Скачать:TXTPDF
Буддизм на каждый день. Мастер Шэнъянь

абсолютные — на Три драгоценности единой сущности и Три драгоценности принципа.

Три драгоценности на феноменальном уровне

Воспринимаемыми называются те аспекты Трех драгоценностей, которые напрямую присутствуют в феноменальном, физическом мире:

1) статуи Будды, созданные из камня, металлов, глины и дерева, и изображения Будды, выполненные красками, тушью, вышивкой и рисованием;

2) три собрания священных текстов (Трипитака), включая сутры (записанные слова Будды), шастры (трактаты и учения его выдающихся последователей) и винаю (тексты, описывающие правила поведения для адептов буддизма);

3) буддийские монахи, которые обрили головы и носят соответствующую одежду; их деятельность направлена на поддержание присутствия буддизма в этом мире.

Проявленные Три драгоценности объединяют то, благодаря чему буддизм пришел в мир. Исторический Будда Шакьямуни, который достиг просветления и отошел в нирвану. Дхарма, состоящая из его учений, включая учения о Четырех благородных истинах, Шести совершенствах, Восьмичленном благородном пути, Двенадцати звеньях взаимозависимого возникновения[8]. Это важные учения, которые необходимо знать каждому буддисту. Наконец, Сангха — это те люди, кто следует учению Будды. Таким образом, Будда пришел в мир, дал учения и создал монашескую общину практиков.

Три драгоценности на абсолютном уровне

Три драгоценности единой сущности

Каждая из трех драгоценностей содержит заслуги и добродетели всех Трех драгоценностей.

Первая драгоценность — это сияющий просветленный Будда. Он дал учения Дхармы и освободился от ограничений феноменальной реальности; он обладает способностью сохранять и поддерживать чистоту учения. Поэтому он является также и драгоценностью Дхармы. Будда свободен от грехов и раздоров, поэтому он является воплощением гармонии, которая является признаком драгоценности Сангхи.

Вторая драгоценность, Дхарма, пробуждает живые существа к обретению состояния будды, таким образом она является и драгоценностью Будды. У нее есть функция сохранения себя, поэтому она драгоценность Дхармы. Поскольку все Дхармы равны и взаимно непротиворечивы, эта драгоценность также олицетворяет спокойствие и гармонию. Таким образом, Дхарма является и драгоценностью Сангхи.

Третья драгоценность, Сангха, включает мудрых и светлых личностей, в том числе и Будду, являя и соответствующую драгоценность. Поскольку ее предназначением является сохранение Дхармы, она является также и драгоценностью Дхармы. Своей гармоничностью она также олицетворяет и драгоценность Сангхи.

Три драгоценности принципа

Три драгоценности принципа относятся к абсолютной реальности, или к двум парадигмам абсолютной истины. Это мир в том виде, как он воспринимается просветленным существом. Таким образом, это абсолютное прибежище.

Преподобный Иньшунь (1906–2005) объяснял Три драгоценности принципа с двух точек зрения — Хинаяны (личного освобождения) и Махаяны (всеобщего освобождения). Хинаяна и Махаяна — два главных течения в буддизме. Первая фокусируется на личном пробуждении, вторая — на спасении всех живых существ. Обе определяют Три драгоценности в понятиях их внутреннего качества. Это качество называется по-разному, но имеет единую сущностьсостояние освобождения и полного пробуждения.

Мастер Иньшунь писал: «Настоящий объект прибежища определяется действительными качествами Трех драгоценностей. Мы приведем две точки зрения на эти качества. Согласно первому, драгоценность Будды идентична безупречным качествам Будды. Согласно учению личного освобождения, безупречные качества Будды — это Пять атрибутов дхармакайи (или «истинного тела реальности»), а в учениях Махаяны они объяты совершенным просветлением (Четырехчленной мудростью).

Драгоценность Дхармы — это истинная Дхарма, т. е., сама нирвана. Драгоценность Сангхи определяется безупречными качествами тех, кто еще учится, и тех, кто уже освободился. Согласно пути личного освобождения Хинаяны, совершенные качества — это четыре этапа и четыре уровня святости (архатства); но согласно Махаяне — пути всеобщего освобождения, они являются совершенными качествами бодхисаттв, включая тех, кто обрел личное освобождение, услышав учения Будды, и тех, кто сделал это без учителя, напрямую созерцая взаимозависимое возникновение.

