Скачать:TXTPDF
Эзотерический буддизм. Альфред Пери Синнетт

А, где все находится в со­стоянии призраков, соответствующих существам нашего тепереш­него мира. Он начинает свое долгое нисхождение в материю. Струи каждого круга изливаются и человеческие расы на разных ступе­нях развития устанавливаются по очереди на каждой планете. Од­нако цепь кругов более сложна, чем можно было бы думать, если бы наше изложение ограничивалось бы этим. Процесс вовсе не за­ключается в переходе духовной монады с одной планеты на дру­гую. Каждый раз, когда духовная монада приходит на одну из планет, ей предстоит совершить процесс очень сложной эволюции.

Она должна будет много раз воплощаться в последовательных че­ловеческих расах и даже много раз в каждой большой расе. Дальше мы увидим, что эта теория ярко освещает нынешнее положение человечества, как мы его знаем, давая нам ключ к объяснению огромных различий с точки зрения умственной, моральной и даже благоденствия, в наиболее возвышенном смысле, которые обычно кажутся столь болезненно таинственными. Что имеет определенное начало, обычно имеет также и конец.

Мы доказывали, что эволюционный процесс, здесь изложен­ный, был зарожден под влиянием некоторых импульсов; мы мо­жем вывести заключение, что они стремятся к окончательному завершению, цели и заключению. Достоверно, что цель от нас далека. Человек, каковым мы его знаем на этой земле, совершил лишь половину эволюции, которой он обязан своим нынешним развити­ем. До завершения участи нашей системы он настолько же станет выше своего нынешнего состояния, насколько он сейчас выше недостающего звена или промежуточной формы. И этот прогресс будет достигнут на нашей земле, тогда как в других мирах восходя­щей серии он сможет достичь вершин совершенствования гораздо более высоких. Умам, не искушенным в изучении оккультных тайн, совершенно невозможно составить представление об образе жизни, предопределенном человеку до достижения им зенита большого цикла.

Заметки

В предыдущей главе было употреблено выражение, не совсем соответствующее полному представлению, которое появилось по­сле издания этой книги. Этот термин — духовные монады — индивидуальные атомы этой жизненной струи не заканчивают своего существования на глобусе А, чтобы закончить затем на В и т. д. Они несколько раз проходят весь круг как минералы, затем несколько раз как растения…» Я объясню теперь, что я выразился так, ибо моя цель в тот момент была лишь показать, как человеческая сущность постепенно выкристаллизовывалась, проходя эволюционные стадии, начатые сначала в низших царствах. Но по зрелом размышлении становится очевидным, что обширный про­цесс, завершение которого есть эволюция человечества и всего ве­дущего к нему нисхождения духа в материю, допускает осуществление разделения индивидуальностей лишь в стадии значительно более отдаленной, чем рассмотренная в вышеприведенной выдержке. В минеральном царстве, где высшие растительные и животные формы еще не появились, не существует еще ничего похожего на индивидуальную духовную монаду (если только это не несколько единиц, которые чисто теоретически могут быть допустимыми) в жизненных потоках, чтобы в будущем зарождать более высоко ор­ганизованные звенья существования. Чтобы оценить тему вообще, предпочтительно рассматривать первое нисхождение духа в мате­рию как вызывающее однородные проявления. Специфические формы минерального царства, кристаллы и скалы, на самом деле есть лишь кипения в массе, временно принимающие частичные ин­дивидуальные формы, снова бросающиеся в растущую космиче­скую материю; но это еще не есть настоящие индивидуальности. Индивидуальность не определяется даже в растительном царстве. Растительное превращает органическую материю в физические яв­ления и приготовляет почву для более высокой эволюции животно­го царства. В нем и лишь в высших сферах мы видим в первый раз появление настоящей индивидуальности. Итак, лишь когда боль­шой жизненный поток, проходя вокруг планетной цепи, дошел до уровня животного воплощения, духовные монады представляют собой множество, и можно говорить «они».

Посвященные, конечно, не с целью поощрения глубокого изу­чения грандиозной эволюции, которая нас занимает, ввели в эту книгу тему о планетной цепи. Что касается нынешнего человечест­ва, период, во время которого Земля будет занята нашей расой, более продолжителен, чем нужно, чтобы поглотить всю нашу умст­венную энергию.

Значительность эволюции, которая должна завершиться во время этого периода, вполне достаточна, чтобы до последних стра­ниц исчерпать возможности обыкновенного воображения. Но изу­чающим оккультную доктрину крайне полезно раз и навсегда от­дать себе отчет о множестве монад нашей системы, а также об их зависимости друг от друга и существующих между ними тесных отношениях, прежде чем концентрировать свое внимание на частной эволюции нашей планеты. В самом деле, во многих отношени­ях, как мы вскоре увидим, эволюция какой-то одной планеты сле­дует по пути, аналогичному тому, которому следуют все планеты серии, к которой она принадлежит. Старинные оккультные книги с их затуманенной фразеологией иногда упоминают о последователь­ных состояниях некоторого мира, как будто говоря о разных по­следовательных мирах и наоборот. Путаница исчезнет, если мы поймем, что мы должны рассматривать истины природы с обеих точек зрения. Каждая планета, будучи занятой человечеством, про­ходит через очень важные и значительные превращения, которые имели место почти в каждом случае сотворения мира. Тем не ме­нее, если мы сгруппируем все эти изменения в одну, они составят лишь одно составляющее серии более высоких изменений. Различные миры цепи суть объективные реальности, а не символы изме­нений в одном изменяющемся мире. К этому вопросу мы еще вер­немся.

ГЛАВА IV ПЕРИОДЫ МИРОВ

Первый взгляд, брошенный на оккультную доктрину развития человека на земле, предлагает нам разительный пример однообра­зия природы. Эволюция человека в общих чертах происходит таким же образом, как и более обширная эволюция полной цепи миров. Внутренняя работа организации нашего мира, что касается единства его конструкции, одинакова с той, более обширной организованной работой, частью которой является наш мир. Развитие человечества на Земле происходит посредством последовательных волн развития, соответствующих последовательным мирам планетной цепи. Мы на­зовем эти примитивные периоды роста человечества кругами. Не надо забывать, что поочередно составляющие каждый круг индиви­дуальные единицы абсолютно одинаковы в отношении их высших сущностей, т. е., что индивидуальности, жившие на Земле один круг, возвращаются, пройдя всю серию миров, образуя таким образом второй круг, и т. д. Но вот на чем мы должны настаивать: индивиду­альная единица, прибывающая на какую-нибудь планету серии во­время круга, не только касается этой планеты, чтобы затем перейти на следующую. Прежде чем идти дальше, она должна будет жить в целой серии рас на этой планете. Этот факт уже позволит читателю составить себе приблизительное представление об общем, открывая общность плана между одним миром и полной серией, на которую мы уже обращали внимание. Так же как система природы, к кото­рой мы принадлежим, рассматриваемая в своем целом, есть резуль­тат серии кругов вокруг всех миров, эволюция человечества в каждом мире совершается посредством воплощения в серии рас, после­довательно развившихся в пределах каждого мира.

Теперь наступило время, если мы желаем сделать более понят­ным действие этого закона, дать реальные цифры периодов, изло­женных нашей доктриной. Было бы преждевременным начинать с них; но как только мы хорошо усвоили мысль о цепи миров, допус­тив, что эволюция на каждом из них происходит посредством серии перевоплощений, изучение детального действия законов, которые ими управляют, будет сильно облегчено точным знанием количества миров, а также количеством кругов и рас, необходимых для достижения цели этой системы. Ибо общая продолжительность системы, не будем этого забывать, так же ограничена во времени, как и жизнь человека, без сомнения, не ограничена определенным количеством лет, неумолимо установленным от зачатия; но ограничена в том смыс­ле, что все имеющее начало неизбежно идет к концу. Не говоря о возможных случайностях, человеческая жизнь ограничена конечной продолжительностью, и также жизнь системы миров должна придти к конечному завершению. Огромные периоды времени, истекающие за время существования системы миров, хоть и поражают наше во­ображение, тем не менее измеримы; они разделяются на различные подпериоды, количество которых определено и ограничено.

Не важно каким пророческим инстинктом Шекспир дошел в своей драматической классификации человеческого возраста до цифры 7; но, во всяком случае, он не мог сделать лучшего выбора. Эволю­ция человеческих рас происходит семеричными периодами, и коли­чество объективных миров, составляющих планетную систему, к которой принадлежим мы, так же равно семи. Не будем забывать, что оккультные ученые считают это истиной, точно так же как наши физики признают, что спектр состоит из семи цветов и что музыкальная гамма состоит из семи тонов.

В природе существует семь царств, а не три, как ошибочно классифицирует современная наука. Человек принадлежит к царству, абсолютно отличному от животного и содержащему существа значительно более высокой организации, чем те, которые человечество нам до сих пор представило, и ниже минерального царства сущест­вует еще три других, о которых западная наука не знает абсолютно ничего.

Возвращаясь к интересующему нас царству, скажем, что человек эволюционирует сериями кругов (прогрессируя вокруг серии миров) и что нужно, чтобы он совершил семь этих кругов до оконча­ния судеб нашей системы. Мы находимся на нашем четвертом кру­ге. Точное знание этих вопросов порождает размышления самого высокого свойства, ибо каждый круг, так сказать, специально пред­назначен для развития одной из семи человеческих сущностей в пра­вильном порядке их восходящей последовательности.

Индивидуальная единица, в первый раз в течение круга прихо­дящая на планету, должна на этой планете пройти семь рас до сво­его перехода на следующую планету, и каждая из этих рас надолго занимает Землю. Наши поверхностные понятия о времени и вечно­сти, основанные на темных религиозных учениях Запада, создали у нас странные умственные привычки в связи с решением задач, отно­сящихся к исчислению времени этих периодов. Мы свободно гово­рим о вечности, с другой стороны, несколько тысячелетий нас не пугает; но как только мы хотим сгруппировать точными цифрами расчеты периодов, превышающих обычный горизонт нашей мысли, западная теология должна их отрицать, как абсурд. Итак, мы, жи­вущие в настоящее время на этой земле (или, по крайней мере, боль­шая часть человечества, т. к. существуют исключения, которые мы рассмотрим позже), проходим в данный момент через 5-ю расу чет­вертого круга. Однако эволюция этой пятой расы началась прибли­зительно миллион лет тому назад. Можем ли мы надеяться, что читатель, считая, что космогония, которой мы занимаемся, не стара­ется трактовать о вечности, будет в силах рассчитывать периоды, распространяющиеся на миллионы лет и даже насчитывающие вну­шительное число этих миллионов.

Каждая из семи рас, составляющих круг, сама подвержена подразделениям. Если бы это было не так, то воплощения каждой человеческой единицы были бы очень малочисленны и редки. В преде­лах каждой расы есть семь подрас, и каждая подраса подразделяет­ся на семь групп. Вообще говоря, каждая индивидуальная человече­ская единица должна пройти через каждую из этих рас во время своего пребывания на земле каждый раз, когда новый круг ее сюда приводит. Если поразмыслить, то эта необходимость должна быть для рассудка не более ужасной, чем гипотеза, предполагающая ме­нее многочисленное

Скачать:TXTPDF

Эзотерический буддизм. Альфред Пери Синнетт Буддизм читать, Эзотерический буддизм. Альфред Пери Синнетт Буддизм читать бесплатно, Эзотерический буддизм. Альфред Пери Синнетт Буддизм читать онлайн