Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

На его макушке — слог ОМ, на горле — А, в сердце — ХУМ.

Из слога ХУМ в его сердце исходят лучи света, приглашая аспект мудрости Гуру Ринпоче в том же самом облике, что и образ, созерцаемый над собой. Он прибывает из страны Урген (Уддияны). ДЖА ХУМ БАМ ХО: он сливается с символическим существом, созерцавшимся ранее над собой. Они становятся неразличимо едиными.

Затем освящаешь воду и подношения чувств, как и в любой системе Ануттара-йоги, и подносишь их, сопровождая обычными мантрами и мудрами. Завершаешь внутренним подношением с мантрой ОМ А ХУМ.

Затем следует начитывание мантр. В сердце Гуру Ринпоче, представляемого в пространстве перед собой, находится лунный диск, а на нем — пятиконечная ваджра, в ее центре слог ХУМ. Вокруг — мантра ОМ А ХУМ ВАДЖРА ГУРУ ПАДМА СИДДХИ ХУМ. Так созерцаешь сердце Гуру, из которого от ваджры, семенного слога и мантры исходят лучи света и нектар. Все это входит в тебя и растворяется, даруя сиддхи, и обычные, и высшие. Созерцая таким образом, читай мантру как можно больше.

В конце чтения мантры представь, что от ОМ А и ХУМ на макушке, горле и сердце Гуру Ринпоче исходят соответственно белые, красные и синие лучи света и нектар. Один за другим они входят в твою макушку, горло и сердце, наполняют тело, речь и ум, очищают тебя от всех неблагих кармических склонностей и омрачений и даруют посвящение сосуда, тайное посвящение и посвящение мудрости. Затем из трех мест Гуру Ринпоче одновременно исходят все три и входят в твои три места, одновременно очищая тело, речь и ум и даруя четвертое посвящение. Так ты обретаешь сиддхи трех ваджр.

Завершай эту медитацию, визуализируя совершение подношения, как раньше, и размышляя о смысле любой подходящей молитвы благопожелания.

ХУМ!

Гуру Ринпоче, Владыка Дхармы — как Тело Истины

Он несоздан и свободен от всяких препятствий!

Гуру Ринпоче, Владыка Дхармы — как Тело Блаженства он есть

Мистическое пробуждение великого блаженства!

Гуру Ринпоче, Владыка Дхармы — как Тело Явленное он есть

Лотосорожденный Падмасамбхава!

Поклоняюсь Лотосорожденному Гуру,

Воплощению самого Будды Ваджрадхары.

Колофон: Вышеизложенное созерцание мирного образа Гуру Ринпоче в облике монаха и ваджрачарьи Падмасамбхавы было записано буддийским монахом Гендуном Гьяцо по просьбе нескольких учеников. Она соответствует передаче, полученной и переданной далее Ламой Дже Цонкапой. Что касается созерцания Гневного Гуру и Хаягривы, упомянутых в начале этой главы, то я написал отдельные сочинения по этим практикам, и их могут использовать те, кто желает применять вышеприведенный текст для настоящей практики.

Глава пятая

ДВЕ ЙОГИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ ТАНТРЫ ЯМ АНТ АКИ

С комментариями Ламы Лобсанга Чинпа

Здесь простыми словами объясняются основные положения молитвы второго Далай Ламы о реализации двух йогических ступеней “Ваджрабхайрава-тантры”,[32 — На самом деле текста под названием “Ваджрабхайрава-тантра” не существует. До нас дошли только первые семь глав. По-тибетски они называются Тогдун (rTogs bdun): “Семь прозрений”. По преданию, йогини Ватали получила тантру Ямантаки от Будды в одном из его образов Самбхогакаи, но потом, предавая эту традицию Лалитаваджре, она согласилась поделиться только первыми семью главами этого текста, заявив, что они дают методы, достаточные для достижения просветления в нашу эпоху, а если бы она дала нечто большее, то это только смутило бы тех, кто практикует в эту эпоху упадка. Считается, что остальная часть коренного текста была вручена для сохранения его в тайне членам одного мистического рода в стране Урген, с тем, чтобы ее можно было достать и учить более открыто, когда мир достаточно созреет.] или “Тантры Алмазного Разрушителя Смерти”. Это сокровищница благословений, собственноручно написанная вторым Далай Ламой, воплощением сострадания всех Будд десяти сторон света и трех времен.

Эта молитва кратка, но ее смысл полностью объемлет весь путь системы Ануттарайога-тантры. В своем сжатом комментарии я процитирую двадцать две строфы молитвы, давая краткое объяснение каждой из них, как по смыслу, так и с точки зрения отображения реальных ступеней йоги “Ваджрабхайрава-тантры”.

1. На поверхности хрустальной луны чистого ума,

Подобно радуге, проявляется мандала Ваджрабхайравы,

Сотворенная кистью медитации-дхьяны.

Благодаря созерцанию этой мандалы и чтению мантр

Порождается сила добродетели, ослепительно белая,

Как лунный свет, как раковина, как цветок кунда[33 — Возможно, белая лилия.]?

Эта строфа раскрывает суть того, чему она посвящена. Посредством практики тантрического пути порождается огромное количество благоприятной энергии. Это должно быть посвящено осуществлению различных уровней пути, чтобы суметь быстро обрести просветление ради блага всех живых существ. Однако для того, чтобы продвинуться в различных йогических практиках, нужно опираться на компетентного учителя. Поэтому следующая строфа посвящена сохранению связи с истинным гуру до достижения просветления.

2. Пока не достигну просветления,

Да поддерживает меня учитель Великого Пути,

Духовный наставник, наделенный полнотой свойств,

Корень всех сиддхи.

Врата каждой духовной практики открываются для нас благодаря осуществлению правильных отношений с духовным наставником. В частности, чтобы практиковать Великий Путь, наш учитель должен был овладеть Махаяной. Все Ануттарайога-тантры, включая Тантру Ваджрабхайравы, являются разделами Махаяны.

Но для того, чтобы вступить на тантрический путь, сначала мы должны достичь зрелости, осуществляя практики колесницы Сутраяны, той основы, на которой можно построить практику высших тантр. Эти практики называются “общими”, потому что используются как в Сутраяне, так и в Ваджраяне. Следующая строфа посвящена осуществлению этих основополагающих практик.

3. Да увижу я, что восемь мирских забот —

Всего лишь детская игра,

А удовольствия и услады сансары —

Гнездо ядовитых змей.

Да зародится во мне дух просветления,

Да буду я постоянно привержен практике шести парамит.

Восемь забот этой жизни — приобретение и потеря, слава и позор, удовольствие и боль и т. д. — лишены сущности. Строить на них свою жизнь — все равно, что принимать детскую игру всерьез.

Кроме того, сам мирской успех несет в себе поражение: достичь его, значит, найти приют в гнезде ядовитых змей. Следует заменить мирские интересы стремлением к трем высшим практикам: дисциплине, созерцанию и мудрости, что является сущностью Хинаяны, а также к зарождению духа просветления, бодхичитты. Здесь под бодхичиттой подразумевается как аспект намерения, то есть бескорыстное желание просветления, основанное на любви и сострадании, так и аспект самих практик бодхичитты: шести парамит и четырех способов ублаготворения практикующих,[34 — Это подробно обсуждается в моей книге Selected Works of the Dalai Lama III: Essence of Refined Gold, (Ithaca, New York: Snow Lion Publicatios, 1985).] — общих методов Махаяны для достижения просветления.

Вышеприведенная строфа также раскрывает три уровня побуждения — начальный, средний и высший, — через которые должен пройти ваш ум, чтобы вступить на путь Ваджраяны.

Будучи практикующим начального уровня, следует стараться устранить привязанность к грубой мирской деятельности, например, к восьми мирским заботам. Практикующий среднего уровня устраняет привязанность к высокому положению в сансаре, к мирским удовольствиям и к восторгу дхьяны. И наконец, великий практикующий движим любовью и состраданием ко всему живущему; опираясь на это, он устраняет привязанность к личной нирване, а взамен стремится к полному Состоянию Будды, так как это есть наиболее действенное средство принести благо всему миру. Все это относится к бодхичитте намерения. Чтобы выполнить это намерение, практик высокого уровня принимает решение заниматься шестью парамитами и четырьмя способами ублаготворения практикующих.

Когда в указанных медитациях достигнута устойчивость, можно вступить на путь внутренней Ваджраяны и приступить к практике Тайной Мантры. Врата в Ваджраяну — это посвящение, а чтобы поддерживать силу посвящения, следует должным образом соблюдать обеты.

4. Получив четыре мистических посвящения,

Смывающие все загрязнения трех врат

И закладывающие семена четырех Тел Будды,

Да останусь я чистым сосудом

Для двух ступеней Ануттарайога-тантры,

Как зеницу ока

Храня обеты и клятвы, данные при посвящении.

Чтобы вступить на путь Ваджраяны Ануттарайога-тантры, следует получить четыре уровня посвящения: посвящение сосуда, тайное посвящение, посвящение мудрости и высшее слово.

Первое из них очищает омрачения тела, закладывает семена Тела Будды — Нирманакаи и делает возможной практику йоги стадии зарождения.

Второе посвящение очищает омрачения речи, закладывает семена Тела Будды — Самбхогакаи и позволяет практиковать йоги иллюзорного тела стадии завершения.

Третье посвящение очищает омрачения ума, закладывает семена Тела Будды — Джняна-Дхармакаи и позволяет практиковать йоги ясного света.

И наконец, четвертое посвящение очищает трое врат одновременно, закладывает семена Тела Будды — Свабхавакаи и позволяет практиковать йоги великого объединения.

Благодаря этим посвящениям можно заниматься йогами Ануттарайога-тантры. Однако, поскольку в тантрической практике корнем всех сиддхи является строгое соблюдение тантрических обетов и клятв, принятых во время посвящения, следует хранить их, как зеницу ока. Только тогда вы действительно становитесь сосудом, достойным вмещать два вида сиддхи.

Следующая часть этой молитвы относится к намерению завершить различные практики медитации и йогические уровни двух стадий Ануттарайога-тантры: стадии зарождения и стадии завершения.

Первая из этих двух стадий — стадия зарождения. Ниже следует строфа, объясняющая общую природу и назначение этих йог. Девять последующих строф относятся к различным этапам медитации стадии зарождения.

5. Практикуя во время четырех ежедневных занятий

Глубокие йоги стадии зарождения,

Которые раскрывают сияние сотен лучей света

И полностью рассеивают мрак рождения,

Смерти и промежуточного состояния,

Да приведу я к зрелости поток своего бытия

И заложу семена для практики

Мощных йог стадии завершения.

Две главные практики в йогах стадии зарождения — это ясная визуализация и развитие гордости божества. Применяя их на разных этапах медитации в стадии зарождения, вы осваиваете медитации о принятии смерти как пути Дхармакаи, о принятии промежуточного состояния как Самбхогакаи и о принятии перерождения как Нирманакаи.

Вначале делают приблизительную ясную визуализацию, созерцая всю мандалу целиком. Затем визуализируют мандалу в мистическом семени, которое входит в лотос юма (супруги) божества. Это тонкая ясная визуализация.

Такое созерцание мандалы усиливает семена трех Тел Будды и тем самым открывает потоки света, изгоняющие мрак из смерти, состояния бар до и перерождения.

Благодаря практике йог стадии зарождения в четырех ежедневных занятиях: перед рассветом, поздним утром, днем и вечером — вы быстро закладываете основу, на которой возможно заниматься йогами стадии завершения и быстро достичь состояния просветления.

Таков общий характер и назначение методов стадии зарождения. Теперь дадим более подробное описание отдельных фаз этого процесса.

Здесь имеется три раздела: подготовительное погружение, погружение победоносной мандалы и победоносная деятельность.

Первый из них, подготовительное погружение, включает в себя четыре фазы визуализации: очищение смерти путем порождения мудрости и добродетели; очищение бардо путем порождения Непостижимого Дворца и становления Держателем Ваджры Причины; очищение перерождения путем становления Держателем Ваджры Плода и, наконец, единение с Видьей.

В первом — три фазы: порождение добродетели, порождение мудрости и порождение охранного круга.

6. Да приведут к созреванию в добродетели поток моего сознания

Подношения, которыми я наполняю небеса

Перед сонмом божеств мандалы,

Созерцая отсутствие собственной природы

Подносимого, подношения и принимающего подношение.

Эта медитация начинается с проявления себя в простой форме Ваджрабхайравы. Представляйте, что светом из своего сердца вы приглашаете своего тантрического учителя вместе с полной мандалой божеств. Они прибывают в пространство перед вами. Представляйте, как небо наполняется подношениями этому мистическому собранию, медитируя о пустотности подносимого, подносящего

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн