Скачать:TXTPDF
Буддизм на каждый день. Мастер Шэнъянь

ближайшие ученики, каждый из которых практиковал свой особый метод в зависимости от личных качеств и талантов. Например, Ананда больше слушал учение, Махакашьяпа предпочитал заниматься аскетической практикой, а специализацией Упали было соблюдение обетов. Другие занимались диспутами или культивированием сверхспособностей. Вариации существовали уже в самом начале.

Хотя между разными школами буддизма есть различия, но все используемые ими методы одинаковы по сути. Все пути ведут к одной цели, поэтому все практики и учения, которые соответствуют Дхарме, являются буддийскими.

ЗАЧЕМ НУЖНО ПРИНИМАТЬ ПРИБЕЖИЩЕ В ТРЕХ ДРАГОЦЕННОСТЯХ?

Буддизм ценит интеллект и жизненный выбор человека. Он поощряет нас к культивированию мудрости и сострадания в полном объеме, ответственности за собственные деяния. Этот принцип применим не только к тому, как мы подходим к буддизму и миру, но и к нашему отношению к его традициям, практикам и ритуалам. Если у вас есть желание стать буддистом, то нужно сначала изучить и попытаться понять основные принципы учения. Если вы пришли к выводу, что они действительно близки вам, то следующим шагом является вступление на путь практики. Этот текст предназначен тем, кто уже читал что-то о буддизме, практиковал некоторые учения, нашел их полезными и ныне желает идти дальше по этому пути.

Участие в церемонии принятия Прибежища в Трех драгоценностях является первым важным шагом для каждого желающего стать буддистом. Почему? Потому что Будда, Дхарма и Сангха являются основой буддизма. До сих пор многие люди имеют ошибочный взгляд на важность церемонии Прибежища. Давайте рассмотрим эти ошибки, прежде чем начнем обсуждение глубинного смысла Трех драгоценностей.

Хотя буддизм привлекает многих людей, далеко не все из них участвовали в формальной церемонии принятия Прибежища. Некоторые боятся, что принятие Прибежища свяжет их обязательствами с институтами буддийской религии, поэтому они придерживаются некоторой «отстраненной» позиции. Возможно также, что эти люди сравнивают принятие Прибежища со скоропалительным браком без достаточного знания будущего супруга, когда присутствует смутное беспокойство, что характеры могут не сойтись, а интересы разойтись с последующим трудным и болезненным разводом.

Но принятие Прибежища совершенно отличается от такого сорта брака! Это, на самом деле, шаг к вступлению на путь пробуждения, которое освобождает, а не связывает. Это налаживание отношений между всеми живыми существами, а не просто между двумя людьми. Если вы видите, что буддийское учение полезно и значимо для вашей жизни, то принятие Прибежища является следующим необходимым шагом. Становясь буддистом, вы берете на себя обязательство нести истинное освобождение для себя и каждого вокруг нас. В этом и заключается буддийский путь.

Пытаться изучать буддизм, не принимая Прибежища, означает быть наблюдателем, а не участником. Если вы ощущаете себя стесненно, принимая Прибежище, то тогда буддизм для вас не станет путем к освобождению. Может случиться так, что вы последуете другим принципам, которые уведут вас от буддийского учения. После принятия Прибежища вы можете следовать любой другой религии, можете даже решить не следовать никакой из них. Принятие Прибежища — это не контракт, подписанный кровью. Ценность Дхармы заключается в том, что, даже после отхода от буддизма, дверь всегда открыта для того, кто решил вернуться.

Те, кто полагают, что обладание чистым, искренним сердцем достаточно для того, чтобы считать себя буддистом, в действительности ими не являются. Чтобы получить хорошее образование и стать высококлассным специалистом, необходимо сначала поступить в школу и пройти через ее начальную и среднюю ступени, окончить университет, и только после учебы в аспирантуре можно получить ученую степень. Невозможно получить полноценное образование, минуя эти последовательные этапы.

