Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин

«отдачу» — на выдохе. Признаком эффективности визуализации будет ощущение дискомфорта. Это ощущение говорит о том, что ваши действия достигают цели — эгоцентричного, эгоистичного отношения к миру, характерного для большинства из нас. Теперь приступим к медитации.

В заключение своего описания Тон-Лен Далай-лама сделал важное замечание. Нет упражнения, которое было бы эффективным для всех без исключения. Каждый из нас в своем духовном путешествии должен самостоятельно подбирать эффективные практики. Иногда какая-то практика совершенно не нравится нам в начале и оказывается эффективной только тогда, когда мы добиваемся лучшего ее понимания. Именно так было со мной, когда я попробовал следовать инструкциям Далай-ламы в практике Тон-Лен. Я сразу же столкнулся с трудностями, ощутил сильное внутреннее сопротивление. Позднее в тот же вечер я вновь задумался над словами Далай-ламы и понял, что это внутреннее сопротивление возникло в тот момент, когда он заявил, что группа людей более важна, чем один человек. Эту концепцию я уже слышал прежде, в частности, в форме Аксиомы Вулкана, которую произносит мистер Спок в сериале «Стар Трек»: «Нужды многих перевешивают нужды одного». В этой идее было нечто неочевидное. Но прежде чем спросить об этом у Далай-ламы и, возможно, не желая показаться ему чрезмерно эгоистичным, я решил поговорить с одним из своих друзей, который длительное время изучал буддизм.

— Меня беспокоит одна вещь, — сказал я. — Идея, что нужды большого числа людей перевешивают нужды одного человека, теоретически выглядят правильно, однако мы редко имеем дело с людьми в массе. В каждый момент времени мы общаемся с каким-то отдельным человеком. А почему на этом уровне, уровне один-на-один, нужды человека, с которым я общаюсь, должны перевешивать мои собственные нужды? Я ведь тоже являюсь отдельным человеком… Получается, что мы равны… Мой друг задумался.

— Ну что ж, это верно. Но я думаю, что если бы ты попытался рассматривать каждого человека как действительно равного тебе, не более, но и не менее важного, чем ты сам, — возможно, этого было бы достаточно. Я так никогда и не задал свой вопрос Далай-ламе.

Часть IV

Преодоление препятствий

Глава 12

Как добиться перемен

Процесс изменения

Мы уже обсудили возможность достижения счастья путем искоренения в себе негативных привычек и состояний ума. Каким, по-вашему, должен быть общий подход к достижению этой цели, преодолению негативных привычек и совершению позитивных изменений в своей жизни? — спросил я.

Первый шаг — обучение, — ответил Далай-лама, — образование. По-моему, я уже говорил о важности знаний…

— Вы имеете в виду беседу, в которой мы обсуждали важность умения отличать негативные эмоции и привычки от позитивных?

— Да. Однако в том, что касается позитивных внутренних перемен, обучение является только первым шагом. Существуют и другие факторы: убежденность, решимость, действие и усилия.

Таким образом, следующим шагом является развитие убежденности. Обучение и образование важны потому, что помогают развить в себе убежденность в необходимости перемен.

Убежденность в необходимости перемен развивается в решимость. Затем решимость преобразуется в действие — сильная решимость добиться перемен позволяет человеку максимально сконцентрировать свои усилия.

Таким образом, усилия являются завершающим и главным фактором.

Так, например, когда вы пытаетесь бросить курить, вначале вы должны понять, что курение вредит вашему здоровью. Для этого вы должны иметь информацию. Я считаю, что информация и сведения о вредном действии курения изменили отношение людей к этому явлению; на мой взгляд, процент курящих людей на Западе гораздо ниже, чем в Китае, по причине разной степени доступности информации. Однако образования недостаточно. Вам необходимо развивать в себе эти знания до тех пор, пока у вас не появится убежденность во вреде курения. Это укрепит вашу решимость добиться перемен. В конце концов вам придется приложить усилия, чтобы избавиться от этой привычки. Именно так происходят любые внутренние перемены и преобразования.

Независимо от того, каких перемен вы хотите добиться, независимо от цели или действия, на которых вы сосредоточиваете свои усилия, начинать нужно с развития в себе сильной решимости или желания сделать это. Вы должны пробудить в себе огромный энтузиазм. Здесь решающую роль играет ощущение неотложности. Ощущение неотложности является значительным фактором в преодолении проблем. Так, знание о серьезных последствиях СПИДа пробудило в людях ощущение неотложности, которое заставило их в корне пересмотреть свое сексуальное поведение. Я считаю, что при достаточном количестве информации подобные ощущения возникают автоматически.

Таким образом, ощущение неотложности является решающим фактором в достижении перемен. Оно придает нам огромную силу. Так, в политическом движении отчаяние порождает мощнейшее ощущение неотложности — настолько мощное, что люди могут даже забывать о голоде и усталости, преследуя поставленные цели.

Важность неотложности проявляется не только на личном, но и на общественном и глобальном уровнях. Когда я был в Сент-Луисе, меня познакомили с губернатором. Незадолго до того у них было сильное наводнение. Губернатор рассказал мне, что, когда ему сообщили об этом стихийном бедствии, он был уверен в том. что люди не смогут сотрудничать друг с другом, не смогут объединиться для эффективных совместных действий. Однако он был поражен реакцией населения, которое проявило невероятную и удивительную способность действовать сообща. На мой взгляд, это говорит о том, что в достижении важных целей большую роль играет ощущение неотложности. К сожалению, — грустно заметил он, — очень часто оно у нас отсутствует.

