Общество, политика, бизнес, литература, искусство и наука, религия и этика — все пронизано парадоксами, противоречиями, несправедливостью, ненадежностью и эгоизмом. Сила стала правом, причем не только в колониях и не только для подавления «цветных». Богатство обеспечивает безнаказанность, а бедность чревата осуждением «по закону» даже невиновных, поскольку неимущие лишены возможности платить юристам, что отнимает у них естественное право обращаться в суд за сатисфакцией.
Намекните хотя бы в частной беседе на то, что некий субъект, имеющий дурную славу нувориша, разбогатевшего за счет грабежа и вымогательства или же благодаря нечистой игре на фондовой бирже, — самый настоящий вор, и закон, за помощью к которому он обратится, разорит вас штрафами и судебными издержками, а вдобавок еще и упечет вас в тюрьму за клевету, ибо «чем выше истина, тем больше клевета». Но если состоятельному вору вздумается публично оболгать вас, то, обвини он вас хоть в нарушении всех десяти заповедей сразу, — если вы хоть чуточку непопулярны, открыто называете себя атеистом или же чересчур радикальны в своих взглядах — никого не будет волновать, насколько вы, возможно, честны и порядочны на самом деле, все равно вам придется проглотить эту ложь и позволить ей укорениться в умах людей; или же подайте на него в суд, рискуя сотнями или даже тысячами из собственного кармана в обмен на пару фартингов компенсации за моральный ущерб! Поглядите на богатых спекулянтов, которые по договоренности вздувают цены на фондовой бирже на те акции, которые они стремятся всучить ничего не подозревающей публике, готовой наброситься на все, что растет в цене. И посмотрите на несчастного клерка, которого неуемная страсть к рискованным предприятиям, подстегнутая, надо сказать, примером тех же самых богатых капиталистов, побудила совершить мелкую растрату, — праведный гнев капиталистов по этому поводу не будет иметь границ. Они готовы изгнать из своей среды даже одного из собственных собратьев, если он был настолько неосторожен, что оказался уличенным в связях с этим проворовавшимся бедолагой! И при всем этом какая страна более всех похваляется своим христианским милосердием и кодексом чести, если не старая добрая Англия? Да, у вас есть солдаты и поборники свободы, которые освоили новые смертоносные пулеметы — последнее изобретение ваших поставщиков смерти — и разгромили с их помощью укрепление в Солайме, попутно разорвав на куски оборонявших его полувооруженных дикарей только потому, что где-то слышали, будто эти несчастные «черномазые» могут потревожить ваши поселения. И при этом вы отправляете на тот же самый континент свои грозные флотилии со множеством солдат под лицемерным предлогом спасения от рабства тех самых чернокожих, которых вы только что разорвали в клочья! Какая еще страна мира может похвастать таким количеством филантропических обществ, благотворительных организаций и щедрых жертвователей, как в Англии? И где еще на земной поверхности есть город, в котором было бы больше нищеты, пороков и голода, чем в Лондоне, хоть его и можно по праву назвать королем богатых столиц? Ужасающая нищета, грязь и лохмотья на каждом углу вынуждают признать правоту Карлейля, который назвал закон о бедняках болеутоляющим средством, но не лекарством.
«Блаженны нищие», — говорил ваш Богочеловек. «Прогнать оборванных, голодающих нищих с улиц нашего Вест-Энда!»299 — кричите вы, рассчитывая на помощь ваших полицейских сил, и при этом называете себя Его «смиренными» последователями. Именно безразличие и презрение высших классов к низшим заронили и размножили в последних тот вирус, болезненными проявлениями которого стали самоуничижение, жестокое равнодушие и цинизм, превращающие людей в диких и бездушных животных, обитающих ныне в берлогах Уайтчепела300. Поистине могущественны силы твои, о христианская цивилизация!
«Парадоксальный мир»
* * *
Каким бы ни представлялось широкой публике Теософское Общество, каким бы непопулярным ни было оно среди тех, кто в ужасе отшатывается от всего, что кажется им новаторством, не приходится сомневаться в одном: то, что вы, господа оппоненты, считаете изобретением XIX века, на самом деле старо как мир. Наше Общество является ветвью Братства, которое выросло из зернышка, брошенного в землю ангелом Милосердия и Справедливости в тот день, когда первый Каин убил первого Авеля. На протяжении долгих столетий порабощения женщины и страданий бедняков это зернышко поливали горькие слезы слабых и угнетенных. Благословенные руки взяли это зернышко, перенесли его с одного края земли на другой и пересадили в другом климате и в иную эпоху. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе», — говорил Конфуций своим ученикам.
«Любите друг друга и любите все живые творения», — заповедовал Гаутама Будда своим архатам. «Любите друг друга», — повторяло затем правдивое эхо на улицах Иерусалима. Именно христианским народам выпала честь официально признать эту наивысшую заповедь своего Учителя во всей ее полноте! Калигула, язычник, хотел, чтобы все человечество имело только одну голову, дабы ее можно было отсечь одним ударом. Христианские правители продвинулись в этом стремлении, до сих пор остававшемся исключительно теоретическим, гораздо дальше, поскольку после долгих целенаправленных изысканий приобрели, наконец, средства его практического воплощения. Пусть же они готовятся перегрызть друг другу глотки, пусть истребляют в один день войны больше народа, чем цезари убивали за целый год. Пусть опустошают целые страны и области во имя своей парадоксальной религии; и пусть погибнут от меча те, кто привык убивать мечом. Какое нам дело до всего этого?