Сходным образом самопровозглашенные буддисты похожи на людей, которые любят другую страну, уезжают туда, хотят почувствовать себя гражданином этой страны, но никогда не подают заявления на гражданство. Тот, кто воздерживается от принятия Прибежища, но настаивает на том, чтобы называться буддистом, возможно, извлекает некоторую пользу из учения, но суть буддизма ускользает от него. Принятие Прибежища — это необходимое действие. Сутры и другие священные буддийские писания говорят нам о том, что люди, даже выполняющие добрые дела, не способны искоренить плохую карму, пока не примут Прибежище в Трех драгоценностях.

Некоторые полагают, что знание буддийских сутр является тем же самым, что и Дхарма, и его достаточно, чтобы достичь просветления. Они не видят нужды в практике медитации и принятии Прибежища. Пока они так думают, они серьезно ошибаются.

Буддийские сутры были преподаны Буддой и его учениками, позднее собраны и записаны членами Сангхи. Концентрация ума только на изучении этих текстов дает весьма ограниченное понимание драгоценной Дхармы. Это может привести нас к недооценке по отношению к Будде, который принес Дхарму, и Сангхе, которая ее распространяет. Буддизм рассматривает Дхарму — путь, ведущий к прекращению страданий — только в союзе с Буддой и Сангхой. Эти три понятия неразделимы. Интеллектуальное изучение учений Будды важно, но необходимо также и участие в церемонии принятия Прибежища, которую должен проводить посвященный учитель (мастер), обычно член Сангхи. Только так можно формально подтвердить, что вы являетесь буддистом.

Все посвященные мастера начинают свою практику принятием Прибежища в Трех драгоценностях. Каждый из них является звеном в непрерывной линии передачи Дхармы. Невозможно принять Прибежище без наставника, это нельзя сделать самостоятельно. В этом смысле церемония является свидетельством единства Трех драгоценностей. Принимая прибежище, мы признаем, что Будда открыл Дхарму и будду внутри нас самих, нашу способность освободиться. Мы также признаем и тех, кто передает Дхарму — членов Сангхи. Через них мы реализуем Дхарму.

Таким образом, я настаиваю, чтобы каждый принял Прибежище в Трех драгоценностях, участвуя в соответствующей церемонии. Считаете ли вы себя уже буддистом, только планируете ли им стать, изучаете ли Дхарму или придерживаетесь другой религии, вы получите настоящую пользу, не теряя свободы. Если вы всем сердцем примете Прибежище, то уже едва ли отринете Три драгоценности.

Что такое принятие прибежища в Трех драгоценностях?

Принятие Прибежища можно сравнить с обретением дома, в котором мы испытываем спокойствие и уверенность. Любое действие, которое ведет к появлению таких чувств, можно рассматривать как принятие прибежища. Это понятие не является исключительно буддийским.

Дети находят убежище в объятиях матери; они полагаются и доверяют своим матерям, а в результате получают ощущение безопасности. Это чувство возникает из силы принятия прибежища. Любое деяние, основанное на доверии и чувстве безопасности, можно рассматривать как принятие прибежища, относится ли оно к взаимоотношениям в миру или религиозной вере.

Однако объекты, обладающие характеристиками временности, нестабильности и ненадежности, не могут являться истинным прибежищем. Во время мощного наводнения можно забраться на дерево или крышу в поисках временной безопасности, но поднимающаяся вода и сильные ветра могут уничтожить такое убежище. В этом случае гораздо надежнее искать спасение на высокой горе. Прибежище в Трех драгоценностях подобно такой горе, и оно сильнее всех других убежищ. Когда вы увидите, что в мире нет ничего постоянного, что все условно и взаимозависимо, вы осознаете, что ошибочно искать постоянство в родителях, учителях, планах, начальниках, судьбе, власти, богатстве — во всех тех вещах, которые мы считаем само собой разумеющимися. Как объекты прибежища, они слишком ненадежны. Родители рано или поздно уйдут, учения устареют, планы сорвутся, начальники поменяются, а судьба слишком непредсказуема, чтобы опереться на нее. Власть и богатство еще более иллюзорны и эфемерны: сегодняшний правитель завтра может стать заключенным, а миллионер — нищим.

В других религиях говорится, что вера ведет к небесам, но это также не всегда гарантировано. Согласно некоторым христианским верованиям, многие люди не смогут попасть на небеса, несмотря на искренность их веры. С точки зрения буддизма, небесные жители по-прежнему находятся в круговерти рождений и смерти. Небесные создания живут гораздо дольше, чем люди, но рано или поздно все равно умирают. Когда наступает смерть, они перерождаются снова. Только с принятием Прибежища люди могут встать на путь освобождения от непрерывного круга рождений и смерти.

Истинным прибежищем является путь, по которому вы возвращаетесь домой. Те места, где вы можете сбросить с себя ответственность и расслабиться, не являются достойными прибежищами. Принимать прибежище в удовольствиях подобно тому, как переплывать реку верхом на глиняном быке: рано или поздно глина размокнет, и такой наездник утонет.

Почему Будда, Дхарма и Сангха называются драгоценностями? Они называются истинными драгоценностями, потому что порождают неистощимое количество заслуг и мудрости. Золото, серебро и драгоценные камни редко встречаются в природе, поэтому и называются сокровищами. Заслуги и мудрость Будды, Дхармы и Сангхи могут принести нам гораздо больше пользы, чем что либо еще в этом мире и за его пределами. Они более ценны, чем обычные драгоценности, потому что они приносят мир и помогают нам возвыситься над нашими негативными эмоциями, страданиями и достичь пробуждения от неведения. Три драгоценности — самые ценные из всех сокровищ.

Все люди имеют природу будды и естественным образом связаны с Тремя драгоценностями. Из-за того, что многие недопонимают свою истинную природу, им приходится блуждать в круге рождений и смерти, не находя дорогу домой. Принятие прибежища является началом пути в направлении дома.

Разные уровни восприятия Трех драгоценностей

Три драгоценности можно воспринимать на разных уровнях разными способами понимания. Для начала разделим их на две группы, феноменальные и абсолютные. Такое разделение можно понять в контексте учений о «двух истинах» в буддизме. Имеются в виду «абсолютная» истина и «обусловленная», или относительная, истина. Абсолютной, фундаментальной истиной является видение реальности со стороны просветленного существа. Поскольку оно превосходит бинарную логику[6], его невозможно точно выразить словами и понятийными конструкциями. Относительная истина является реальностью на феноменальном уровне; это то, что испытывают обычные люди, и она выражается категориями и понятиями. Для обычного человека, который способен воспринимать только относительную истину, абсолютная истина остается абстрактным понятием. Для глубоко просветленной личности, которая познала абсолютную истину, обе истины неразделимы.

Они и формируют фундамент для понимания разных уровней принятия Прибежища в Трех драгоценностях. Сначала мы принимаем Прибежище на феноменальном уровне, т. е., истинное прибежище в этом мире, которое дает нам понимание и наставление на пути пробуждения и просветления. Феноменальные Три драгоценности осязаемы, поэтому легко воспринимаются обычными людьми.

Когда же достигнута нирвана, то есть, сознание полностью пробуждено для восприятия нераздельности двух истин, то это означает реализацию абсолютных Трех драгоценностей. В этом состоянии Прибежище не является чем-то внешним по отношению к личности, и Три драгоценности неотделимы от нее. Эта мысль является абстрактной для большинства людей, но совершенно ясной для любого, кто уже актуализировал истинную таковостъ[7] своей природы. Важно понимать, что все живые существа имеют природу будды, потенциал к достижению состояния будды. Причиной, по которой мы принимаем Прибежище в феноменальных Трех драгоценностях, является стремление найти и проявить нашу истинную природу в абсолютных Трех драгоценностях.

Феноменальные Три драгоценности можно разделить на воспринимаемые и проявленные, а

Скачать:TXTPDF

на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать, на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать бесплатно, на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать онлайн