Буддийская Дхарма в повседневной жизни Берзин Александр.
Меня попросили рассказать о практике буддийской Дхармы в повседневной жизни. Надо знать, что означает термин «Дхарма». Дхарма — это санскритское слово, которое буквально означает «защитное средство». Это нечто, что нам надо делать, чтобы избежать проблем.
Таким образом, чтобы появился хоть какой-нибудь интерес к практике Дхармы, необходимо признать, что в нашей жизни существуют проблемы. В действительности это требует большого мужества. Многие люди не принимают свою жизнь всерьез. Они изо всех сил работают полный день, а затем вечерами, устав, пытаются отвлечься при помощи различных форм досуга, развлечений и тому подобного. Они предпочитают не замечать проблемы в своей жизни. Даже если они и смотрят на них, то по- настоящему не хотят признавать, что их жизнь неудовлетворительна, так как это было бы слишком мрачным заключением. Поэтому требуется мужество, чтобы действительно исследовать качество своей жизни и честно признать ее неудовлетворительность, когда мы это обнаружим.
Неудовлетворительные ситуации и их причины.
Конечно, существуют разные уровни неудовлетворенности. Мы можем сказать: «Иногда у меня бывает плохое настроение, а иногда дела идут хорошо, но это в порядке вещей. Такова жизнь». Если мы удовлетворяемся этим — прекрасно. Если же у нас есть некоторая надежда, что можно добиться определенного улучшения ситуации, это подвигнет нас на поиски того способа, которым можно это осуществить. Большинство людей находят источник своих проблем вовне. «У меня возникают сложности в отношениях с тобой исключительно из-за тебя. Ты не ведешь себя так, как мне бы хотелось». Мы можем также обвинять в своих трудностях политическую или экономическую ситуацию. В соответствии с некоторыми школами психологии мы можем отыскать в своем детстве какие-то травмировавшие нас события, которые могли привести нас к тем проблемам, с которыми мы теперь вынуждены иметь дело.
Очень просто обвинять в том, что мы несчастны, кого-то другого. Но перекладывание вины на других людей или на социальные или экономические факторы в действительности не ведет к решению проблем. Если мы живем с такой концептуальной схемой, то мы можем научиться быть снисходительными и прощать вину, что способно принести некоторую пользу. Однако большинство людей обнаруживают, что, поступая подобным образом, они получают лишь несущественное облегчение в своих психологических проблемах и ощущении себя как людей несчастных и неудовлетворенных.
Буддизм говорит, что, хотя другие люди, общество и прочие внешние факторы действительно вносят свой вклад в наши проблемы, в реальности они не являются их глубочайшим и основным источником. Чтобы исследовать глубочайший источник наших трудностей, нам надо посмотреть внутрь себя. В конце концов, если мы чувствуем себя в этой жизни несчастными людьми, это реакция на нашу ситуацию, однако разные люди реагируют на одну и ту же ситуацию по-разному. Даже если мы просто смотрим на самих себя, мы обнаруживаем, что реагируем на трудности по-разному день ото дня. Если бы источником нашей проблемы была просто внешняя ситуация, мы должны были бы реагировать на нее одинаковым образом в любое время, однако на деле все происходит иначе. Есть факторы, которые влияют на то, как мы реагируем на трудности, например, удачный день на работе и тому подобное, но все это довольно поверхностные факторы. Они недостаточно глубоки.
Внимательно присмотревшись, мы начнем замечать, что наши собственные подходы к жизни, к себе, к своей ситуации оказывают очень сильное воздействие на то, как мы себя чувствуем. Например, мы же не чувствуем жалости к себе все время, скажем, тогда, когда у нас случается особенно хороший день. Но, когда хорошего дня не получается, тогда заново возникает чувство жалости к самому себе. Наше отношение к жизни в огромной степени формирует то, как мы воспринимаем эту жизнь, ее качество. Исследовав этот вопрос еще глубже, мы обнаружим, что отношение это базируется на заблуждении.
Заблуждение как источник проблем
Если мы исследуем собственное заблуждение, мы увидим, что одним из его аспектов является заблуждение относительно поведенческих причин и результата. Мы заблуждаемся относительно того, что нам делать или говорить, и относительно того, что явится результатом того или иного действия. Мы можем очень сильно заблуждаться относительно того, какую нам требуется найти работу, жениться или нет, иметь детей или не иметь, и так далее. Если мы вступим в какие -то отношения с данным человеком, то что получится в результате? Мы не знаем всего этого. Наши идеи относительно того, что последует из сделанного нами выбора, в действительности представляют из себя просто фантазии. Мы можем думать, что, если мы вступим в глубокие и близкие взаимоотношения с определенным человеком, мы будем счастливы во веки веков, как в волшебной сказке. Если мы бываем удручены ситуацией, мы думаем, что вопли и высказывание «всего, что мы думаем» способны что-то улучшить. У нас бывают совершенно ошибочные представления о том, как другой человек будет реагировать на то, что мы делаем. Мы думаем, что если мы покричим и выговоримся, то нам станет лучше и все будет в порядке, но все не будет в порядке. Мы хотим знать, что день грядущий нам готовит. Мы жадно всматриваемся в астрологические таблицы или подбрасываем монеты для гадания по «Книге перемен» — «И-цзин». Но почему мы делаем подобные вещи? Мы хотим иметь контроль над тем, что происходит.
