Скачать:PDFTXT
Хроники познания истины

эмфатически дважды; в то время как 1881 год — год его смерти, «изображенный буквами того же алфавита — составит слова “khai-tze”, то есть живой — выйди, или, в переносном смысле, “жизнь — кончайся”…»

Конечно, скептики не преминут заметить, что все это лишь слепая случайность и «совпадение». И мы не настаивали бы на обратном, если бы это замечание исходило от принципиальных атеистов и материалистов, которые, отрицая все нами сказанное, остаются лишь последовательными в своем неверии, имея такое же право на собственное мнение, как и мы. Но мы не можем обещать той же степени снисхождения нападающим на нас религиозным фанатикам. Ибо эта категория лиц, презирая отвлеченную метафизику и даже астрологию — систему, основанную на строго математических расчетах, принадлежащую к точной науке наряду с биологией и физиологией и открытую экспериментам и проверке, — будет твердо верить, что картофельная болезнь, холера, железнодорожные катастрофы, землетрясения и тому подобное — божественного происхождения и, исходя непосредственно от Господа, преисполнено значения и связано с человеческой жизнью в ее высших аспектах. Именно этому сорту теистов мы говорим: докажите нам существование личностного Бога — либо внутри, либо вне физической природы, предъявите нам его как внешнего деятеля, Правителя Вселенной; явите его обеспокоенным людскими деяниями и судьбами и влияющим на них, по крайней мере, так же значительно и ощутимо, как солнечные пятна влияют на судьбу овощей, — что ж, тогда смейтесь над нами. А пока никто не может предоставить подобного доказательства, давайте, выражаясь словами Тиндаля, «склоним головы и признаем свое невежество: священник и философ, все до единого».

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ «ДВЕНАДЦАТЬ ЗНАКОВ ЗОДИАКА»

[Эта ценная научная статья Субба Роу182 сопровождена несколькими примечаниями Е.П.Блаватской к различным терминам и утверждениям автора.]

[Относительно знака Девы]:

Дева-Скорпион — когда никто, кроме посвященных, не знал о существовании двенадцати знаков Зодиака. Для профанов за Девой-Скорпионом следовал Стрелец. В срединной точке, или же точке соединения, там, где ныне помещаются Весы, и у знака, ныне именуемого [так] и следующего за Девой, были вставлены два мистических знака, остававшиеся непонятными для профана.

[О зодиакальном знаке, который Субба Роу именует Крокодилом]: Древние западные астрономы никогда не называли это созвездие Крокодилом; они изображали его рогатым козлом и так и называли — Козерог.

[О принципе, называемом Субба Роу Дживатмой и представленном, по его словам, знаком Сингха, то есть Льва]:

В своем низшем и самом материальном состоянии это жизненный принцип, оживотворяющий материальные тела животного и растительного царств, и т.д.

[Об утверждении Субба Роу, что знак Сингха, или Льва, также представляет «истинного Христа, чистого духа-помазанника, хотя миссионеров эта интерпретация может и покоробить»]:

Тем не менее, это утверждение верно. Дживатма в микрокосме (человеке) — та же духовная сущность, что оживляет и Макрокосм (Вселенную); характерное различие между двумя Дживатмами состоит в том, что обе суть два состояния одной и той же Силы. Стало быть, «сей сын Параматмы» является извечной корреляцией Отца-Причины, ибо Пуруша проявляется как Брахма из «золотого яйца» и становится Вселенной — Вирадж. Мы все «рождены Адити, из воды» (Ригведа, Гимны Марутам, кн. X, гимн 63, 2), и «Сущее рождено из не-сущего» (Ригведа, мандала I, гимн 164, 6).

[Об астральном свете]:

Само имя Канья (Дева) показывает, насколько древние эзотерические системы были созвучны в своих фундаментальных доктринах. Каббалисты и философы-герметики именуют астральный свет «святою или небесною Девой». Астральный свет в своей совокупности является седьмым. Отсюдасемь принципов, рассеянных в едином целом, или шесть и о д и н — два треугольника и венец.

[Об утверждении Субба Роу, что «Дживатма разнится от Параматмы или “Баддха”183 отличается от “Мукты” тем, что находится во власти этих 36 таттв184, тогда как Мукта — свободен»]:

Подобно тому, как Бесконечное разнится от Конечного, а Необусловленное от Обусловленного.

[О 36 таттвах]:

36 — это трижды 12, или 9 Тетрактисов, или 12 Триад — самые священные из каббалистических и пифагорейских чисел.

[О знаке Макара, или Козла (Козерога)]:

Прочитайте в августовском номере (за 1881 год) статью «Пятиконечная звезда», где мы говорим о том, что пять вершин пятиконечной звезды — пентаграммы — символизируют две руки, две ноги и голову человека.

[О «девяти Праджапати — помощниках Демиурга»]:

Девять каббалистических сефирот, эманирующих из Сефиры десятой, и глава сефирот — идентичны. Три троицы или триады, с их эманирующим принципом, образуют пифагорейскую мистическую Декаду — сумму всего, символизирующую весь Космос.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЛУНАТИК»

О пагубном влиянии лунного света очень хорошо известно, и недавно этот вопрос весьма оживленно обсуждался некоторыми немецкими учеными. Врачи и физиологи наконец начинают осознавать, что поэты ввели их в заблуждение. Будем надеяться, что скоро они придут к выводу, что восточные оккультисты обладают более достоверной информацией об истинных свойствах нашего вероломного спутника, чем западные астрономы со своими огромными телескопами. Действительно, «прекрасная Диана», «Царица Ночи», та, что в «заоблачном величии» «…сняла покров со своего неповторимого сиянья и тьму рассеяла серебряным плащом»185, является коварнейшим (ввиду своей неочевидности) врагом своего сюзерена и его детей: растений, животных и человека. Не касаясь оккультных и, в основном, неизвестных свойств и проявлений луны, ограничимся перечислением известных науке и даже профанам.

Вредоносное влияние луны на умственные и физические функции человека осуществляется несколькими путями. Ни один опытный капитан не позволит своей команде спать на палубе в полнолуние. Недавно целым рядом тщательно проведенных экспериментов было неопровержимо доказано, что ни один человек, даже с исключительно крепкими нервами, не может длительное время сидеть, лежать или спать в комнате, залитой лунным светом, без ущерба для здоровья. Каждая наблюдательная домохозяйка или бакалейщик знают, что любые продукты при лунном освещении портятся намного быстрее, чем в темноте. Теория о том, что причина этого явления кроется не в особой тлетворности луны, а в хорошо известном факте, что все преломленные и отраженные лучи действуют разрушительно — оказалась несостоятельной. Эта гипотеза не может дать исчерпывающего объяснения в нашем случае. Так, во время затмения луны 21 января 1693 г. умерло втрое больше больных людей, чем в предыдущие и последующие дни. Лорд Бэкон терял сознание в начале каждого лунного затмения и приходил в себя, когда оно заканчивалось. Карл VI в 1399 г. становился лунатиком при каждом новолунии и в начале полнолуния. Было обнаружено, что возникновение ряда нервных заболеваний, особенно эпилепсии и невралгии, совпадает с определенными фазами луны — и единственным средством от них, как мы знаем, является солнце. После многодневных обсуждений немецкие мудрецы не могли придумать ничего лучшего, чем признать: «Несмотря на то, что некая мистическая и роковая связь между ночным светилом и большей частью болезней человека, животных и растений уже давно считается общепризнанным фактом, все же в настоящее время мы не в состоянии определить причину такой зависимости».

