Скачать:TXTPDF
Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин

отношению к самому себе. Психоаналитически ориентированные психотерапевты, в частности, создали немало сложных теорий возникновения этих искажений. Эти теории объясняют механизм формирования самовосприятия как процесс интернализации реакций окружающего мира. Человек развивает представление о себе на основе прямых и косвенных данных о себе, получаемых в детстве от родителей, поэтому неправильное поведение последних приводит к искажениям в самовосприятии ребенка, а затем и взрослого.

Когда эти искажения настолько серьезны, что становятся постоянными источниками проблем, люди вынуждены обращаться к психотерапевту. Психотерапевты-рационалисты пытаются помочь пациентам понять причины их проблем и создать определенную терапевтическую среду, в которой пациенты могли бы постепенно реструктурировать и откорректировать свое негативное представление о себе. Далай-лама же предлагает основное внимание обратить на извлечение стрелы, а не на выяснение того, кем она послана. Вместо того чтобы анализировать причины завышенной или заниженной самооценки, он предлагает непосредственно бороться с этими негативными состояниями ума.

В последние несколько десятилетий природа «Я» была одной из наиболее популярных тем в психологии. В 80-е, например, ежегодно публиковались тысячи статей, посвященных проблемам самоуважения и уверенности в себе.

Подумав об этом, я спросил у Далай-ламы:

— В одной из наших бесед вы говорили о преимуществах смирения и о его связи с развитием терпения и терпимости. В западной психологии, да и в культуре в целом развитию смирения уделяется гораздо меньшее внимание, чем развитию таких качеств, как самоуважение и уверенность в себе. Не кажется ли вам, что преувеличенное внимание к этим качествам является признаком эгоцентризма?

— Не обязательно, — ответил Далай-лама, — хотя вообще этот вопрос достаточно сложен. Так, достигнуть чего-то существенного на пути духовного развития удается лишь тем. кто дал себе обет или развил решимость избавиться от негативных состояний ума с целью помочь всем чувствующим существам достигнуть счастья. Это требует огромной уверенности в себе, дерзости ума, без которых невозможно достичь каких-либо значительных целей. В некотором — но вовсе не в отрицательном — смысле это можно рассматривать как самонадеянность. Эта уверенность основана на здравых причинах, поэтому я считаю таких людей очень храбрыми — я бы даже назвал их героями.

— Несомненно, то, что у великого духовного учителя мы можем принять за высокомерие, на самом деле часто является уверенностью в себе и храбростью, — вмешался я. — Однако в случае с обычными людьми в обычных обстоятельствах гораздо чаще все оказывается наоборот: то, что на первый взгляд кажется уверенностью в себе и самоуважением, в действительности оказывается просто высокомерием и самонадеянностью. Как я знаю, в буддизме самонадеянность считается одной из основных негативных эмоций и даже подразделяется на несколько типов. То есть борьбе с самонадеянностью придается большое значение. Но иногда самонадеянность очень трудно отличить от развитой уверенности в себе. Как провести границу между этими двумя качествами и одновременно развивать одно и подавлять другое?

— Действительно, иногда очень сложно отличить уверенность в себе от самонадеянности и высокомерия, — сказал он. — Возможно, наилучший способ сделать это — изучить природу данного качества. В одной ситуации чувство превосходства над другим человеком может быть абсолютно оправданным и разумным, в другой — беспочвенным и нездоровым, тогда мы называем это высокомерием. Таким образом, с феноменологической точки зрения эти состояния подобны…

— Но высокомерные люди всегда считают, что у их чувства превосходства есть разумные основания.

— Да, это точно, — согласился Далай-лама.

Тогда как же все-таки различить эти два состояния? — вновь спросил я.

— Я думаю, что иногда для этого требуется время, как самому человеку, так и окружающим.

Далай-лама сделал паузу, затем пошутил:

Может, этому человеку следует обратиться в суд, чтобы присяжные решили его проблему!

Он рассмеялся.

— Чтобы отличить чванство от здоровой уверенности в себе, — продолжал он, — следует проанализировать последствия их действия. У чванства и высокомерия они обычно негативны, у здоровой уверенности в себе — позитивны. Таким образом, изучая «уверенность в себе», нужно исследовать глубинную природу личности. Я считаю, что она может быть двух типов. Личность, или эго первого типа, занята исключительно преследованием личных интересов, удовлетворением личных желаний и не обращает внимания на потребности других людей. Личность второго типа — это искренняя забота о других. желание быть полезным другим людям. Для того чтобы удовлетворить это желание, необходимо иметь сильное самоосознание и уверенность в себе. Этот вид уверенности в себе положителен, так как положительны последствия ее действия.

Ранее, — заметил я, — вы упомянули, что один из способов преодолеть свое высокомерие или гордыню — если человек хочет это сделать — заключается в размышлении о страдании, его видах и проявлениях. Существуют ли какие-нибудь другие техники подавления гордыни?

Один из способов заключается в размышлении об огромном множестве областей, в которых вы абсолютно невежественны. В современной системе образования существует множество учебных дисциплин. Подумайте о том, насколько узок круг ваших знаний, и это поможет вам справиться со своей гордыней.

Далай-лама замолчал, и я. подумав, что это все, что он мог сказать по данному вопросу, начал рыться в блокноте в поисках следующей темы для разговора. Внезапно он продолжил задумчивым тоном:

— Вы знаете, мы долго говорили о развитии здоровой уверенности в себе… Мне кажется, что существует тесная связь между искренностью и уверенностью в себе.

— Вы имеете в виду искренность по отношению к самому себе или другим людям?

— И то, и другое, — ответил он. — Чем вы искреннее, чем открытее, тем меньше в вас страха, так как вам нечего скрывать от окружающих. Поэтому, как я думаю, чем человек искреннее, тем он увереннее в себе

— Мне бы хотелось узнать поподробнее, как вы сами относитесь к уверенности в себе, — сказал я. — Вы говорили, что многие ждут от вас чуда, подходят к вам с завышенными ожиданиями. Несомненно, это оказывает определенное психологическое давление, даже если ваша глубинная мотивация абсолютно правильна. Не теряете ли вы уверенность в себе в подобных случаях?

— Прежде всего, необходимо уточнить, что понимается над потерей уверенности в себе или обретением уверенности в себе в результате какого-то определенного действия. Чтобы потерять уверенность в чем-то, необходимо сначала иметь веру в то, что вы способны это сделать, что это возможно. И когда вы вдруг понимаете, что не в силах сделать то, что считали возможным, вы теряете уверенность в себе. Я же не могу потерять уверенность в себе в тех случаях, о которых вы спрашиваете, так как никогда не считал, что могу творить чудеса. Я не обладаю способностями полностью просветленных будд — всезнанием, всевидением и всемогуществом. Поэтому, когда люди приходят ко мне и просят исцелить их или сотворить чудо, я не теряю уверенность в себе, а просто чувствую себя весьма неловко.

Однако я считаю, что честность в отношении своих возможностей перед собой и другими людьми — хорошая основа для развития уверенности в себе.

Сейчас я иногда ощущаю неуверенность в себе в делах, которые касаются отношений с Китаем. Но в этих случаях я обычно советуюсь с различными официальными и неофициальными лицами. Я очень часто интересуюсь мнением своих друзей. В результате почти все решения, которые я принимаю, оказываются хорошо взвешенными и продуманными, поэтому я никогда о них не сожалею, и это положительно влияет на мою уверенность в себе.

Бесстрашие и честная самооценка — мощное оружие против нерешительности и неуверенности в себе. Убежденность Далай-ламы в том, что искренность является противоядием против негативных состояний ума, подтверждается результатами многих недавних научных исследований, показывающих, что те, кто оценивают себя реалистично и объективно, гораздо более счастливы и уверены в себе, чем те, кто оценивают себя плохо или неточно.

За годы нашего знакомства с Далай-ламой я неоднократно убеждался в справедливости того, что уверенность в себе основывается на честности и объективности в оценке своих возможностей. Я был очень удивлен, когда впервые услышал, как он говорит «Я не знаю» в ответ на какой-то вопрос из зала перед огромной аудиторией. В отличие от различных академических и других светил, часто выступающих публично, он признавался в своем незнании без тени смущения, без оговорок и без напыщенности.

Мне показалось, что его даже несколько забавляют ситуации, когда он оказывается не в состоянии ответить на какой-то сложный вопрос. Он часто шутил по этому поводу. Так, однажды в Таксоне он комментировал очень сложный отрывок из «Пути бодхисаттв» Шантидевы и запутался в логических построениях; он сразу же рассмеялся и сказал:

— По-моему, я запутался. Давайте лучше перейдем к следующему стиху…

В ответ на одобрительный смех из зала он засмеялся еще громче, сказав:

— Для этой ситуации есть одна хорошая аналогия. Старый беззубый человек ест только мягкую пищу, жесткую откладывает в сторону. Все еще смеясь, он продолжил: — Поэтому сегодня мы пропустим этот отрывок. В его голосе не было ни тени смущения или неуверенности в себе.

Наш потенциал как противоядие против ненависти к себе

Во время одной из своих поездок в Индию, за два года до приезда Далай-ламы в Аризону, я встретился с ним в его доме в Дхарамсале. На той неделе он ежедневно встречался с группой западных ученых, врачей, психологов и учителей медитации, чтобы совместно попытаться исследовать связь между эмоциональным состоянием и физическим здоровьем. Далай-лама принял меня вечером, сразу же после одной из его встреч с учеными. К концу нашего разговора он спросил:

— Вы знаете, что на этой неделе я встречаюсь с учеными?

— Да…

Недавно мы затронули тему, которую я считаю очень интересной, — концепцию ненависти к себе. Вам известно это явление?

Конечно. Многие мои пациенты страдают от этого расстройства.

— Когда эти ученые впервые упомянули об этом явлении, я вначале не был уверен, что понимаю его верно, — он засмеялся. — Я думал: «Конечно же, мы любим себя! Как можно себя ненавидетьХотя я считал, что в общих чертах знаком с человеческой психологией, идея ненависти к себе была для меня совершенно новой. Причина, по которой она показалась мне совершенно невероятной, заключалась в том, что буддисты изо всех сил стараются избежать сосредоточенности на себе, эгоистичных мыслей и мотивов. С этой точки зрения мы слишком себя любим и лелеем. Поэтому возможность нелюбви и даже ненависти к себе казалась мне совершенно невероятной. Вы, как психиатр, можете объяснить мне сущность этой концепции?

Я кратко описал ему психологическую подоплеку ненависти к себе, объяснил, как формируется наше самовосприятие в процессе воспитания и общения с родителями, какие факторы влияют на него отрицательно и вызывают развитие ненависти к себенапример, невозможность соответствовать идеалу, — и описал, каким образом эта ненависть может усиливаться

Скачать:TXTPDF

Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать, Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать бесплатно, Искусство быть счастливым. Руководство для жизни Гьяцо Тензин Буддизм читать онлайн