Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Буддизм на каждый день. Мастер Шэнъянь

причины и условия возникают из-за других причин и условий. Они непостоянны и всегда изменяются, поэтому мы можем назвать их пустотными. Что же касается причин и следствий, то у них имеется еще и временной аспект — «до» и «после». Для живых существ причины и следствия существуют, для будд их нет. Причин и следствий не существует для будд, потому что у них нет эгоцентризма. Будды видят все не с позиции эго. Разные события могут происходить по отношению к буддам, но они не воспринимают их как происходящие с ними. Они видят, что все вещи пустотны. Живые существа не способны видеть мир таким образом, поэтому они восприимчивы к результатам их предыдущей кармы.

Будда Шакьямуни жил в этом мире и взаимодействовал с людьми и средой. Живые существа видели эту его ипостась, и говорили, что Будда делает добрые дела, преподает учение и помогает спастись всем живым сущим. Но Будда не воспринимал себя таким образом. Его действия были спонтанными, источником их была мудрость, а не эгоцентризм.

Будда испытывал телесные боли после своего просветления. Некоторые могли полагать, что он страдает от причин и условий и своей предыдущей кармы, но поскольку Будда больше не воспринимал эго, он не страдал ментально. Только его физическое тело могло испытывать боль.

Вопрос:

Поддаются ли управлению причины и условия? Могу ли я манипулировать ими, чтобы управлять своей собственной жизнью?

Ответ:

«Аватамсака сутра» утверждает, что все дхармы создаются умом. Если меняется ум, то меняются причины и условия. В каком бы направлении ни двигался наш ум, за ним следуют причины и условия. Если меняется наше отношение, тогда то, что мы воспринимаем, также меняется. Если не делать попыток изменить свою жизнь и ум, тогда на нас будет влиять ход событий, который мы уже запустили в движение ранее. Если мы принимаем учение Будды, то причины и условия изменяют направление, и события в наших жизнях также меняются.

Вопрос:

Иногда в жизни бывают такие моменты, когда кажется, что наша карма настолько плоха, что мы не можем облегчить страдания. Есть ли какой-нибудь способ облегчать страдания плохой кармы и менять причины и условия, влияющие на нашу жизнь?

Ответ:

Действительно, бывают моменты, когда карма настолько непреодолима, что вы не можете управлять собой, не можете освободить себя от препятствий, в ловушку которых вы попали. Это может быть результатом сложения многих сходных по природе деяний, которые вы совершили в прошлом. В этот момент причины и условия созрели настолько, что кумулятивная сила кармы проявляется одновременно. Это также может означать, что вы создали глубокую, тяжелую плохую карму в какой-то момент, а сейчас созрели причины и условия для проявления ее последствий. Когда такое происходит, это подобно тому, словно огромное наводнение обрушивается на вас.

Единственный способ, благодаря которому можно избежать или облегчить такую плохую карму, заключается в том, чтобы каким-то образом перехватить следствие до его проявления, до того, как полностью созреют причины и условия. Используя туже аналогию, если вы видите приближающееся наводнение, то вы можете перейти на более высокий участок земли, где вы не так сильно пострадаете. Это можно сделать, усердно практикуя, покаявшись в прошлых деяниях, выполняя добродетельные дела — делать подношения, давать пожертвования, помогать другим. Накапливающиеся заслуги этих добродетельных деяний и сила вашей практики помогут облегчить или уравновесить плохую карму.

Конечно, если вы настоящий буддист, то вы понимаете, что препятствие — это препятствие, плохое оно или хорошее. Буддист должен стараться поддерживать невозмутимость в любых ситуациях — хороших, плохих или нейтральных.

О карме

Вопрос:

Как карма соотносится с действиями индивида в прошлом и будущем?

Ответ:

Карма — это санскритское слово, дословно переводится как «действие». Когда мы выполняем какое-то действие, то действие становится завершенным, прошедшим. То, что остается, называется кармической силой. Именно она ведет к определенным последствиям в будущем, в этой или в будущей жизни. Во всех случаях существует отношение между причиной и следствием. Таким образом, то, что люди обычно называют «кармой», будет более корректным описать как «кармическая сила».

Многие люди рассуждают: если я делаю что-то сейчас, я буду страдать или наслаждаться результатом этой деятельности в какое-то время в будущем. Это не совсем верно. Действительно, спустя какое-то время мы испытываем последствия наших действий, но они не являются фиксированными. Кармическая сила относится к нам, как тень относится к человеку. Хотя тень всегда следует за человеком, ее интенсивность и форма меняются в зависимости от света и позиции. Схожим образом кармическая сила всегда следует за человеком, но кармический эффект от определенного действия не является постоянным.

Почему это так? Непрерывное производство новых действий соответственно меняет карму. Поэтому, если вы генерируете добродетельную карму, тогда сила прошлой злой кармы уменьшается. Обратное также верно: недобрые действия умножают силу уже существующей плохой кармы. В некоторых случаях, когда определенные действия выполняются длительное время, кармическая сила этих отдельных действий может вызвать одно огромное следствие. Если совокупность этих действий плоха, то и следствие будет ужасным.

Вопрос:

Как кармическая сила влияет на перерождение?

Ответ:

Для людей с добродетельной кармой наилучшим будет перерождение на небесах, т. е., в сфере богов. Эти небеса можно достигнуть только через сознание, а не через рождение из чрева матери. Тело в этом случае не может быть разрушено. Оно исчерпается, только когда следствия кармы исчерпаются.

Для людей с плохой кармой, наихудшим перерождением будет рождение в аду. Как и на небесах, тело возникает из сознания, но в то время, как живые существа наслаждаются свободным и приятным существованием, в аду существо терпит ограничения и испытывает большие страдания.

