Скачать:TXTPDF
Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин

мне невозможными и почти неестественными, стали выглядеть гораздо легче и естественнее. Для этого потребовался длительный процесс привыкания — более сорока лет.

То есть духовное развитие требует определенного времени. Если кто-то говорит: «Годы лишений меня изменили», я отношусь к таким словам серьезно и с доверием. Если же кто-то говорит: «О, за короткий срок, скажем, за пару лет, я значительно изменился», я не смогу поверить в эти слова, так как они нереалистичны.

Хотя этот подход Далай-ламы был, несомненно, разумным, у меня возник еще один вопрос:

— Вы говорите, что для достижения положительных изменений необходимы энтузиазм и решимость. В то же время вы утверждаете, что для истинных перемен требуется немало времени. Если они происходят так медленно, очень легко разочароваться и утратить веру в то, что делаешь. Вас когда-нибудь приводила в отчаяние невозможность ускорить свое духовное развитие или какой-либо другой процесс?

— Да, конечно, — ответил он.

— И как вы с этим справлялись? — спросил я.

— Когда я сталкиваюсь с каким-нибудь препятствием или проблемой в своей духовной практике, я просто останавливаюсь и стараюсь как можно объективнее изучить ситуацию. В этом мне очень помогает такое четверостишие:

Пока существует космос,Пока существует все живое,Существую и я,Чтобы развеивать несчастья мира.

Но если бы попытался применить подобную тактику — готовность ждать эоны и эоны времени… пока существует космос и т.д. — в делах, связанных с борьбой Тибета за независимость, я был бы последним глупцом. Здесь требуются активные действия и немедленная реакция. Конечно, когда я думаю о четырнадцати или пятнадцати годах безрезультатных переговоров, у меня возникает определенное чувство нетерпения и разочарования. Однако я никогда не отчаиваюсь.

Развивая эту тему, я спросил:

— Как вам удается избегать отчаяния?

Трезвый и объективный взгляд позволяет не терять голову даже в такой сложной ситуации, как с Тибетом. Да, если сосредоточиться только на самом Тибете и его политическом положении, нельзя не отчаяться. Но если взглянуть шире, видно, что коммунистическая и тоталитарные системы в мире разваливаются, что даже в Китае происходят демократические перемены и что тибетцы не теряют надежды. Поэтому не теряю надежды и я.

Интересно, что Далай-лама, несмотря на свою огромную преданность буддийской философии и медитации, первым шагом на пути достижения внутренних перемен все же считает знания и образование, а не какие-нибудь более трансцендентные или мистические духовные практики. Хотя в нашем обществе признается важность образования как залога хорошей работы и материального благополучия, его редко рассматривают в качестве одного из основных факторов достижения счастья. Тем не менее научные исследования показывают, что счастье, здоровье и даже стойкость к депрессиям непосредственно зависят от уровня образованности.

В поисках причин этой зависимости ученые пришли к выводу, что чем человек образованнее, тем больше он осведомлен о факторах риска для здоровья, тем больше у него возможностей вести здоровый образ жизни, тем он энергичнее и увереннее в себе, тем лучше справляется с проблемами и вырабатывает стратегии поведения. Таким образом, если даже простое академическое образование позволяет человеку жить намного счастливее, можно представить себе роль и влияние образования и знаний, о которых говорил Далай-лама, — образования, непосредственно касающегося понимания и использования всего набора факторов, обеспечивающих долговременное счастье.

Следующий шаг на пути, предложенном Далай-ламой, — развитие в себе «энтузиазма и решимости». Этот шаг также принимается современными западными психологами в качестве важного фактора в достижении личных целей. Так, психолог по вопросам образования Бенджамин Блум, изучив биографии наиболее известных американских актеров, спортсменов и ученых, обнаружил, что добиться успеха им помогли вовсе не природные таланты, а энергичность и решительность. Можно предположить, что это справедливо и в деле достижения счастья.

Ученые-бихевиористы тщательно изучили механизм, который инициирует, поддерживает и направляет наши действия, назвав эту область исследований «человеческой мотивацией». Психологи выделяют три вида мотивов.

Первый тип, первичные мотивы, связан с биологическими потребностями, удовлетворение которых необходимо для выживания — потребностью в еде, питье и воздухе.

К другому типу мотивов относится потребность в стимуляции и информации. Ученые выдвинули гипотезу, согласно которой эта потребность является врожденной и необходима для правильного развития и функционирования нервной системы.

И наконец, к третьему типу — вторичным мотивам — относятся мотивы, связанные с приобретенными потребностями и стремлениями. Многие вторичные мотивы связаны с приобретенными потребностями в успехе, власти, положении и т. д. На этом уровне мотивации поведение и потребности человека испытывают влияние со стороны общества и могут быть изменены в процессе обучения.

Здесь теории современной психологии согласуются с концепцией «решимости и энтузиазма» Далай-ламы. Однако в теории Далай-ламы решимость и энергия, которые развиваются в процессе обучения, используются для достижения не только социального успеха, но и более высоких целей — доброты, сострадания и духовного развития.

«Усилие» — конечный фактор в достижении перемен. Далай-лама считает усилия необходимым условием нового кондиционирования. Идею о возможности устранения негативных привычек посредством их замены разделяют западные психологи, более того, она лежит в основе современной бихевиористской терапии. Бихевиоризмтеория, согласно которой индивидуальность человека в основном определяют приобретенные привычки и черты, поэтому данный тип терапии является набором стратегий для нового кондиционирования и эффективен в решении широкого спектра проблем.

