Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Чему учил Будда Рахула Валпола

интересно и полезно вспомнить взгляд Махаяны на Нирвану как не отличающуюся от Самсары*10. Одно я то же является Самсарой или Нирваной соответственно тому, как вы на это смотрите, — субъективно или объективно. Этот махаянский взгляд был, видимо, развит из тех идей палийских тхеравадинских первоисточников, на которые мы только что ссылались в нашем кратком обсуждении.

Неверно думать, что Нирвана является естественным результатом угасания страстного желания. Нирвана не является ни следствием, ни результатом чего бы то ни было. Если бы она была следствием, то была бы следствием, произведенным некоторой причиной. Это было бы самкхата, «произведенное» и «обусловленное». Нирвана не является ни причиной, ни следствием. Она превыше причины и следствия. Истина не является ни результатом, ни следствием. Она не является порожденной, как мистические, духовные, умственные состояния, такие как дхьяна или самадхи. ИСТИНА ЕСТЬ. НИРВАНА ЕСТЬ. Единственное, что вы можете сделать, это узреть ее, постичь ее. Существует путь, ведущий к постижению Нирваны. Но Нирвана не является результатом этого пути*11. Тропа может привести вас к горе, но гора не является ни результатом, ни следствием тропы. Вы можете видеть свет, но свет не является результатом вашего зрения.

Люди часто спрашивают: Что же после Нирваны? Этот вопрос не может возникнуть, поскольку Нирвана ? это Конечная Истина. Если она Конечная, то после нее ничего уже не может быть. Если есть чтото после Нирваны, то это именно это, а не Нирвана, будет Конечной Истиной. Монах по имени Радха другим образом поставил перед Буддой этот вопрос: «Для какой цели (или конца) НирванаЭтот вопрос предполагает что-то после Нирваны, утверждая для нее какую-то цель или конец. Поэтому Будда ответил: «О Радха, этот вопрос не схватывает свои пределы (т.е., мимо цели). У живущего святой жизнью Нирвана — окончательное погружение (в Высшую Истину) — цель, конечный предел».

Некоторые известные небрежно построенные выражения, вроде «Будда вступил в Нирвану или Паринирвану после своей смерти», создали почву для многих надуманных рассуждений о Нирване*12. Когда вы слышите высказывание, что «Будда вступил в Нирвану или Паринирвану», вы полагаете Нирвану местом, царством или положением, где существует какого-то рода существование, и пытаетесь представить себе это в терминах смыслов слова «существование», насколько это вам известно. Это известное выражение «вступил в Нирвану» не имеет соответствия в первоисточниках. Не существует такой вещи, как «вступление в Нирвану после смерти». Есть слово париниббуто, использованное для обозначения смерти Будды или осуществившего Нирвану Араханта, но оно не означает «вступление в Нирвану». Париниббуто просто означает «полностью успокоившийся», «полностью угасший», «полностью потухший», поскольку у Будды или Араханта нет после его смерти повторного существования.

Теперь возникает другой вопрос: Что происходит с Буддой или Арахантом после его смерти, паринирваны? Это относится к разделу неотвеченных вопросов (авьяката). Даже когда об этом говорил Будда, он указывал, что в нашем словаре нет таких слов, что могли бы выразить происходящее с Арахантом после его смерти. В ответе паривраджаке по имени Ваччха, Будда сказал, что такие термины, как «рожденное» или «нерожденное», неприменимы к случаю Араханта, поскольку то — вещество, ощущение, восприятие, умственные образования, сознание, ? с чем связываются такие термины, как «рожденное» или «нерожденное», полностью уничтожено и искоренено, чтобы никогда более не возникнуть после его смерти.

Арахант после своей смерти часто сравнивается с огнем, погасшим, когда вышло топливо, или с пламенем светильника, погасшим, когда закончилось фитиль и масло. Здесь следует понимать ясно и отчетливо, без всяких заблуждений, что сравниваемое с погасшим пламенем или огнем — это не Нирвана, но состоящее из Пяти Совокупностей «существо», осуществившее Нирвану. На этом месте надо сделать ударение, поскольку многие люди, даже некоторые великие ученые, неверно поняли и истолковали это сравнение как относящееся к Нирване. Нирвана никогда не сравнивается с погасшим огнем или светильником.