Второй взгляд на настоящее качество Трех драгоценностей исходит из учения Махаяны о всеобщем освобождении, согласно которому драгоценность Будды идентична чистой сфере абсолютной реальности, раскрытой абсолютно, полно и совершенным образом (в сущности, форме, действии и функции). Драгоценность Сангхи — это чистая сфера абсолютной реальности, которая раскрыта частично, т. е., она относится к тем, кто достиг глубокие состояния реализации учений. Драгоценность Дхармы — это универсальная сфера абсолютной реальности: без увеличения или уменьшения, ни дуалистическая, ни дискриминирующая (называемая таковость, реальность и т. д.). Другие распространенные названия Трех драгоценностей — Три драгоценности единой сущности, Три драгоценности принципа и постоянные Три драгоценности — все относятся к обсуждаемым выше Трем драгоценностям, но они объясняются разными способами».

Пять атрибутов дхармакайи — это качества полностью пробужденного существа: 1) моральное совершенство, 2) прекращение неправильных мыслей, 3) мудрость всеведения, 4) достижение нирваны и 5) совершенное знание состояния освобождения.

Нирвана здесь означает прекращение алчности, ненависти и неведения и совершенство пробуждения. Это понятие соотносится с «совершенным просветлением», содержание которого известно как Четырехчленная мудрость, описывающая следующие функции проницательности будды:

«мудрость великого зеркала» отражает все формы так, как они есть на самом деле;

«мудрость равенства» — результат освобождения от эго;

«мудрость чудесного наблюдения» — способность точно определять явления феноменального мира;

«мудрость неограниченного действия» — способность спасать живые существа согласно их духовным способностям.

Изначально все люди обладают этими совершенными качествами — все качества будды принадлежат нам, если отринуть ограничения кармы, избавиться от препятствий и цепляния за собственное эго.

Таким образом, когда мы принимаем прибежище в этих качествах, мы на самом деле обращаемся к тому, что является нашей сущностью, изначально присущим нам потенциалом к пробуждению и совершенствованию.

Как обычная истина неотделима от абсолютной, так и мы должны осознать, что без явленных Трех драгоценностей не проявятся Три драгоценности принципа, без Трех драгоценностей принципа не существуют явленные Три драгоценности. Вера в буддизме начинается с веры в Три драгоценности. Главной причиной для этой веры является то, что она позволяет понять Три драгоценности принципа.

Есть некоторые буддисты, которые, не имея правильного понимания Трех драгоценностей принципа, заявляют, что они принимают только их. Другими словами, они недооценивают важность явленных Трех драгоценностей. Этот взгляд не просто перевернут с ног на голову, он полностью противоречит буддийскому пути.

Обычные люди могут воспринимать только феноменальные Три драгоценности, и для них проявившиеся Три драгоценности существовали только при жизни Будды Шакьямуни. После его ухода в миру остались воспринимаемые Три драгоценности, среди которых Будданаиболее ценная, Дхарманаиболее редкая, а Сангха — самая святая. Именно Сангха оберегает монастыри, сохраняет коллекции учений Дхармы, поддерживает буддийскую культуру, учит мирян.

Когда Будда был в этом мире, он являлся центром учения. После его ухода таким центром стала Сангха, поэтому мы должны принять Сангху как наше прибежище, а драгоценность Сангхи — как объект почитания. Надо понимать, что внутри Сангха представляет собой смешение «драконов и змей», т. е., добродетельных и недобродетельных людей. Следует выбирать добродетельных учителей, но уважение надо проявлять ко всем членам Сангхи. В сутрах говорится, что даже если монах преступил заповеди, он остается учителем для людей и богов. Не следует увлекаться мыслями о добродетельности и недобродетельности и критиковать других, не говоря уже о критике драгоценности Сангхи.

После принятия Прибежища у человека появляется мощный фундамент веры, на котором можно начинать практику. Есть пять стадий осуществления практики:

1) три прибежища поворота от неверия — начальная дверь в буддизм;

2) три прибежища Пяти заповедей (обетов) — принятие Пяти заповедей после обретения веры в Три драгоценности;

3) три прибежища восьми обетов — традиционный ритуальный день, когда надо соблюдать восемь обетов в течение суток;

4) три прибежища десяти обетов — обеты, принимаемые при поступлении в монастырь в качестве послушника;

5) три прибежища полных обетов — полные обеты монахов и монахинь.

Принятие Прибежища в Трех драгоценностях является частью всех церемоний, связанных с принятием обетов. Это справедливо и для высочайших монашеских посвящений. Принятие Прибежища необходимо также после покаяния и возложения обетов во время процедуры получения заповедей бодхисаттвы. Церемонии принятия Прибежища и принятия заповедей взаимно связаны.

Ритуал принятия Прибежища является основой повседневной практики для всех буддистов. Он включен в буддийскую службу, им завершаются все буддийские мероприятия. Буддисты из Южной Азии считают эту церемонию крайне важной, и они зачитывают текст прибежища для благословления мирян.

Как принять прибежище в Трех драгоценностях?

Многие современные люди равнодушны к религиозным ритуалам и церемониям. В буддизме упор делается на применение методов, которые ведут к обретению мудрости и сострадания. Однако выполнение ритуалов может стать полезной частью практики, поскольку они оформляют нашу преданность пути и помогают направить ум к глубокому постижению. В первое время по прибытии в США я применял минимальное количество ритуалов в своих учениях. Однако, спустя какое-то время, мои студенты продемонстрировали огромное почтение, веру и благодарность буддам, бодхисаттвам и учителям. Для выражения таких чувств обычным способом является ритуал.

Первые последователи Будды обладали сильными духовными способностями, поэтому тогда не было необходимости в формальном ритуале принятия Прибежища в Трех драгоценностях. Один из самых первых мирских учеников Будды, отец Яша, однажды произнес перед Буддой: «Я принял прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Считай меня своим последователем». Эти простые слова подтвердили принятие им буддизма.

Строго говоря, до учреждения монашеской общины не существовала драгоценность Сангхи. Но есть легенда, что когда Будда в первый раз принял двух торговцев и царя нагов[9] как своих последователей, он велел им принять прибежище в драгоценности Сангхи в будущем. Поэтому Сангха существовала с самого начала, и ее невозможно отделить от драгоценностей Будды и Дхармы.

После образования Сангхи — общины монахов и монахинь, Будда потребовал, чтобы его ученики приняли прибежище во всех Трех драгоценностях. Эта традиция продолжается и по сей день. Для лучшего выполнения ритуала принятия Прибежища следует предварительно наизусть запомнить его стихотворные строфы. Во время самой церемонии произношение передающего может быть неясным, или принимающий может испытывать волнение. Если принимающему слова Прибежища непонятны, тогда его принятие не будет успешным.

Текст прибежища состоит из двух фраз:

— Я (принимающий произносит свое имя) до конца своих дней принимаю прибежище в Будде, принимаю прибежище в Дхарме, принимаю прибежище в Сангхе, — повторяется три раза.

— Я принял прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, — также повторяется три раза.

Тройное повторение удостоверяет получение Прибежища в Трех драгоценностях. Вторая фраза заключает церемонию. Ключевое действие церемонии — повторение первого стиха Прибежища. В этот момент мы получаем нерукотворную «сущность заповедей» Трех драгоценностей. Будет очень хорошо, если, произнося текст, вы визуализируете эту сущность в своем сознании. При первом повторе мы воображаем, что ум наполняется заслугами и добродетелью, которые потрясают землю в десяти направлениях. В десяти направлениях облака заслуг поднимаются от земли. При втором повторении облака заслуг зависают над нашими головами, формируя цветочный полог. При третьем повторении этот цветочный полог приобретает форму воронки, медленно касается нашей макушки, пронизывает тело и через поры распространяется по десяти направлениям во всех мирах. После этого мы получаем сущность завета, а наши тело и ум становятся идентичным его заслугам, заполняющим все миры. Церемония Прибежища не только торжественна, но и

Скачать:TXTPDF

на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать, на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать бесплатно, на каждый день. Мастер Шэнъянь Буддизм читать онлайн