Буддизм учит, что более глубокий уровень заблуждения — это заблуждение относительно того, каким образом существуем мы сами и другие живые существа и как существует окружающий мир. Мы заблуждаемся в целом относительно всего вопроса о контроле над реальностью. Мы думаем, что это возможно — иметь тотальный контроль над тем, что с нами происходит. Из-за этого заблуждения мы впадаем в отчаяние. Невозможно всегда контролировать происходящее. Реальность не такова. Реальность очень сложна и многомерна. Многие факторы, а не только наши действия, влияют на то, что происходит. Это не значит, что мы полностью лишены какого-либо контроля или всецело находимся во власти внешних сил. Мы влияем на происходящее, но мы не являемся единственным фактором, который определяет ход вещей.
Из-за нашего заблуждения и чувства незащищенности мы часто действуем деструктивно, даже не зная, что такое деструктивное поведение. Это происходит в силу того, что мы пребываем под влиянием разрушительных эмоций, разрушительных подходов и импульсивных реакций, обусловленных нашими привычками. Мы действуем разрушительным образом не только по отношению к другим — мы, прежде всего, действуем саморазрушительно. Другими словами, мы создаем больше проблем для самих себя, чем для окружающих. Если мы хотим иметь меньше проблем или вообще освободиться от них, или еще хотим еще большего — способности помогать другим избавиться от их проблем, тогда нам надо верно определить источник нашей ограниченности.
Избавление от заблуждения
Скажем так, что мы способны распознать, что источник наших проблем — заблуждение. Это не слишком сложно. Многие люди доходят до этой точки, когда можно сказать: «Я действительно сбит с толку. Я запутался». Что тогда? Прежде чем мы прид ем и потратим деньги на какой-то буддийский семинар, курс или ретрит, нам надо очень серьезно призадуматься над тем, действительно ли мы убеждены в том, что от нашего заблуждения можно освободиться. Если мы не верим, что это возможно, то что тогда мы собираемся здесь делать? Если же мы приходим только с надеждой на то, что вдруг избавление от заблуждений может для нас оказаться возможным, тогда все это весьма шатко и неопределенно. Это всего лишь мечты и туманные надежды.
Мы можем думать, что освобождение способно происходить различными путями. Мы можем думать, что кто-нибудь спасет нас. Это может быть, скажем, высшая, божественная фигура, такая как Господь Бог, и тогда мы становимся заново рожденными верующими. Или же мы можем взирать на своего духовного Учителя, на партнера, на кого-то еще, как на человека, который спасет нас от нашего заблуждения. В таких ситуациях легко стать зависимым от другого человека и начать вести себя в незрелом, инфантильном ключе. Мы часто так страстно хотим найти кого-нибудь, кто смог бы нас спасти, что не очень-то разбираем, к кому обращаемся. Мы можем выбрать того, кто сам не свободен от заблуждения и кто из-за своих собственных разрушительных эмоций и подходов стремится извлечь выгоду из нашей наивной зависимости. Этот путь не будет надежным и стабильным, если мы по нему пойдем. Мы не можем ожидать от духовного Учителя, что он/она очистит нас от наших заблуждений. Нам предстоит самим выполнить эту работу.
Отношения с духовным Учителем или партнером могут обеспечить нам сопутствующие условия, но только тогда, когда эти отношения оказываются здоровыми. Когда они нездоровы, тогда от них будет один только вред. Они лишь приведут нас к еще большему заблуждению. Вначале мы можем находиться в состоянии глубокого отрицания, думая, что Учитель замечательный, партнер идеальный, но однажды наша наивность улетучивается. Когда мы начинаем видеть слабости другого человека и то, что этот человек не собирается спасать нас от всей нашей потерянности и заблуждений, мы переживаем крушение надежд. Мы чувствуем себя преданными. Наша вера и наше доверие оказываются «преданы». Это ужасное чувство! Очень важно постараться избежать этого с самого начала. Нам надо практиковать Дхарму — превентивное защитное средство. Нам требуется понять, что возможно, а что невозможно в принципе. Что может духовный Учитель сделать, а чего не может? Нам надо принять превентивные меры, чтобы в дальнейшем избежать краха.
Необходимо развивать состояние сознания, свободное от заблуждения. Понимание противоположно заблуждению, и оно предотвратит возникновение заблуждения. Наша работа в Дхарме состоит в том, чтобы быть проницательными и внимательными к своим взглядам на жизнь, к своим разрушительным эмоциям, к своему импульсивному, стереотипному или невротическому поведению.
Это означает поддержание готовности видеть в самом себе те вещи, которые не оченьто приятны, вещи, которые мы склонны отрицать или игнорировать. Когда мы замечаем вещи, которые являются причинами наших проблем или их симптомами, нам надо применить нечто противоположное, чтобы преодолеть их. Весь этот процесс базируется на изучении и медитации. Нам надо учиться распознавать сами разрушительные эмоции и подходы и верно определять источники их возникновения.
Медитация означает практику различных противодействующих факторов в контролируемой ситуации, чтобы ознакомиться с их применением и затем суметь выполнить это в реальной жизни. Например, если мы злимся на других, когда они действуют не так, как нам бы того хотелось, в медитации мы размышляем об этих ситуациях и стараемся посмотреть на них с другой точки зрения. Другой человек действует неприятным для нас образом по многим причинам. Он или она не обязательно совершают неприятные для нас поступки из неприязни, потому что он или она не любят нас. В медитации