Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

сердечной чакры находится слог ХУМ, белый с розовым оттенком. Вы направляете прану в центральный канал одновременно сверху и снизу, порождая блаженство. Произносите слог ОМ, и прана входит сверху в завиток пламени над буквой ХУМ, а снизу — в нижнюю огласовку. При произнесении звука А прана продолжает оставаться там же, а затем, при произнесении ХУМ, верхняя прана выходит из завитка пламени вверху, а нижняя выходит снизу.

Медитируйте продолжительное время, представляя свой ум как слог ХУМ; мелодическое звучание трех мистических слогов есть ваджрное произнесение.

Так распускаются узлы в сердце, а праны входят и растворяются в центральном канале. Признаки осуществления этой практики становятся явными, и вы испытываете четыре естественные радости, а также вместерожденные радости блаженства и мудрости пустоты.

Освободив таким образом узлы в сердце методом ваджрного произнесения, вы готовы к тому, чтобы заняться Самая-йогой. Для этого вам нужно опираться или на кармамудру, или на джнянамудру.

18. Да вступлю я в священную Самая-йогу

И стадии вихревого втягивания,

Чтобы искусно соединиться с одной из двух мудр

И путем погружения прийти к абсолютному замыканию ума.

Вы представляете себя как Ваджрабхайраву вместе с юмом. Вы освящаете тайные места мужских и женских божеств, а затем с помощью мудрого и искусного метода они вступают в союз, которому свойственны три осознавания и четыре позы. Праны вводятся в центральный канал, где остаются и растворяются. Последовательно возникают признаки растворения, начиная с видения, подобного миражу, и кончая видением ясного света.

В сердце, в центре чакры, называемой “колесо истины”, находятся мужское и женское тиглэ, а между ними — слог ХУМ. Из них исходит свет, очищая мир и его обитателей от омрачений, превращая их в мандалы и в божеств. Затем все, начиная снаружи, постепенно растворяется, превращаясь в свет, и входит в крошечный завиток над слогом ХУМ. Это практика спирального втягивания в сердечной чакре. Она освобождает самые тонкие узлы в сердце и вводит самую тонкую всепроникающую прану, которую чрезвычайно трудно захватить, в центральный канал, как это происходит в момент смерти. Благодаря этому рождается самадхи, которая представляет собой окончательное замыкание ума. Оно возникает благодаря вместерожденному (санскр. сахадаса; тиб. lhan skyes) блаженству и видению предварительного ясного света, воспринимаемому с помощью обычных методов медитации о пустоте.

Теперь следуют молитвы об осуществлении методов, которые опираются на предварительное введение праны в центральный канал. Первый из этих методов — Йога Формы.

19. Да растворю я все праны в сердце,

Как растворяются они в момент смерти,

Превращаясь в ясный свет. И да завершу я

Погружение иллюзорного проявления формы,

Обладающей совокупностью признаков совершенства.

Опираясь на Самая-йогу, вы направили все праны в центральный канал и испытали все стадии втягивания праны, как в момент смерти. Это породило переживание предварительного ясного света и окончательного замыкания ума. После этого, будто во сне, сыны и дочери великих небесных существ приходят к вам и делают подношения.

Затем из вашего тела исходит свет и призывает Будд десяти сторон света, которые прибывают и даруют посвящения посредством потоков лучей света.

Вы достигаете нечистого иллюзорного тела и заканчиваете созерцание предварительного ясного света.

Тонкие телесные энергии, преобразившиеся в пятицветный свет, становятся причиной развития, а ясный свет ума выступает как совместная причина. Затем, с помощью Йоги Формы вы преображаете свои старые скандхи и заставляете их, подобно рыбе, вынырнувшей из глубин озера, проявиться как реальное тело божества, украшенное совокупностью великих и малых признаков совершенства.

Это нечистое иллюзорное тело девяти стадий, и его обретение знаменует третью фазу йоги стадии завершения.

Его природу описывают с помощью пяти сравнений: тело сновидения, отражение в зеркале, отражение луны в озере, призрак, пузырь на воде.

Таков метод, благодаря которому вы создаете радужное тело, ваджрное тело, которое не имеет ничего общего с обычном телом из плоти и костей.

Хотя сущностная субстанция, из которой порождается радужное тело, нечиста и все еще связана с вашими предшествующими сансарными скандхами, всякому, кто достиг этой стадии реализации, гарантировано просветление в течение этой жизни.