Да, теософы не в силах остановить их. Это правда. Но зато они могут постараться спасти как можно больше выживших. Коль скоро они составляют ядро истинного Братства, именно от них зависит, сможет ли их Общество стать в не очень отдаленном будущем тем обещанным ковчегом, который должен перенести человечество нового цикла через широкие и мутные воды потопа материалистической безнадежности. Эти воды все прибывают и уже затопили все цивилизованные страны. Но неужели мы позволим добрым погибнуть вместе со злыми, испугавшись окриков и насмешек последних — все равно, направлены ли оные против Теософского Общества или же против нас лично? Неужели мы будем просто стоять и смотреть, как они умирают, устав от тщетных поисков лучей того солнца, которое светит для всех, и не протянем им руку помощи? Никогда!
Вполне может случиться и так, что практическое воплощение прекрасной утопии, филантропической мечты, сформулированной в тройственной цели Теософского Общества, станет возможным очень и очень нескоро. Полная и безусловная свобода совести для каждого, братство, связывающее бедных и богатых, юридическое и фактическое равенство между аристократами и плебеями — люди построили немало воздушных замков, и все с исключительно благою целью. Но все это должно возникнуть естественным образом и с добровольного согласия обеих сторон; а пока время для совместных дружеских прогулок льва и ягненка еще не наступило.
Великая реформа должна осуществиться без всякого социального переворота и без единой капли пролитой крови, но просто вследствие признания аксиоматичной истины восточной философии, утверждающей, что вопиющее материальное, социальное и интеллектуальное неравенство является результатом действия индивидуальной кармы, определяющей неповторимую судьбу каждого человека. Мы пожинаем только то, что сами посеяли. Но если физическая личность каждого отдельного человека отличается от всех других человеческих личностей, то его нематериальная сущность, или бессмертная индивидуальность, исходит из того же божественного источника, что и сущности всех остальных людей. Тот, кто всем своим сердцем воспринял философскую истину, гласящую, что всякое Эго начинается и заканчивается как неделимое Все, не может любить своего ближнего меньше, чем самого себя. Но пока эта истина не стала распространенным убеждением, ни о какой реформе не может быть и речи.
«Путеводный свет Неведомого»
ПРИМЕЧАНИЯ
ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ
Древность Beд
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. 1, № 1, October, 1879, p. 8-9; на русском языке — Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. — М., Сфера, 1996. С.216-223. Пер. Т.О.Сухоруковой.
Философия вишишта-адвайты
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 8, May, 1883, p.196-197; на русском языке — Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., Сфера, 1997.С. 292-298. Пер. Т.О.Сухоруковой. В статью включены только те вопросы и ответы, к которым были сделаны сноски Е.П.Блаватской.
Замечания к статье «Философия вишишта-адвайты»
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 9, June, 1883, p.228; на русском языке — Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., Сфера, 1997. С.299-302. Пер. Т.О.Сухоруковой.
Переводчик «Катехизиса философии вишишта-адвайты» пишет, что не несет ответственности за идеи, изложенные в оригинале. Он кратко отвечает на возражения, вызванные пояснениями, которые дали ему авторы текста. Приводятся прокомментированные Е.П.Блаватской абзацы.
Заметки к «Трактату о философии йоги»
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. I, № 12, September,1880, p. 312-315; Vol. II, № 1, October, 1880, p. 4-6; Vol. II, № 2, November, 1880, p. 29-32; January, 1881, p. 72-75; № 3, April, 1881, p. 144-147; на русском языке — Блаватская Е.П. Терра инкогнита. — М., Сфера, 1996. С. 51-74. Пер. Т.О.Сухоруковой. «Трактат о философии йоги» написан д-ром Н.К.Полом, фельдшером корпуса морской пехоты Великобритании, впервые издан в 1850 г.
Психология Древнего Египта
Статья впервые опубликована в журнале «Le Lotus», Paris, vol. III, № 16, July, 1888, p.202-206; на русском языке — Блаватская Е.П. Астральные тела и двойники. — М.,Сфера, 2000. С. 56-63. Пер. Ю.А.Хатунцева.
Китайские духи
Статья впервые опубликована в журнале «Lucifer», Vol. IX, №, 51, November, 1891, p.182-187; на русском языке — Блаватская Е.П. Эликсир жизни. — М., Сфера, 1998. С.246-256. Пер. Ю.А.Хатунцева.
Ламы и друзы
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. II, № 9, June, 1881, p.193-196; на русском языке — Блаватская Е.П. Терра инкогнита. — М., Сфера, 1996. С.268-285. Пер. Т.О.Сухоруковой.
Персидский зороастризм и русский вандализм
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», Vol. 1, № 1, October, 1879, p.19-21; на русском языке — Блаватская Е.П. В поисках оккультизма. — М., Сфера, 1996. С.200-209. Пер. Т.О.Сухоруковой.
Замечания к статье «Зороастр и его религия»
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 8, May, 1883, p.191; на русском языке — Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., Сфера, 1997. С.233-235. Пер. Т.О.Сухоруковой.
Зороастризм в свете оккультной философии
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», vol. IV, № 9, June, 1883, p.224-226; № 10, July, 1883, p. 240-244; на русском языке — Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., Сфера, 1997. С. 243-270. Пер. Т.О.Сухоруковой.
Зороастр в «истории» и Заратуштра в тайных анналах
Статья впервые опубликована в журнале «Theosophist», в октябре и ноябре 1958 г.; на русском языке — Блаватская Е.П. Смерть и бессмертие. — М., Сфера, 1997. С. 271-291. Пер. Т.О.Сухоруковой.
Оригинальный манускрипт этого незаконченного эссе, написанного рукой Е.П.Блаватской, хранится в адьярском архиве. Текст Е.П.Блаватской, отрывочный и явно незаконченный, во многих местах несет печать высшего авторитета.
Десять сефирот