Конечно, нет. Кто из этих великих врачей и физиологов с детства не знаком с широко распространенным в Древней Греции поверием о том, что маги, и особенно колдуны и чародеи Фессалии, имели неограниченную власть над луной, передвигая ее по небу по своему желанию лишь силой заклинаний и создавая таким образом ее затмение? Но это все, что они знают, пока не добавляют к этому убеждение, что в основе данного мифа лежит только глупое суеверие. Вероятно, они правы, и невежество в их случае может быть блаженством. Но, по крайней мере, оккультисты не должны забывать, что Изида египтян и греческая Диана, или Луна, были идентичны: обе носили на голове полумесяц или коровьи рога, последние являются символом молодой луны. Не одна тайна природы надежно сокрыта «под покрывалом» Изиды и Дианы, которые были антропоморфными символами или богинями природы, чьими жрецами и почитателями являлись величайшие и могущественные Адепты этих государств. Один только факт, что храм Дианы в Арисии обслуживался жрецом, который убивал своего предшественника, скажет изучающему оккультизм о многом, ибо это служит свидетельством того, что в храмах Дианы — величайшей из всех наиболее почитаемых богинь Рима и Греции, — начиная с храма в Эфесе, одного из семи чудес света, и кончая упомянутым храмом в Арисии, происходили такие же мистические посвящения, как и в священных храмах египетской Изиды: то есть иерофант, сняв покров с богини, или показав неофиту обнаженную истину, должен был умереть.

[О НАДИ ГРАНТХАМАХ]

[В одной из своих статей Н.Чидамбарам Айер пишет: «Очень немногие из нынешних индусов, а еще меньше из так называемых образованных индусов, знают о существовании того, что именуется Нади Грантхамы и содержит правдивые записи жизней… всех людей, когда-либо живших, живущих ныне и которым только предстоит родиться! Могут спросить, возможен ли такой труд, в котором поместились бы имена всех представителей человечества?». Е.П.Блаватская дает комментарий.]

Если работа мощного потока жизни, проносящегося через нашу планетную цепь, была тщательно изучена древними Адептами и если количество планетных Кругов, различных рас и подрас человечества на каждой планете и число воплощений каждой духовной монады, проплывающей в потоке жизни, были давно подсчитаны с математической точностью, о чем уже было сказано во «Фрагментах оккультной истины», — то создание книги, включающей все подробности, которые предоставляет любая из Нади Грантхам, не превышает человеческих возможностей.

БУДДИЗМ

«СВЕТ АЗИИ»186

Поэма в стихах индийского буддиста

Весьма своевременно вышла в свет работа в поэтической форме, одна из тех, чей сюжет, несомненно вызовет дискуссию и резкую критику, хотя ее внешнее оформление безупречно. Она посвящена «Верховному, Великому Магистру и Кавалерам самого величественного ордена — Звезда Индии»; автор ее — г-н Эдвин Арнольд, Кавалер ордена «Звезда Индии», директор Декан-колледжа в Пуне — проведя несколько лет в Индии, очевидно, изучил эту тему con amore. В предисловии он выражает надежду, что настоящая работа, а также его «Индийская Песнь Песней» — оставят память о том, кто любил Индию и индийский народ». И надежда эта не беспочвенна, поскольку, если кто из западных поэтов и завоевал право на благодарную память азиатских народов и если кому суждено жить в их сердцах, так это автору «Света Азии».

Новизна, а с христианской позиции, неприемлемая манера изложения сюжета, уже повергла в изумление одного критика. Описывая обложку тома как «яркую, в желто-золотистых тонах», он полагает, что эта книга «особенно ценна потому… что исходит от человека, который в течение долгого пребывания в Индии впитал в себя философию буддизма». Это, добавляет он, «не критика религии, заведомо считающейся ложною, но трогательное изложение религии, содержащей столь много истинного, устами ее приверженца [sic]». Многие идентифицируют «воображаемого приверженца буддизма», о котором г-н Арнольд пишет в предисловии, с самим автором, который теперь, выражаясь словами его критика, «предстает перед нами в своем истинном свете». Мы рады этому; это редкий комплимент любому писателю нынешнего поколения,

Скачать:PDFTXT

Хроники познания истины Блавацкая читать, Хроники познания истины Блавацкая читать бесплатно, Хроники познания истины Блавацкая читать онлайн