Существует другой распространенный вопрос: «Если нет Я, нет Атмана, то кто же осуществляет Нирвану?» Прежде чем перейти к Нирване, давайте зададим вопрос: «Кто думает сейчас, если не Я?» Мы видели ранее, что то, что думает, — это мысль, что за мыслью не стоит никакого думающего. Равным образом, это мудрость (пання), постижение является тем, что постигает, осуществляет. Никакого другого «я» за постижением, осуществлением не стоит. При обсуждении источника дуккха мы видели, что, чем бы это ни было, — существом, вещью или системой — если оно обладает природой возникновения, то оно несет в себе природу, зародыш своего прекращения, своего разрушения. Так дуккха, непрерывный круговорот самсара обладают природой возникновения, и поэтому они также должны обладать и природой прекращения, исчезновения. Дуккха возникает из-за «жажды» (танха) и прекращается из-за мудрости (пання). И «жажда», и мудрость находятся внутри Пяти Совокупностей, как мы это видели ранее*13.

Итак, зародыш их возникновения, равно, как их прекращения находится внутри Пяти Совокупностей. Таково истинное значение известного изречения Будды: «Внутри самого этого чувствующего тела длиною в сажень, я провозглашаю мир, возникновение мира, прекращение мира и путь, ведущий к прекращению мира». Это означает, что все Четыре Благородные Истины находятся внутри Пяти Совокупностей, т.е., внутри нас самих. (Здесь слово «мир» (лока) использовано вместо дуккха). Это также означает, что нет никакой внешней силы, которая производит возникновение и прекращение дуккха.

Когда мудрость развивается и взращивается в соответствии с Четвертой Благородной Истиной (следующей в рассмотрении), она видит тайну жизни, действительность как она есть. Когда тайна раскрыта, когда увидена Истина, все силы, которые лихорадочно в омрачении производят непрестанность самсары, становятся спокойными и более неспособными производить кармические образования, поскольку нет более омрачения, нет более «жажды» непрестанности. Это подобно умственному расстройству, которое исцеляется, когда больной раскрывает и видит причину или загадку своего недуга.

Почти во всех религиях summum bonum (высшее благо) может быть достигнуто только после смерти. Но Нирвану можно постичь, осуществить уже в этой жизни; необязательно ждать, пока вы умрете, чтобы «достичь» ее.

Постигший Истину, осуществивший Нирвану является самым счастливым в мире существом. Он свободен от всех «комплексов» и наваждений, забот и тревог, которые мучают остальных. Его духовное здоровье совершенно. Он не сожалеет о прошлом и не размышляет о будущем. Он живет целиком в настоящем. Потому он наслаждается вещами и радуется им в чистейшем смысле, без всякого самвотражения. Он радостен, восторжен, наслаждается чистой жизнью, его чувства удовлетворены, он свободен от волнения, мирный и безмятежный. Поскольку он свободен от личных желаний, ненависти, невежества, тщеславия, гордыни и всех подобных «омрачений», он чист и ласков, полон всеобщей любви, сострадания, доброты, сочувствия, понимания и терпимости. Его служение другим самое чистое, ибо у него нет мыслей о себе. Он ничего не приобретает, ничего не накапливает, будь оно даже чем-то духовным, поскольку он свободен от заблуждения относительно «Я» и «жажды» становления.

Нирвана превыше всех понятий двойственности и относительности. Поэтому она превыше наших представлений о добре и зле, правильном и ложном, существовании и несуществовании. Даже слово «счастье», используемое, чтобы описать Нирвану, имеет здесь совершенно другой смысл. Сарипутта сказал однажды: «О друг, Нирвана — это счастье! Нирвана — это счастьеТогда Удайи спросил: «Но, друг Сарипутта, каким же это может быть счастьем, если нет ощущения?» Ответ Сарипутты был высоко философским и превосходящим обычное понимание: «То, что нет ощущения, само по себе уже счастье».

Нирвана превыше логики и рассуждения (атаккавачара). Сколь много бы мы ни занимались, часто в качестве пустого интеллектуального времяпрепровождения, высокомудрыми спорами, обсуждая Нирвану или Конечную Истину или Действительность, мы никогда не поймем ее таким способом. Детсадовскому ребенку не следует спорить о теории относительности. Но если он вместо того будет терпеливо и прилежно учиться, однажды он может понять ее. Нирвана «осуществляется, постигается мудрыми в самих себе» (паччаттам ведитаббо виннюхи). Если мы следуем Пути терпеливо и с прилежанием, с серьезностью воспитываем и очищаем себя, достигаем необхо димого духовного развития, мы можем однажды осуществить, постичь ее в самих себе, не обременяя себя головоломками и высокопарными словами.

Поэтому давайте теперь обратимся к Пути, ведущему к постижению, осуществлению Нирваны.

Примечания

1) Иногда положительные термины, такие как Сива — «Благоприятное». «Добро», Кхема — «Безопасность», Суддхи — «Чистота», Дипа — «Остров», Сарана — «Прибежище», Тана — «Защита», Пара — «Другой берег», «Другая сторона», Санти — «Мир», «Покой» используются для обозначения Нирваны. В Асамкхата-самъютта из Саммъютта-никая есть 32 синонима Ниббаны. В большинстве они метафоричны.

2) Интересно заметить, что это определение Ниродха «Прекращение Дуккха» из первой проповеди Будды в Сарнатхе не содержит слово Ниббана, хотя определение и обозначает ее.

3) Здесь использовано слово пипаса, букв. означающее жажду.

4) Слова Сарипутты.

5) Слова другого ученика Будды по имени Мусила.

6) Заметьте, что все духовные и мистические состояния, как бы чисты и возвышенны они ни были, являются умственными созиданиями, умосотворенными, обусловленными (самкхата). Они не являются ни Действительностью, ни Истиной (сачча).

7) Это значит, что он не создает новую карму, поскольку свободен теперь от «жажды», воли, намерения.

8) Это выражение означает, что теперь он Арахант.

9) Ср. в Ланкаватара-сутра: «О Махамати, Нирвана означает видеть всё как оно есть».

10) Нагарджуна ясно говорит: «Самсара ничем не отличается от Нирваны, и Нирвана ничем не отличается от Самсары».

11) Здесь полезно вспомнить, что среди девяти сверхмирских дхарм (навалокуттара-дхамма) Нирвана находится за пределами магга (пути) и пхала (плода).

12) Есть некоторые авторы, которые пишут «после Нирваны Будды» вместо «после Паринирваны Будды». Выражение «после Нирваны Будды» не имеет смысла и неизвестно в буддийской литературе. Всегда говорится «после Паринирваны Будды».

13) См. Совокупность Образований в гл. II.

4. ЧЕТВЕРТАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: МАГГА (Путь)

Четвертая Благородная Истина ? это истина Пути, ведущего к Прекращению Дуккха (дуккханиродхагаминипатипада-арьясачча). Это известно как «Срединный Путь», поскольку он избегает двух крайностей: одна крайность — это поиск счастья в чувственных удовольствиях, «низкая, общая, бессмысленная, неблагодарная»; и другая — поиск счастья через самоумерщвление различными видами аскезы, «болезненная, нестоящая, бессмысленная». Испытав сперва эти две крайности самостоятельно, найдя их бесполезными, Будда посредством личного опыта открыл Срединный Путь, «дающий видение и знание, ведущий к Покою, Прозрению, Просветлению, Нирване». На этот Срединный Путь обычно ссылаются как на Благороднный Восьмеричный Путь, поскольку он состоит из восьми разделов или разрядов: именно,

1. Правильное Понимание (Самма диттхи),

2. Правильная Мысль (Самма санкаппа),

3. Правильная Речь (Самма вача),

4. Правильное Действие (Самма камманта),

5. Правильный Образ Жизни (Самма аджива),

6. Правильное Усилие (Самма ваяла),

7. Правильная Внимательность (Самма сати),

8. Правильное Сосредоточение (Самма самадхи).

Практически все учение Будды, которому он посвятил 45 лет своей жизни, тем или иным образом имеет дело с этим Путем. Он объяснял его различными способами и различными словами различным людям, соответственно ступени их развития и их способности понять его и следовать.

Скачать:TXTPDF

Чему учил Будда Рахула Валпола Буддизм читать, Чему учил Будда Рахула Валпола Буддизм читать бесплатно, Чему учил Будда Рахула Валпола Буддизм читать онлайн