На этой стадии можно за одно мгновение, только подумав, магически сотворить из ничего все, что пожелаешь, и послать миллионы своих эманаций одновременно, чтобы исполнить желания живых существ.

20. Затем, благодаря Йоге Чистой Мудрости,

Да растворится этот лучезарный образ, невещественный, как радуга,

Как облако в небе,

Чтобы можно было узнать настоящую реальность ясного света

И исторгнуть семена привязанности

К представлению об истинности бытия.

Смысл этой строфы заключается в том, что иллюзорное существо преображает свои бывшие скандхи в грубое Тело Эманации и в медитации соединяется с кармамудрой, что является внешним условием. Внутри этой сферы оно использует внутреннее условие растворения всего мира, включая собственное тело, в ясном свете с помощью спирального втягивания. Практикующий усердно занимается этим, а в период после медитации раскрывает эту глубокую Дхарму другим.

Такую медитацию проводят в течение шести — восемнадцати месяцев, живя при этом в уединении. В конце концов вы обретаете признаки реализации подлинного ясного света.

Как и раньше, используют кармамудру как внешнее условие, а переживание процесса втягивания — как внутреннее условие. Вследствие этого ваше иллюзорное тело, прозрачное и зыбкое, как радуга, тает в пространстве, подобно облаку.

Когда это происходит, исчезает двойственность проявления иллюзорного тела и ясного света. И тогда подлинный ясный свет, который непосредственно постигает пустоту, приносит реализацию Йоги Чистой Мудрости. Благодаря этому устраняют семя приверженности к представлению об истинном бытии вещей и явлений, искореняя его раз и навсегда.

Теперь мы подходим к заключительной фазе йоги стадии завершения. Она называется Йогой Великого Соединения. В молитве второго Далай Ламы о ней говорится так:

21. Да осуществлю я затем Йогу Великого Соединения,

Постигнув момент соединения тела,

Украшенного признаками и приметами совершенства,

И ума, — что есть реализация подлинного ясного света.

Вы заканчиваете практику вместерожденного переживания Йоги Чистой Мудрости. В это время причина развития — тонкая энергия тела, проявляющаяся как пять светов, проводник совместного состояния, то есть подлинного ясного света ума — заставляет ваши скандхи преобразиться в полностью украшенное ваджрное тело, отмеченное ста двенадцатью знаками совершенства. Вы достигаете чистого иллюзорного тела, свободного от всех омрачений, и реализация вами ясного света становится полностью проявленной.

Это чистое иллюзорное тело затем входит в предшествующее грубое Тело Эманации, и возникает союз единого вкуса чистого иллюзорного тела и чистого сердца, мудрости подлинного ясного света. Эта стадия называется “великое единство ученика”.

В последней строфе молитвы говорится о конечном плоде завершения двух стадий пути Ваджрабхайравы. Это осуществление “великого единства учителя”.

Когда практикующий на стадии “великого единства ученика” замечает знаки готовности перейти к “великому единству учителя”, он входит в медитацию. Как и прежде, он опирается на внешнее условие — кармамудру — и внутреннее условие — медитацию о пустоте, введение пран в центральный канал, удержание их там и растворение. Первое мгновение ясного света ума, следующее за этим переживанием, уничтожает препятствия к всеведению. В следующее мгновение вы прямо воспринимаете все объекты познания, как относительные, так и абсолютные, так же открыто, как видите ломтик плода в своей руке.

22. Да обрету я в этой жизни

Пять Тел, существующих с безначальных времен,

И несущих семь поцелуев.

Да перемещу я затем в единый миг

Всех живых существ в это же запредельное состояние.

Грубое тело “великого единства ученика” становится пятью Телами Будды “великого единства учителя”, которые существуют с безначальных времен. Эти пять Тел следующие: Тело Великого Единства; Истинное Тело Мудрости; Тело Блаженства; Явленное Тело; Тело Вместерожденной Мудрости.

Так достигают состояния, несущего семь поцелуев: полное Тело Блаженства, объединение, великое блаженство, подлинное отсутствие реальности, полностью зрелое сострадание, пребывание в состоянии непрерывного совершенства.

Достигнув этой стадии, вы обретаете способность исполнить намерения Бодхисаттвы и в полной мере осуществлять помощь живым существам. Таков плод йог стадии завершения, семена которого взращивают, применяя йоги стадии зарождения.