Учитывая характерный для азиатов фатализм и веру в перевоплощения, важность, которую Далай-лама придает ощущению неотложности, удивила меня.

— А каким образом вам удается развить в себе сильный энтузиазм, необходимый для совершения изменений в повседневной жизни? Это какой-то конкретный буддийский подход? — спросил я.

— В буддизме существует немало техник для развития энтузиазма, — ответил Далай-лама. — Для того чтобы развить уверенность в себе и энтузиазм, буддисты обычно обращаются к священному тексту, в котором Будда говорит о ценности человеческого существования. Нужно задуматься о том, какой огромный потенциал содержится в нашем теле, о его значении, о добрых делах, которые можно совершить с его помощью, о преимуществах существования в человеческом теле и т. д. Подобные размышления укрепляют уверенность в себе и решимость использовать свое человеческое тело наилучшим образом.

Далее, для развития в себе ощущения неотложности, необходимого для духовных практик, вы должны все время напоминать себе о своем непостоянстве, о смерти. В данном случае под непостоянством понимается именно физическая бренность, а не какие-то более глубокие, духовные качества. Другими словами, нужно помнить, что в один прекрасный день нас тут больше не будет. Сознание своего непостоянства в сочетании с пониманием своего огромного потенциала даст нам ощущение неотложности, ощущение того, что каждый миг нашей жизни драгоценен.

— По-видимому, размышления о непостоянстве и смерти — достаточно эффективная техника, — заметил я, — для развития ощущения неотложности, ведущего к позитивным изменениям. Могут ли использовать эту технику и небуддисты?

— На мой взгляд, следует подходить с осторожностью к применению буддийских техник в небуддийской среде, — задумчиво ответил он. — Наверное, эта техника более уместна в пределах буддийской традиции. Вполне возможно, — он засмеялся, — что кому-то придет в голову использовать ее с совершенно противоположной целью: «О, раз нет гарантии, что я еще буду жив завтра, я постараюсь от души развлечься сегодня

Тогда что вы можете предложить небуддистам для развития в себе ощущения неотложности?

— Как я уже говорил, очень важны информация и обучение. Так, до общения с некоторыми специалистами я и не подозревал о том, насколько серьезны проблемы окружающей среды. Но когда они объяснили мне проблемы, с которыми столкнулось человечество, я осознал всю серьезность ситуации. Точно так же происходит и с другими проблемами.

— Но иногда мы обладаем необходимой информацией, но не обладаем энергией для совершения перемен. Как быть в этом случае? — спросил я. Далай-лама задумался на мгновение, затем сказал: — Здесь, по-моему, необходимо рассматривать различные случаи. В одних случаях недостаток энергии имеет биологические причины, и тогда следует пересмотреть свой образ жизни — побольше спать, соблюдать здоровую диету, воздерживаться от курения, алкоголя и т. д. Иногда, если упадок сил объясняется болезнью, требуется определенное лечение. Но есть и другой вид апатии — лень, которая разрастается в человеке из-за слабости его воли…

— Именно об этом я и спрашивал…

— Для преодоления апатии этого типа и развития в себе энтузиазма для избавления от вредных привычек и образа мышления наиболее эффективным и единственным решением, по моему мнению, является постоянное напоминание себе о вредных последствиях негативного поведения.

Слова Далай-ламы несли в себе истину, но я, как психиатр, не мог не знать, насколько глубоко иногда сидят в человеке некоторые негативные шаблоны и привычки, насколько сложно некоторым людям изменить себя. Предполагая, что в подобных случаях одновременно действует множество сложных психодинамических факторов, я провел немало часов, изучая природу внутреннего сопротивления переменам, которое возникало у моих пациентов. Подумав об этом, я спросил:

Люди часто хотят произвести какие-то положительные перемены в своей жизни, заняться своим здоровьем и т. д., но наталкиваются в себе на какую-то внутреннюю инерцию или сопротивление… Как вы объясните это явление?

— Это очень легко, — начал он небрежным тоном.

— ЛЕГКО?

Причина этого явления заключается в том, что мы привыкаем делать определенные вещи определенным образом. В какой-то момент мы начинаем делать только то, что нам нравится, что мы привыкли делать.

— И как же справиться с этим?

— Воспользоваться этой же способностью привыкать. Мы можем принять новые поведенческие схемы, постоянно держа их в сознании. Вот пример. В Дхарамсале я обычно просыпаюсь в 3:30 утра, а здесь, в Аризоне, — в 4:30, то есть выкраиваю еще часок для сна, — засмеялся он. — Чтобы привыкнуть к новому режиму, вначале необходимо некоторое усилие, но через несколько месяцев он уже кажется вам совершенно естественным. И даже если вы ложитесь поздно и думаете поспать подольше, утром вы все равно проснетесь в 3:30 и приступите к своим делам. Вот какова сила привычки.

Таким образом, я считаю, что путем постоянных усилий человек может преодолеть любую форму негативного кондиционирования и добиться положительных изменений в своей жизни. Но при этом все же необходимо учитывать, что эти изменения происходят не сразу. К примеру, лет двадцать или тридцать назад я был совершенно другим человеком внутренне, но все изменения во мне происходили постепенно. Я начал изучать буддизм лет в пять-шесть, но в том возрасте он меня еще совершенно не интересовал, — он рассмеялся, — хотя меня и назвали высочайшим воплощением. Серьезно относиться к буддизму я стал лет в шестнадцать. Мне потребовалось немало лет, чтобы понять как следует буддийские принципы, и со временем практики, которые поначалу казались

Скачать:TXTPDF

Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать, Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать бесплатно, Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать онлайн