглоченного китом) и первого Посланника, ассирийского Оанна… Рыболовы и ловцы человеков Евангелий своим происхождением обязаны именно этому мифу». (Енох, «The Book of God», V. II, p. 80.) И это представляется еще более вероятным в связи с тем, что мусульманские жители Мосула, находящегося неподалеку от развалин Ниневии, веками считали, что холм, называемый ими «Небби Юнус», хранит на своей вершине гробницу или гроб пророка Ионы; а раскопки Лаярда на соседней горе Куюнджик обнажили колоссальное изваяние Рыбы-Бога Оанна – вероятнее всего, давшего рождение более поздней легенде. – Прим. Е.П.Б.
[387] Мелкая серебряная монета, распространенная в старину на Кавказе. – Прим. Е.П.Б