Скачать:PDFTXT
Хроники познания истины

вопрошает «Каши Кханда»12. Но это высказывание можно опровергнуть двумя словами и их же собственным оружием. Продолжительность настоящей кали-юги — 432 000 лет, из которых 4979 уже прошли. Кришна и Арджуна родились в самом начале кали-юги. Все исторические йоги Индии явились лишь после восьмого воплощения Вишну, а что касается йогов доисторических или тех, кого к ним относят, то мы не вправе распространяться об этом. Тогда получается, что никто из многочисленных святых, философов и аскетов — от Кришны и до покойного Вишну Брахмачари Бава из Бомбея — никогда не достигал «экстаза посредством йоги»? Повторять это просто убийственно для них же.

И среди хатха-йогов, иной раз достигающих, с помощью прекрасно организованной системы физических упражнений, высочайших способностей «творить чудеса», встречаются люди, достойные называться истинными йогами. Мы просто хотим сказать, что раджа-йог развивает свои умственные и интеллектуальные, а не физические способности, мало придавая значения феноменам чисто физического свойства. А потому йог, похваляющийся тем, что он йог или стремящийся продемонстрировать свои силы — редчайшее явление в мире, хотя он действительно овладевает ими, как и практикующий хатха-йогу, но только благодаря другой, гораздо более интеллектуальной системе. Обычно они категорически отрицают такие способности, имея на то весьма веские основания. Истинные йоги могут не принадлежать к какому-то конкретному ордену аскетов и чаще известны как отшельники, чем члены религиозных братств; среди них бывают не только индусы. Кабир, бывший одним из них, обрушивается на ряд позднейших сект нищенствующих монахов, которые, случается, обращаются в воинов, если не обыкновенных разбойников, и мастерски изображает их:

Никогда не зрел я такого йога, о брат! который, забыв об учении, равнодушно бродит без цели. Он представляется последователем веры Махадевы и величает себя великим учителем; миром его абстракции является ярмарка или базар. Майя — госпожа святоши. Когда Даттатрейя разрушал жилище? Когда Сухадева собирал рать? Когда Нарада заряжал пушку? Когда Вьясадева бахвалился?

Таким образом, всякий раз, когда автор — д-р Пол — говорит о раджа-йоге, под этим следует понимать хатха-йогу.

[Когда йог, благодаря практике, сможет удерживать определенные позы и жить на ограниченном количестве пищи, он уединяется, вызывая состояние гибернации посредством задержки дыхания и произнесения мантр.]

Все это относится к практике хатха-йоги и способствует достижению только физических феноменов, допуская лишь редкие вспышки настоящего ясновидения в лихорадке искусственно вызванного экстаза. Мы обнародуем эту информацию исключительно затем, что она предоставляет скептикам возможность узреть хотя бы отблеск истины, показывая, что даже у хатха-йогов причина производства феноменов и достигаемые результаты могут быть объяснены научно; стало быть, нет никакой надобности отвергать эти феномены a priori, безо всяких исследований, или же приписывать их чему угодно, кроме природных, хотя и оккультных сил, дремлющих в каждом человеке.

***

[С помощью искусственных методов йог удерживает в своем организме вдыхаемый воздух, и считается, что в результате этой практики он способен победить смерть. «Он становится чистою душою, способной постигать тайны прошлого, настоящего и будущего. Без этого он никогда не сможет раствориться в Боге».]

Поскольку наука и постижение философии йоги принадлежат буддизму, ламаизму и другим религиям, считающимся атеистическими, то есть отрицающими веру в личностного бога, и поскольку ведантист никогда бы не употребил данное выражение, то под термином «растворение в Боге» мы должны понимать слияние с Мировой Душой, Парама-Пурушей — Изначальным, Единым Духом.

[Мулабандха — практика, посредством которой можно возвратить молодость старикам. Это достигается с помощью асаны.]