Результаты научных исследований показывают, что на характер и мировоззрение человека оказывает значительное влияние его генетическая структура, тем не менее большинство социологов и психологов считает, что немалую роль в формировании нашего поведения и образа мышления играет обучение и кондиционирование в процессе воспитания и влияния социальных и культурных факторов. Если принять тот факт, что поведение в основном определяется кондиционированием и «привыканием», перед нами, как утверждает Далай-лама, открывается возможность избавления от вредного, или негативного, кондиционирования и замены его полезным, позитивным кондиционированием .

Сознательные усилия по изменению своего поведения не только помогают избавиться от вредных привычек, но и изменяют наши глубинные убеждения и чувства. Исследования показывают, что так же, как наше мировоззрение и психологические черты влияют на наше поведение — общепринятая идея, — так и наше поведение влияет на наше мировоззрение. Ученые обнаружили, что даже когда человек искусственно улыбается или хмурится, у него соответственно возникают эмоции счастья или злости; это говорит о том, что регулярные позитивные поступки рано или поздно могут привести к внутренним изменениям. Данная идея имеет важные следствия в теории счастья Далай-ламы. Если, например, вы начнете регулярно помогать другим, даже если у вас и не возникает необходимого чувства доброты или заботы, вы обнаружите, что в вас постепенно происходит внутренняя перемена и развивается подлинное чувство сострадания.

Реалистические ожидания

В том, что касается внутренних перемен, Далай-лама особое внимание обращает на важность сознательных усилий. Это постепенный процесс, не имеющий ничего общего с мгновенными техниками и терапиями, которые получили такое широкое распространение на Западе в последние несколько десятилетий — от «позитивных аффирмаций» до «поиска внутреннего ребенка».

Подход Далай-ламы предполагает медленный рост и созревание. Он верит в огромную, почти безграничную силу ума — но ума систематически тренированного, сосредоточенного, сфокусированного, здравого и закаленного многолетним опытом. Требуется немало времени, чтобы развить свой ум так, как это необходимо для решения наших проблем. Не меньше времени требуется для развития в себе новых привычек и качеств, необходимых для достижения счастья. Три основные составляющие — решимость, усилия и время. Вот истинные секреты счастья.

К планированию перемен следует подходить максимально реалистично. Завышая свои ожидания, мы закладываем основу для будущих разочарований, занижая — рискуем утратить решимость, необходимую для преодоления своих внутренних ограничений и раскрытия своего истинного потенциала. Заканчивая нашу беседу о переменах, Далай-лама объяснил:

— Вы никогда не должны забывать о важности реалистического подхода — об умении чувствовать и объективно анализировать ситуации в ходе достижения цели. Осознавать трудности и то, что на их преодоление могут потребоваться время и усилия. Очень важно отличать идеалы от стандартов, с которыми вы подходите к оценке своего прогресса. У буддистов, например, очень высокий идеал — абсолютное Просветление. Но этот идеал не является крайностью. Крайностью является попытка достичь его быстро, здесь и сейчас. Использование абсолютного Просветления в качестве стандарта, а не идеала, приводит вас только к разочарованию и отчаянию, так как вы не можете достичь его быстро. Поэтому вам необходим реалистический подход. С другой стороны, если вы говорите себе: «Я просто пытаюсь быть здесь и сейчас; это то, что я могу сделать, и меня не заботит будущее или то, как стать буддой», — это другая крайность. Реальный подход лежит где-то посередине.

Ожидания — вообще сложная вещь. Если они у вас завышены безо всяких на то оснований, у вас неизбежно возникнут проблемы. С другой стороны, без ожиданий и надежды, без стремлений невозможен прогресс. Найти равновесие нелегко, к каждой ситуации требуется отдельный подход.

У меня все еще оставались некоторые сомнения; хотя мы, потратив определенное время и приложив определенные усилия, все же можем модифицировать некоторые свои отрицательные привычки и убеждения, можем ли мы полностью избавиться от негативных эмоций?

— Мы говорили о том, что для достижения счастья нужно избавиться от своих негативных эмоций и качеств — злости, ненависти, жадности и т. д.

Далай-лама кивнул.

— Но ведь эти эмоции являются естественной частью нашей психологии. Они, хотя и в разной степени, присутствуют в любом человеке. Разумно ли ненавидеть, отрицать и пытаться искоренить часть самого себя? Мне кажется, что попытка полностью уничтожить неотъемлемую часть самого себя является непрактичной и неестественной.

Покачав головой, Далай-лама ответил:

— Да, некоторые люди считают, что злоба, ненависть и другие негативные эмоции являются естественной частью нашей личности, и поэтому не видят возможности их изменить. Но они ошибаются. Все мы рождаемся абсолютно невежественными, поэтому невежество также можно считать естественным атрибутом нашей личности. Однако, взрослея, мы постепенно накапливаем знания и избавляемся от этого невежества, но только в том случае, если мы учимся, прикладываем усилия. Если же мы будем сохранять свое естественное состояние, мы так и останемся невежественными. Точно так же, с помощью правильной тренировки мы можем постепенно ослабить свои отрицательные эмоции и качества и усилить положительные — любовь, сострадание и умение прощать.

— Но если эти негативные эмоции и качества являются частью нашей личности, как с ними бороться?

— Для этого необходимо знание природы человеческого ума, — ответил Далай-лама. — Он очень сложен, но и очень эффективен, способен решать множество различных проблем. Помимо всего прочего, наш ум обладает способностью по-разному подходить к разным проблемам.

В буддизме эта способность ума используется в целом наборе медитаций, в которых вы мысленно изолируете различные аспекты своей личности и устраиваете диалог между ними. Существует, например, медитация, предназначенная для развития альтруизма, в которой вы запускаете диалог между вашим эгоистичным «Я», воплощением вашего эгоцентризма, и «Я» —

Скачать:TXTPDF

Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать, Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать бесплатно, Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать онлайн