Скачать:PDFTXT
Хроники познания истины

Божественной Природы и показала им истинную связь, соединяющую все воедино, удовлетворили страстное стремление своего ума данной теософией или религией, является еще одной причиной, почему тем, кто жаждет истины, следует изучать истинные требования каббалы ко всем выходящим на поиски оккультной науки. Эта теософия, порожденная Богом в раю, была взращена и взлелеена наилучшими из Небесных Ангельских воинств и осеняет лишь самых святых людей на Земле — ее получают Жрецы и Цари… Ангелы, создавшие теософскую школу в раю, получили от Бога и передали людям знание, которое запечатлелось на клеточном уровне <…>; от человека к человеку, в Египет, на Восток, в Иудею переходила эта доктрина.

Моисей, постигший всю мудрость египтян, был посвященным и в первых четырех книгах «Пятикнижия» символически изложил приципы Тайной Доктрины, но утаил их во «Второзаконии»… это устанавливает мужчину первым… а женщину — второй. Моисей посвятил 70 старейшин, и они, в свою очередь, из уст в уста передавали Чудесную Мысль. Изо всей цепи, составлявшей линию преемственности, Давид и Соломон были наиболее посвященными в тайны каббалы. Однако никто не решался записать их до Симона бен Йохаи, жившего во времена разрушения Второго Храма. После его смерти его сын Равви Елеазар и его секретарь Равви Аббах взяли его трактаты и составили из них знаменитый труд, известный под названием «Зогар» (то есть Сияние) — самый известный и авторитетный в мире источник и сокровищницу каббалы, которая передавалась по линии преемственности, пока ее не приняли Патриархи, пророки и так далее.

Именно поэтому она и называется каббалой — от двух древнееврейских слов — что означает «получать», то есть учение, полученное через устную традицию, а также потому, что оно передавалось через посвященных и, как указано в иудейских священных писаниях, сокровенными знаками, непонятными для тех, кто не был обучен в мистериях; она названа также по определенным начальным буквам благодать. Различие между словами каббала и массора состоит в том, что первое обозначает акт получения, который мог осуществить только тот, кто достиг определенного возраста жизни, определенного состояния святости и определенной сакральности.

Массора же означает передачу без учета особого возраста святости и степени сакральности. Замысел каббалы состоит в разрешении следующих великих проблем.

1. Природа Высшего Бытия.

2. Источник, Сотворение или зарождение мира, или Вселенной.

3. Сотворение, зарождение или исток ангелов и человека.

4. Конечная участь ангелов, человека и Вселенной — втягивание.

5. Уяснение истинного смысла иудейских священных писаний.

В этом заключается переход от беспредельного к конечному (таков наш способ распознавания различий), происхождение разнородного из однородного или разнообразия из Единства — материи и формы из чистого разума или бесформенного принципа — действие чистого разума на материю; и это несмотря на бесконечную пропасть между ними — отношение Творца к сотворению и творениям, чтобы научиться наблюдать то, что мы называем Провидением, Законом или Порядком.

Постижение этих величественных проблем требует самого невозмутимого состояния ума — совершенного абстрагирования от жизненных забот и тревог и, насколько это возможно, горячего желания и решимости знать или получить (или вступить в rapport с истиной). «Царство Небесное силою берется, и бесстрашные покоряют его», — говорит Святой Иоанн. С этим я и представлю Небесную Доктрину Высшего Бытия и Учение сефирот, или Эманаций.

Будучи беспредельным по своей природе, которая неизбежно предполагает, что он является абсолютным Единством и непостижим и что нет ничего без него и что все пребывает в нем, — он называется Эйн Соф, то есть Бесконечное, Безграничное.

В этом состоянии — как Эйн Соф — он непостижим интеллектом, ибо интеллект в этой точке не пребывает.

(На этом рукопись прерывается).

ТЕТРАГРАММАТОН

Я советую всем вместе и каждому в отдельности серьезно задуматься над истинными и важнейшими плодами знания, дабы искать его не ради удовольствия окружающих и не ради того, чтобы возвыситься над ними; не ради выгоды, не ради славы, или чести, или продвижения по службе, или других подобных целей — низменных и фальшивых; но только ради улучшения и возвышения жизни, упорядочения и совершенствования ее в духе милосердия.

Бэкон

В настоящей статье я не намерена ехать в Тулу со своим самоваром. Это значит, что я не собираюсь учить ученых брахманов, открывая им тайны их собственной религиозной философии. Я только хочу поделиться некоторыми соображениями на счет Универсальной Каббалы, хотя эта тема весьма неудобна как предмет для полемической дуэли. Если не иметь вместо головы энциклопедию, напичканную цитатами, цифрами, символами и стихами, разбросанными среди многих кроров128 страниц, подобная полемика может принести скорее вред, нежели пользу. Ни один из участников диспута не потеряет в результате ни одного из своих сторонников, равно как и не приобретет новых, так как никого из них заведомо не удастся переубедить.

Повторяя вслед за сэром Т.Брауном, что «не завидую тем, кто знает больше меня, но жалею тех, кто знает меньше», я берусь за рассмотрение вопроса, в котором действительно кое-что смыслю, и могу привести в поддержку своего мнения достаточно солидные авторитеты.

Я изучала каббалу более тридцати (собственно, почти сорок) лет и потому, как мне кажется, могу позволить себе опереться на «Зогар» как достаточно авторитетное сочинение. Тем более что я не намерена устраивать дискуссию, но ограничусь лишь констатацией некоторых фактов. Четыре имени и учения каббалы выдвигаются в противовес нашей семеричной доктрине:

I. Нам говорят, что Тетраграмматон «есть путь… к окончательному единению с Логосом», так как его мистическое «строение, представленное священной Тетраграммой, не имеет семеричного основания».

II. Что, «согласно одному из древнейших установлений архаичной Религии Мудрости, макрокосм следует рассматривать через призму Малкута»129.

III. Что а) «Шекина есть андрогинная, двуполая сила» и б) что ее «следует рассматривать как руководящий принцип при истолковании строения микрокосма».

IV. Что «ее [Шекины] мужская форма изображается в виде фигуры человека, сидящего на мистическом троне (из видения Иезекииля)»130.

Боюсь, однако, что вышеприведенные высказывания не совсем корректны. Я бы даже сказала, что они абсолютно неверны. И в подтверждение своих слов могу сослаться на авторитет трех основных книг «Зогара»: «Книгу Сокровенной Тайны» и два «Собрания» — «Большое» и «Малое»; а также на книгу «Kabbalah Denudata» Кнорра фон Розенрота, «Сефер Иецира»131 с комментариями и «Aech Metzareph», содержащую ключ к каббалистическому символизму (напомню к тому же, что все эти книги дополняются различными старинными рукописями).

Аксиома, эхом дошедшая до наших дней со времен седой древности, гласит, что первым шагом к знанию должно стать понимание и признание собственного невежества. Похоже, что я уже прошла через это, поскольку в полной мере осознаю, что невежественна во многих вопросах, и признаю, что знаю до обидного мало. Но все-таки то, что я знаю, я действительно знаю.

И, возможно, будь я мудрее, данное обстоятельство не огорчало бы меня, но радовало; ибо если

невежество есть Божие проклятие132,

как это говорил Шекспир, то слишком большое

Знание при слабой мудрости, с ним сладить неспособной,

Как норовистый Коньбеда для Седока133…

Однако в данном конкретном случае я не боюсь, что кто-то или что-то может выбить меня из седла. Я бы даже сказала, что это абсолютно невозможно, когда у меня прямо перед глазами лежит «Зогар», а в нем — ни много ни мало — сто семьдесят фрагментов текста с несколькими сотнями комментариев и толкований, посвященных одному только истинному значению Тетраграмматона. В то же время «никто из людей не всеведущ» — errare humanum est; и коль скоро ни один из нас, насколько мне известно, еще не достиг сияющих высот всеведения Будды или Шанкарачарьи, то самым разумным в данном случае будет сопоставить различные записи и разъяснить все то, что мы имеем право разъяснять. Таким образом, я постараюсь рассказать об истинной природе Тетраграмматона, доказав при этом, что его четыре буквы — всего лишь глиф, маска, метафизически скрывающая его связь и соотношение с вышестоящим и нижестоящим мирами. Я не намерена прибавлять к своему рассказу никаких собственных домыслов и рассуждений, поскольку это — плоды моего собственного учения, принадлежащие только мне одной, так что широкой публике они вряд ли будут интересны. Я лишь напомню, что говорит о Тетраграмматоне «Зогар», и поделюсь тем, что поведал мне лично в Палестине один посвященный еврейский раввин (уверена, его пояснения без труда поймет каждый ученый каббалист).

I. Тетраграмматон имеет в каббале различные наименования. Это IHVH, Микропросопус (в отличие от AHIH, Макропросопуса) — то есть малое лицо, отражение (искаженное материей или Малкутом — его невестой, матерью-землей) Большого, или вернее — Бесконечного, Лица; и, следовательно, он — противоположность Макропросопуса. Но кто такой или что такое сам Макропросопус?

II. Это не Эйн Соф (Не-Существование, или Не-Бытие); и то же самое можно сказать о Тетраграмматоне, поскольку и AHIH, и IHVH — это глифы существования, символы земной-андрогинной, равно как и разнополой — мужской и женской — жизни. И тот, и другой, следовательно, связаны с Малкутом; а Малкут, как известно, есть Хе-ева — «мать всего живого», и потому наше духовное восприятие не должно смешивать его с EHEIEH — единой абсолютной Сущностью, или Бытием (как называют его некоторые, невзирая на все попытки раввинов набросить этот покров на своего экзотерического бога). То есть оба они — отражения Эйн Софа, еврейского Парабрахмана, ибо Эйн Соф — негативен, а эти двое представляют фактическую, позитивную жизнь и, следовательно, являются майей, или иллюзией.

Прямым подтверждением вышесказанному является их двойное присутствие в изображении креста — древнейшего фаллического символа134, который, как показано в «Kabbala Unveiled» (Introd., p. 31), выглядит следующим образом:

AH. IH.

IH. VH.

III. В каббале есть два Тетраграмматона, или вернее будет сказать, что каббалистический Тетраграмматон имеет двойственную, а если уж на то пошло, то и тройственную, четверичную и даже семеричную структуру. Он становится девятью и тринадцатью только ближе к концу, когда «тринадцать», или Единство, уничтожает семерку, символизируемую «семью нижестоящими», которые суть все те же «семь царей Едомских» (если речь идет о расах) и семь «низших сефиротов» (если говорить о человеческих принципах). Первый Тетраграмматон это вечно скрытый Отец, который сам является эманацией вечного света и, следовательно, уже не Эйн Соф. Это не четырехбуквенный Тетрактис, но только лишь квадрат в плоскостном, так сказать, изображении. Это идеальная геометрическая фигура, образованная четырьмя воображаемыми линиями, абстрактный символ абстрактной идеи, или четыре «математические» линии, окружающие «математическое» пространство, — что можно представить, «равным образом, как ничто, окружающее ничто» (как это утверждает д-р Генри Пратт, говоря о треугольнике, в своих «Новых аспектах жизни и религии»). Призрак, окутанный четырьмя дуновениями жизни. Вот что можно сказать об «Отце» — Макропросопусе-Тетраграмматоне. В то время как:

IV. Микропросопус-Тетраграмматон — «Сын», или Логос — это треугольник в квадрате; семеричный куб, или, как поясняет м-р Дж.

Скачать:PDFTXT

Хроники познания истины Блавацкая читать, Хроники познания истины Блавацкая читать бесплатно, Хроники познания истины Блавацкая читать онлайн