Асана вряд ли возымеет желанное действие без правильного усвоения ее философской основы и тренировок смолоду. Старость, с ее морщинистой, дряблой кожей, может омолодиться лишь временно, и то с помощью Майи.

Мулабандха — просто процесс погружения в сон (восстанавливающий, таким образом, регулярные часы сна).

[Практикуя определенные асаны в сочетании с некоторыми способами дыхания, йог может избавиться от насморка, головной боли, глистов в лобных отделах мозга и других заболеваний.]

И если кому-нибудь вздумается посмеяться над новым средством, применяемым йогами для исцеления от «насморка», «глистов» и прочих болезней, представляющее собою всего лишь определенный способ дыхания, то мы обращаем его внимание на тот факт, что эти неграмотные и суеверные аскеты, похоже, лишь предвосхитили открытия современной науки. Об одном из таких открытий рассказывает последний номер «New York Medical Record» (сентябрь 1888 г.) в статье «Новый и любопытный метод обезболивания». Эксперименты проводились знаменитым врачом из Филадельфии, д-ром Бонвиллом в 1872 году, и с тех пор этот метод успешно применяется в качестве анастезии. Мы цитируем эту статью из «Dubuque Daily Telegraph».

[Метод этот состоит в том, что пациента просят быстро дышать в течение двух-пяти минут — 100 вдохов в минуту — в результате чего он «на полминуты и более, полностью или частично перестает ощущать боль». С использованием данного метода было проведено несколько несложных операций, и утверждают, что он может заменять обычные анастезирующие средства.]

И если будет доказано, что сто вдохов в минуту, с быстрыми, энергичными выдохами, способны притуплять боль, то почему же тогда различные способы дыхания не могут приводить к другим, еще более необычным результатам, доселе неизвестным науке, но ожидающим дальнейших открытий?

[Каким образом пенджабский факир, остановивший свое дыхание, смог прожить 40 дней без еды и питья — вопрос, озадачивший многих ученых Европы.]

Но успешный эксперимент д-ра Таннера, постившегося сорок дней, подтверждает подлинность пенджабского феномена, который в противном случае полностью был бы отринут учеными.

[«…Я рассказал о различных ступенях раджа-йоги, в ходе которой йог исследует телесный, интеллектуальный, нравственный, чувственный и духовный принципы, составляющие человека… А теперь вкратце коснусь хатха-йоги».]

Эта система, складывавшаяся веками длительной практики, прежде чем дать описанные выше результаты, использовалась в древности не только в Индии. Величайшие философы всего мира стремились обрести эти силы, и безусловно, за несуразными с виду позами современных йогов скрыта глубочайшая мудрость давних веков, включавшая в себя, среди прочего, совершенное знание того, что ныне зовется физиологией и психологией.

Аммоний Саккас, Порфирий, Прокл и другие практиковали эту систему в Египте; Греция и Рим не преминули последовать их примеру, даже в период расцвета своей философии. Пифагор говорит о небесной музыке сфер, которую можно услышать в часы экстаза; Зенон встречает мудреца, который, обуздав все страсти, испытывает счастье и блаженство в разгар пыток; Платон защищает медитирующего человека и уподобляет его силы божественным; мы видим и христианских аскетов, посредством созерцания и самоистязания обретающих способность к левитации, или этробации, которая, хотя и приписывается чудесному вмешательству личностного Бога, все-таки реальна и является результатом физиологических изменений в организме. «Йог, — говорит Патанджали, — слышит небесные звуки и песни ангелов. Он ощущает их прикосновение, когда они пролетают в воздухе». В переводе на более понятный язык это означает, что аскет может зреть духовным оком астральный свет, улавливать духовным слухом звуки, не слышные для других, жить и чувствовать, так сказать, в Невидимой Вселенной. «Йог может входить в мертвое или живое тело тропою чувств и действовать в этом теле так, будто оно его собственное». «Тропою чувств» — поскольку наши физические чувства зарождаются в астральном теле, эфирном двойнике человека, либо в дживатме, а умирают вместе с физическим телом, то чувства здесь разумеются в их духовном смысле — как воля высшего принципа человека. Истинный раджа-йог — стоик; и Капила, говоря о них и полностью отвергая утверждения хатха-йогов об их общении во время Самадхи с Беспредельным Ишварой, описывает их состояние следующими словами:

Что есть безрассудство для йога, чей ум воспринимает все сущее как дух? Что есть горе? Для него все сущее едино; он лишен привязанностей; его не радует добро, и зло его не огорчает. Мудрец зрит во всем, что слывет истинным, так много лжи, а в том, что зовется счастьем — так много страданий, что брезгливо отворачивается… Кто, пребывая в физическом теле, достиг освобождения (от тирании чувств), тот не принадлежит ни касте, ни секте, ни ордену, не имеет обязанностей, не следует ни шастрам, ни догмам, ни досточтимым писаниям; он вне досягаемости слов; отрешен от мирских забот; он отверг любовь и знание чувственных объектов; он никому не льстит, никого не чтит, никому не поклоняется, и ему никто не поклоняется; и соблюдает ли он обычаи своих собратьев, или нет — таков его портрет.

Если бы к подобному состоянию стремился истинный Адепт, каким эгоистичным и отвратительным мизантропом был бы этот образ. Но не следует все понимать буквально, и мы еще вернемся к этому в нашей следующей статье, которая завершит обзор эссе д-ра Пола о философии йоги.

***

[«Хатха-йог, как и раджа-йог… живет в gumpha, подземной келье, и избегает общества людей». Он выполняет шесть процедур. Одна из них — «проглатывание намоченного в воде льняного бинта шириною 7,6 сантиметров и длиною 6,7 метров. Это довольно сложная процедура».]

Какое счастье, что она так сложна, ибо мы не знаем ничего более отвратительного. Ни один истинный раджа-йог никогда не унизится до этого. Кроме того, любой врач легко подтвердит, что повторение этой процедуры крайне опасно для самого экспериментатора. Последующие «процедуры» еще более отвратительны и столь же бесполезны для психологических целей.

[Хатха-йог практикует также мудры — неподвижные позы.]

Нет надобности напоминать постоянным читателям нашего журнала о существенной разнице между раджа- и хатха-йогами. Но тем, кто еще не успел узнать об этом, мы советуем открыть страницу 31 настоящего журнала и убедиться самостоятельно. Многие из тех, кто в наши дни называет себя йогами, имеют столь же малое представление об истинном «йогизме», сколь нищий китаец о церемониалах и этикете королевской гостиной.

[Достоверность человеческой гибернации подтверждает случай с пенджабским факиром, который, приехав в Лахор, согласился захоронить себя на любой срок, без еды и питья. Его погребли, и 40 дней и ночей вели за ним неусыпное наблюдение. Затем его откопал Махараджа. Тело было теплым и вскоре возобновило свою деятельность.]

Будучи в Лахоре, мы слышали эту историю от очевидца, местного джентльмена, работавшего в то время клерком у сэра Клода Вэйда. Его любопытный рассказ можно найти на странице 94 нашего журнала (февраль 1881 г.)13.

[Некий факир, хатха-йог, известен тем, что во время гибернации у него прекращается рост волос.]

Что касается остановки роста волос, некоторые адепты тайной науки, известной в Индии как йога, утверждают, что им ведомо гораздо больше.

Свою способность полностью приостанавливать жизненные функции организма они утверждают каждую ночь, во время часов, предназначенных для сна. Жизнь на время, если можно так выразиться, полностью приостанавливается. Поскольку старение как внутреннего, так и внешнего организма таким образом искусственно задерживается и растрачивания сил не происходит, то эти люди накапливают столько жизненной энергии для использования в бодрствующем состоянии, сколько они потеряли бы во время естественного сна, когда

Скачать:PDFTXT

Хроники познания истины Блавацкая читать, Хроники познания истины Блавацкая читать бесплатно, Хроники познания истины Блавацкая читать онлайн