Как утверждается во многих тантрах и шастрах, написанных прославленными махасиддхами, учения которых приходят к нам от наших личных гуру, мы должны всеми способами стремиться осуществить путь к просветлению и тем самым радовать Будд и Бодхисаттв десяти сторон света. Поистине, самый благородный трудпосвятить себя совершенствованию в четырех йогах практики стадии завершения, чтобы достичь цели гуру-йоги, поселившись в уединенном месте для занятий четырьмя йогами стадии завершения тантры Ямантаки, в постоянстве своего прилежания к практике уподобившись течению реки.

Итак, те, кто желает достичь просветления за одну жизнь, проявили бы похвальную мудрость, изучая самую дивную систему йогического подвижничества, посвятив себя этому методу Ануттарайога-тантры.

Колофон тибетского комментатора: Вышеприведенный комментарий к глубокой молитве, озаглавленной “Открытие врат к трем бессмертным совершенным Телам Будды”, немного напоминает игры мышки [т. е. автора, Лобсанга Чинпа] в отсутствие кота [т. е. второго Далай Ламы]. Сама молитва, написанная непревзойденным тантрическим йогином Гьялва Гендуном Гьяцо, вторым Далай Ламой, является сокровищницей неизмеримо глубокого смысла. Я, Лобсанг Чинпа, написал этот комментарий, живя в ритоде Гандэн Чолинг. Составить его неоднократно просили несколько моих учеников, выполнявших ретрит Ваджрабхайравы и ежедневно практиковавших эту молитву.

Глава шестая

ТАНТРИЧЕСКИЕ ЙОГИ СЕСТРЫ НИГУМЫ

ТРАКТАТ ПО ГЛУБОКИМ ШЕСТИ ЙОГАМ СЕСТРЫ НИГУМЫ, НАЗЫВАЕМЫЙ “ПЕРЕДАЧА ДАКИНИ МУДРОСТИ”

Всегда поклоняюсь лотосовым стопам святого гуру!

Поклоняюсь святому Гуру Херуке.

Он — чакра всего познаваемого, нераздельный с природой великого блаженства,

Тантрический герой, проявляющийся в самозабвенном танце,

Искусного в деянии соединения с прекрасной дакини.

Поклоняюсь учителям линии передачи:

Сестре Нигуме, царице дакинь, чья природа — иллюзорное единение;

Йогину Кюнгпо Налчжору, обладателю восьми сиддхи,

И всем тем, кто поддерживает передачу от дакини.

А также всем сердцем поклоняюсь Ламе Цонкапе, известному как Лобсанг Драгпа,

Воплощению Манджушри, бодхисаттвы мудрости,

Принявшему облик человека, одетого в монашескую рясу.

Поклоняюсь и его великим ученикам.

О даки и дакини трех миров,

Пребывающие в двадцати четырех мистических обителях,

И хранящие йогинов, как мать бережет единственное дитя,

Молю вас, придите ныне сюда

Вместе с мгновенно приходящим на защиту Махакалой

И дайте волю своим магическим силам,

Разрушающим все препятствия и помехи.

Здесь я расскажу о прославленной устной передаче,

Известной как Шесть йог сестры Нигумы,

Путь, чрезвычайно глубокий, что пройден всеми махасиддхами, —

Сердце и сущность всех буддийских Тантр.

Вначале подготовь свой ум практиками

Пути трех уровней побуждения,

Получи затем посвящения, дающие уму зрелость.

Свято храня тантрические обеты,

Вступи на путь достижения

Состояния Будды за одну свою краткую жизнь.

О счастливец, желающий быстро обрести просветление,

Выслушай внимательно этот совет.

Линия этой сокровенной передачи, известной как Шесть йог сестры Нигумы, впервые была принесена в Тибет могущественным йогином Кюнгпо Налчжором, который получил ее непосредственно от Нигумы. Сама Нигума получила эту передачу от махасиддхи Наропы.

Краткое описание жизни Кюнгпо Налчжора имеется в его собственных сочинениях в стихотворной форме. Вот это описание:

Я, ничтожный монах Кюнгпо Налчжор,

Родился в знатном роду Кюнгпо,

Моя родина — Немо Раманг, что в местности Кангкар-да.

Мой отец — Кунгьял Гьялтаг,

А мать — Годжа Таши Ки.

Когда я вошел во чрево своей матери,

Мои родители и все люди в округе

Узрели знаки благоденствия и счастья.

Когда я появился из чрева матери в год тигра,

Индийский махасиддха Амогха посетил

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн