к нему, для того чтобы он поправлялся, тогда возникает доверие. Однако, с другой стороны, даже если доктор является высококвалифицированным специалистом, все же, если он или она ухаживает за пациентом машинально, тогда доверия почти не возникает. Да, если доктор обладает большим опытом, это, вероятно, способствует возникновению некоторого доверия, но если он при этом также проявляет сострадание, тогда доверия будет больше. Пациенты будут лучше спать и меньше волноваться. Если пациенты волнуются на глубоком эмоциональном уровне, у них появляются физические трудности, и это влияет на их выздоровление.
Как бы там ни было проблемы в жизни, конечно, неминуемы. Шантидева, великий индийский мастер, советовал: сталкиваясь с проблемами, нам необходимо их исследовать. Если можно преодолеть проблемы, применив какой-то метод, тогда не стоит волноваться: просто применяйте его. Если же их нельзя преодолеть, тогда не следует волноваться, потому что это нам никак не поможет. Очень полезно размышлять, следуя этой цепочке рассуждений. Даже если мы столкнулись с большими проблемами, мы можем минимизировать их, если будем рассуждать подобным образом.
До тех пор пока нам необходима забота других, например, пока мы маленькие дети, у нас есть привязанность и сострадание. Однако по мере того как мы взрослеем и обретаем большую независимость, мы обычно начинаем считать, что агрессия важнее сострадания, когда нам надо добиться своего. Между тем, все шесть миллиардов человек произошли от матерей. Каждый испытывал счастье и удовольствие, получая материнскую любовь или, если это была не мать, то чью-то еще ласку, когда был младенцем. Однако постепенно, по мере того как мы взрослеем, эти качества истончаются, и потому мы становимся более агрессивными, более грубыми и создаем много проблем.
Необходимость видеть реальность
Один ученый из Швеции сказал мне, что когда ум становится озлобленным и мозг находится во власти гнева, то видимость этого ужасного человека, на которого мы разгневаны, на 90% является проекцией ума. Другими словами, 90% негатива – это ментальная проекция. Это аналогично тому, что, когда мы чувствуем к кому-то привязанность и сильную страсть, мы видим человека на 100% прекрасным и хорошим. Однако большой процент этого также является умственной проекцией, мы не видим реальность. Поэтому очень важно видеть реальность.
Есть еще один важный вопрос: если никто не хочет неприятностей, почему же тогда они возникают? Это происходит в силу нашей наивности, нашего неведения, нашего отношения: мы не видим реальности. Из-за нашей собственной ограниченной точки зрения мы не можем видеть всю картину реальности. Мы видим только два измерения, но этого недостаточно. Нам необходимо быть способными видеть явления в трех, четырех, шести измерениях. Для объективного анализа нам необходимо сначала успокоить свой ум.
Чтобы понять эти моменты, нам также важно понимать разницу между созидательными и разрушительными эмоциями. По мере того как мы взрослеем, биологический фактор сострадания со временем постепенно убывает, то есть нам необходимо получать знания о сострадании и тренировать его, чтобы сделать его снова крепким. Между тем, биологический тип сострадания является предвзятым: он основан на получении привязанности от других. Пользуясь им как основой, добавляя к нему интеллект и научные факторы из нашего исследования, мы не только способны поддерживать этот биологический уровень сострадания, но также можем его усилить. То есть посредством тренировки и образования ограниченное предвзятое сострадание может стать безграничным непредвзятым состраданием, которое распространяется на шесть миллиардов человек и далее.
Важность образования
Ключом ко всему этому является образование. Современное образование уделяет внимание развитию мозга и интеллекта, но этого недостаточно. Нам также необходимо развивать сердечность в нашей системе образования, начиная с детского сада и на протяжении всего обучения, включая университет.
В Америке несколько ученых разработали программы, которые обучают детей развивать сострадание и памятование. И это было сделано не с целью помочь этим детям улучшить их будущие жизни и достичь нирваны, а ради блага в этой жизни. Кроме того, в некоторых университетах уже даже есть несколько образовательных программ для развития сердечности и сострадания. Такой тип непредубежденного сострадания не сосредоточен на отношении других к нам, а лишь на том, что они человеческие существа. Каждый из нас является частью шестимиллиардного человеческого населения этой планеты, поэтому каждый заслуживает нашего сострадания на основе этого фактора равенства.
Внутреннее и внешнее разоружение
Таким образом, для внутреннего мира и мира во всем мире нам необходимо и внутреннее, и внешнее разоружение. Это означает, что на внутреннем уровне мы развиваем сострадание и затем, со временем, на этой основе мы способны разоружить все: все страны на внешнем уровне. Это похоже на обладание объединенными силами французско-германского Европейского армейского корпуса. Это замечательно. Если у Европейского Союза будут объединенные силы, тогда вооруженного противостояния между его участниками не возникнет.
Как-то в Брюсселе была встреча министров иностранных дел, и я сказал тогда, что в будущем было бы очень полезно, если бы штаб-квартира Европейского Союза разместилась восточнее, в одной из восточно-европейских стран, например в Польше. После этого было бы полезно расширить Союз, например, включить в него Россию, а затем, в итоге, переместить штаб-квартиру НАТО в Москву. Если это произойдет, тогда действительно наступит мир и не будет опасности войны в Европе. Сейчас, в настоящее время, существуют некоторые сложности в отношениях между Россией и Грузией, но нам необходимо надеяться.
Далее, на основе такого расширения мира, оборонная промышленность, к примеру, здесь, во Франции, может быть со временем остановлена и мы сможем перевести экономику в более продуктивное русло. Вместо танков фабрики могли бы быть переоборудованы, например, под производство бульдозеров!
Народы Африки также очень нуждаются в нашей помощи. Разрыв между богатыми и бедными – это большая проблема, не только в глобальном смысле, но также и на национальном уровне. Этот разрыв между богатыми и бедными на самом деле ужасен. Например, здесь, во Франции, существует большая разница между богатыми и бедными. Некоторые люди даже сталкиваются с голодом. Все же все мы – человеческие существа, и у всех нас одинаковые надежды, потребности и проблемы. Нам необходимо принимать во внимание все эти аспекты, чтобы развивать мир посредством внутреннего спокойствия.