Вопрос:

Вы говорите, что наилучшим следствием для человека с хорошей кармой будет рождение на небесах. Не лучше ли для практикующего родиться в мире людей, чтобы продолжить практику?

Ответ:

Есть разница между добродетельной кармой и кармой, связанной с практикой. Последняя генерируется теми живыми существами, которые намереваются освободить себя от пут сансары. Они перерождаются в тех мирах, где можно продолжить практику. Добродетельная карма не обязательно включает карму, связанную с практикой. Если человек практикует как для мудрости, так и добродетельных заслуг, тогда он может переродиться в таких сферах, где практика еще возможна.

Вопрос:

Если я уже испытал последствия предыдущего действия, исчезает ли кармическая сила, с ним связанная?

Ответ:

Сила Дхармы никогда не исчезает; она остается с вами, пока вы находитесь в трех сферах существования[11]. Поэтому, даже если вы испытали последствия какого-то своего предыдущего деяния, кармическая сила не исчезает. Она просто меняется. Кармическая сила похожа на поток воды, устремляющийся с горы. Если этот поток будет заблокирован какой-либо преградой, он изменит свое направление и продолжит течение, пока не достигнет океана. Сходным образом, когда вы испытываете следствия предыдущего действия, ваша кармическая сила изменяет направление.

Вопрос:

В этом случае, будет ли неправильным считать, что я «сжигаю» какую-то часть моей предыдущей «плохой» кармы, когда я испытываю страдания в моей жизни?

Ответ:

Нет, вы не должны так считать. После пережитого вами страдания ваша кармическая сила остается, но меняет форму. Другими словами, ваша карма существует не как отдельные наборы плохих и хороших дел, ожидающих своего проявления. Это все одна кармическая сила. Поэтому, если вы испытываете нечто плохое, эго следствие предыдущих плохих действий, и ваша карма соответственно меняется. То же справедливо и для случая, когда вы испытываете что-либо хорошее.

Вопрос:

Где обитает кармическая сила?

Ответ:

В учении школы Йогачары, вместилищем кармы является «восьмое» сознание, алая-виджняна. Оно хранит последствия наших действий. В буддизме Махаяны считается, что восьмое сознание содержит семена всей нашей кармы, но не следует думать о них как об отдельных элементах кармической силы. Восьмое сознание не надо сравнивать с дисковой памятью компьютера, где данные то прибывают, то убывают. Оно не становится больше или меньше по мере того, как люди формируют карму и испытывают следствия. Хотя алая-виджняна и состоит из многих отдельных кармических семян, оно является одной, постоянно меняющейся кармической силой.

Вопрос:

Если бомба падает на город, это ведь не является возмездием кому-то персонально. Имеет ли это отношение к коллективной карме, существует ли она?

Ответ:

Коллективная карма существует. Если бомба падает на город, и мы все испытываем страдания, необходимо понимать следующее: все мы, в разные времена и в разных местах, создаем схожую карму, и в этот момент совокупная карма всех нас приводит к тому, что такое последствие имеет место быть. Мы не делим карму с другими людьми.

Каждый индивид страдает от последствий его собственных действий. Однако, одно последствие может быть результатом кармы многих людей.

Вопрос:

Что приводит к последствиям: действие, намерение, стоящее за действием, или их комбинация?

Ответ:

Если действие предпринимается без какой-либо осведомленности, оно не влечет за собой кармических последствий. Кармическая сила связана с той осведомленностью, которое есть у человека во время его действия. Если в пьяном угаре кто-то убил человека, но не имел об этом ни малейшего понятия, то он получит последствия, связанные с нарушением одного из пяти обетов, т. е., пьянством, но не с лишением кого-то жизни. Однако, подобное резкое действие или слово исключительно редко делается без осознания этого.

Вопрос:

Если человек нарушает закон, негативные кармические последствия вызывает само деяние или чувство вины, которое испытывает преступник?

Ответ:

С точки зрения кармы, последствия возникают вне зависимости от того, испытываете ли вы чувство вины или нет. Если человек ощущает необходимость убить кого-то, даже если с его точки зрения это наилучшее действие в сложившихся обстоятельствах, он должен принять кармические последствия.

Вопрос:

Кто определяет, какие действия создают хорошую или плохую карму?

Ответ:

Принципы буддизма исходят от Будды Шакьямуни. Эти принципы не говорят нам прямо, что мы должны или не должны делать. Это не моральный кодекс. Они, скорее, основываются на наблюдении. С позиции своей мудрости Шакьямуни мог объяснять своим ученикам, какие последствия вызывают определенные виды действий; он советовал им избегать действий, которые вызывают плохие последствия и выполнять действия, влекущие хорошие последствия.

В обществе необходимы законы, чтобы поддерживать безопасность и стабильность. По этой причине законы относительно жестки. С другой стороны, карма является довольно гибкой. Представим, что я сделал что-то плохое, но поскольку причины и условия не созрели, я не испытал последствий этого действия. Если затем я сделаю что-то хорошее, кармическая сила может измениться. Однако, если вместо этого я снова сделаю что-то плохое, это может быстро вызвать печальные последствия. Есть люди, которые никогда не сталкивались с последствиями плохих деяний, потому что они постоянно генерируют хорошую карму. Такое знание вдохновляет, чтобы практиковать более усердно.

Обеты и карма

Вопрос:

Учитель, вы однажды сказали, что речь и деяния создают карму, а мысли — нет; что мысли могут привести к речи и действиям, которые порождают кармические последствия, но не могут их порождать сами по себе. Но ранее я понял, что мысли являются такими же

Скачать:TXTPDF

на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать, на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать бесплатно, на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать онлайн