Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

наш дом

И сделал такое предсказание:

“Это дитя — особое воплощение.

Однажды он отправится в Индию,

Где соберет сущностные учения

Всех пандитов и махасиддх

И поможет созреванию рода человеческого.

Проявляясь в бесчисленных обликах,

Он обучит множество учеников.

Он будет учить сущностной Дхарме Махаяны,

Свободной от всех крайностей,

И в десяти направлениях издаст

Львиный рык тайной Ваджраяны,

Неразделимых пустоты и блаженства.

Его тело — Херука Чакрасамвара,

Его речь — Махамайя,

Его ум — могущественный Хеваджра,

Его место проявления — Гухьясамаджа,

А тайное место — Ямантака[35 — Это пять главных чакр, или энергетических центров: головная, горловая, сердечная, пупочная и у полового органа.]

Но хоть и расположены в его теле Эти пять мистических мандал,

Явится он в облике обычного человека,

Чтобы вести к реализации ищущих,

И предстанет как мириады тантрических божеств,

Чтоб вдохновить учеников, к практике мало способных.

Сто пятьдесят лет проживет он

И под конец своей жизни проявит

Множество чудесных знаков и благих знамений.

После ухода переселится он

В Сукхавати, Чистую Землю Блаженства,

Почитаемую всеми Буддами высшей.

С той поры, как полностью совершенный Будда,

Он будет продолжать вращать Колесо Дхармы Махаяны.

Имеющие в него веру потомки,

Те, кому посчастливится практиковать его учения,

Без сомнения, встретятся с ним в Сукхавати”.

Произнеся слова эти, гуру Махасиддха Амогха вознесся в небо

И улетел обратно в Индию.

Это пророчество было открыто [мне]

Моими родителями, когда шел мне пятый год.

К десяти годам я овладел Чтением, письмом и счетом.

После чего, по воле родителей,

Приступил к изучению традиции Бон

И особенно ее учений Дзогчена, Великого Совершенства,

А также Махамудры, Великого Символа.[36 — Большая часть терминологии добуддийской религии Тибета, Бон, была заимствована из буддизма. В Бонпо до прихода буддизма не было письменных источников, поэтому вместе с принятием письменности, введенной буддийскими переводчиками, они заимствовали и многие буддийские термины и понятия. Они придали этим словам несколько другое значение, которое соответствовало их задачам, но при этом многое было заимствовано из буддийской философии.]

Позже, взяв мешочек золотого песка

И не думая об опасности для собственной жизни,

С большими трудностями я семь раз

Путешествовал в Индию и Непал

Там я беседовал со ста пятьюдесятью мудрецами Индии,

А также с пятьюдесятью махасиддхами

Четырех из них я признал своими коренными учителями.

Одним из них была сестра Нигума, Дакини Мудрости,

Непосредственно общавшаяся с Ваджрадхарой,

Шестой Самбхогакаей Будды.

Порадовав ее своим рвением,

Я получил от нее чрезвычайно глубокие учения.

Так рассеялись все мои сомнения,

И, занимаясь практикой однонаправленного созерцания,

Обрел я реализацию двух сиддхи —

Относительных и высших.

Итак, как здесь сказано, могущественный йогин Кюнгпо Налчжор, достигший и относительной, и высшей реализаций и осуществивший непостижимое духовное освобождение, семь раз отправлялся посетить священную землю Индии и Непала, взяв с собой пятьсот мер золота. Там он странствовал во всех десяти направлениях в поисках учителя, достигшего окончательной реализации и получившего доступ к прямому общению с Просветленными. Все встреченные им пандиты и махасиддхи единодушно советовали ему постараться встретиться с сестрой Нигумой, ученицей махасиддхи Наропы. “Нигума, — говорили они ему, — достигла трех чистых ступеней и обладает способностью по своему желанию общаться с Буддой Ваджрадхарой”.

“Где живет Нигума?” — спросил он.

“Тот, у кого чистое восприятие, может видеть ее повсюду, а если восприятие нечистое, то ее просто невозможно найти, потому что она обитает на чистых уровнях и обрела святое радужное тело, — отвечали ему. — Однако, когда дакини собираются на тантрическое пиршество на великом кладбище в лесу Сосалинг, она иногда появляется в материальном теле”.

При одном лишь упоминании имени сестры Нигумы из глаз Кюнгпо Налчжора полились слезы, а волоски на теле поднялись от восторга. Он тут же отправился на кладбище Сосалинг, повторяя на ходу мантру Махакалы Намо Буддхая.

Наконец, он пришел на кладбище Сосалинг. Там ему сразу же явилось видение темно-коричневой дакини. Она танцевала в небе над ним на высоте семи деревьев тала. Мелькая в танце во всех направлениях, в украшениях из человеческих костей, держа кхатвангу и человеческий череп, сначала она виделась как одна фигура, затем как множество, потом — снова как одна.

Кюнгпо Налчжор подумал: “Конечно же, это сестра Нигума”, — и простерся перед ней. Он обошел вокруг нее в знак почитания и попросил дать ему свои совершенные учения.

Дакини свирепо взглянула на него и ответила: “Я — демоница, пожирающая мясо. Когда прибудет моя свита, тебя ждет большая опасность быть пожранным. Спасайся поскорее бегством”.

Кюнгпо Налчжор снова простерся, сделал обход по кругу и попросил ее дать тантрические учения. Дакини в ответ произнесла: “Чтобы получить тантрические учения Махаяны, требуется очень много золота. А с золотом это можно уладить”.

Кюнгпо Налчжор поднес ей пятьсот мер золотого песка, который он принес с собой. К его удивлению, Дакини, хотя и приняла золото, тут же забросила его в чащу.

“Несомненно, это сама Дакини, — подумал Кюнгпо Налчжор, — ведь она без сожаления отбрасывает такое количество золота”.

Затем Дакини бросила взгляд на небо и произнесла слог ХРИК. Тут же в небе появились бесчисленные дакини. Одни строили трехэтажные мандалы-дворцы, другие делали мандалы из цветного порошка, третьи собирали все необходимое для тантрического пиршества.

Вечером в полнолуние Дакини дала ему посвящения иллюзорного тела и передачи йоги сновидения. Затем, благодаря магическим способностям Дакини, он взлетел в небо и оказался сидящим на небольшом пригорке из золотого песка, а над ним в небе кружился сонм дакинь. Вниз, в четырех направлениях, с горы сбегали четыре потока золота.

Кюнгпо был изумлен: “Существует ли в Индии на самом деле эта золотая гора, или это просто волшебство Дакини?”

Дакини ответила:

Все вещи в сансарическом бытии,

Окрашенные привязанностью и неприятием,

Следует видеть как по сути не существующие.

Тогда всякое место видится как страна золота.

Созерцая иллюзорную природу

Всех иллюзорных дхарм,

Мы обретаем иллюзорное состояние Будды;

Достигается это благодаря способности правильного понимания.

Затем Дакини посоветовала ему: “Прими мое благословение и внимательно наблюдай свои сны”.

В ту ночь ему приснилось, что он попал в страну богов и асуров. Безмерно огромный асура появился перед ним и в один миг проглотил его. В небе появилась Дакини и велела ему не просыпаться, а сохранять сновидение ясным. Он так и сделал, и во сне Дакини дала ему посвящения Шести йог.

“Во всей Индии ты единственный йогин, когда-либо за один раз получивший во сне полные наставления по Шести йогам”, — сказала ему Дакини. Когда он проснулся, она дала ему три передачи Шести йог, передачу “Ваджрных строф”, “Ступеней иллюзорного пути”, посвящения пяти тантрических систем [т. е. Чакрасамвары, Махамайи, Хеваджры, Гухьясамаджи и Ямантаки], связанные с ними многочисленные садханы и наставления, посвящения мандалы Хеваджры с девятью божествами и мандалы Вооруженного с тринадцатью божествами, а также передачи тантрических текстов: “Тантра двух форм”,[37 — Этот текст, связанный с литературой цикла Хеваджры, широко цитируется вторым Далай Ламой на протяжении всего комментария.] “Ваджрная песня”, “Сампхута-тантра” и связанные с ними садханы, устные традиции Вооруженного и Калачакры, передачу шепотом четырех таковостей, традиции белой и красной Ваджрайогини, методы устранения омрачений с помощью четырех классов тантр, пять уровней практик Дзогрима Чакрасамвары для управления тиглэ, деяния “Тантры Ваджрной Небесной Танцовщицы” и так далее. Короче, Дакини Мудрости дала ему учения по бесчисленным тантрам, садханам и устным традициям.

Что касается этой традиции, то сама Дакини лично сказала Кюнгпо: “Кроме меня и махасиддхи Лвавапы, в Индии ныне нет никого, кто понимает эти посвящения и передачи. Их следует передавать на ухо от учителя к ученику в течение семи поколений. Только после семи поколений их можно будет давать открыто”.

Так Дакини сестра Нигума передала Кюнгпо Налчжору полные наставления Шести йог вместе с сущностной традицией и ее ответвлениями.

Таков источник традиции глубокой практики, известной как Шесть йог сестры Нигумы, которая быстро и легко дает просветление за одну краткую жизнь.

Что касается собственно самой традиции, то она будет объяснена под двумя заголовками: подготовительные практики медитации, на которые опираются основные практики, и как конкретно практиковать собственно Шесть йог.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Есть два вида подготовительных практик: обычные подготовительные практики [Сутраяны] и особые подготовительные практики [Ваджраяны].

Обычные подготовительные практики

Обычные подготовительные практики относятся к методам духовных упражнений, общим для Сутраяны [Праджняпарамитаяна] и для Ваджраяны [Гухьямантраяна]. Наследует выполнить до того, как приступить к Ваджраяне.

Процитируем “Тантру двух форм”:

Сначала заверши очистительные практики…

И так далее до:

А затем изучай Срединное Воззрение о пустоте.

Речь идет о подготовительных практиках, общих для обеих колесниц Махаяны: Праджняпарамитаяны и Ваджраяны.

Тот же совет дается в “Ваджрных строфах”:

Те, кто созрел благодаря четырем посвящениям,

Кто обладает уверенностью и усердием в практике,

Умом, подготовленным предварительными практиками

Медитации непостоянства и смерти,

Жертв и лишений круговорота бытия, —

С помощью этого высшего пути Тантры

Они обретут полное состояние Будды всего лишь

За шесть месяцев, за один год или, по крайней мере, за одну свою жизнь.

Как утверждалось выше, в качестве подготовки к этому глубокому пути следует приобрести опыт в практике трех уровней намерения: (1) начальный уровень, включающий такие практики, как медитация о неизбежности смерти и неизвестности времени кончины; (2) средний уровень, который включает такие практики, как медитация о том, что природа круговорота бытия сопряжена с неудовлетворенностью и мучениями, и такие методы, которые порождают чувство отречения, разочарование в соблазнах сансары, порождают желание от нее освободиться; (3) высший уровень намерения, который, опираясь на две предыдущие подготовки, ведет к высшему просветлению как к средству принести благо всем живым существам и для достижения этого выводит на пути Бодхисаттвы, такие как шесть парамит. Чтобы заняться Ваджраяной, сначала следует завершить эти практики Хинаяны и общие практики Махаяны.[38 — Эти три уровня подготовительных практик являются главной темой первой части моей книги Selected Works of the Dalai Lama III: Essence of Refined Gold, (Ithaca, New York: Snow Lion Publications, 1985).]

Этапы подготовительных практик для развития ума были подробно описаны Джово Атишей и его учениками в сочинениях по традиции практики трех уровней методов, благодаря которым все аспекты учения Будды могут быть собраны воедино в одном занятии медитацией. О них можно узнать из главных трактатов Ламы Цонкапы по традиции Ламрим, которые называются “Расширенное и сжатое изложение ступеней духовного пути”.

Особые предварительные практики Ваджраяны

Особые подготовительные практики Ваджраяны будут даны под двумя заголовками: необходимость получения посвящений и необходимость соблюдения обязательств и обетов тантрической традиции.

Необходимость получения посвящений

Возьмем цитату из “Ваджрных строф”:

Доведи ум до зрелости с помощью посвящений.

Как здесь утверждается, для того, чтобы заняться практиками Ваджраяны, сначала следует, получив посвящения, довести свой поток бытия до созревания. Это ясно выражено в “Знаке Махамудры”:

Всякий, кто желает практиковать эту традицию,

Сначала должен получить соответствующие посвящения.

Тогда, несомненно, он станет Благим сосудом для тайных учений.

Без посвящений нет никаких достижений:

Как ни выжимай песок, не получишь масла.

Когда тантрические наставления и учения дают

Из гордости и без всякого посвящения —

И учитель, и ученик после смерти,

Без сомнения, попадут в ад,

Даже если и были получены обычные сиддхи.

Поэтому примите все предосторожности,

Чтобы убедиться в том, что посвящения получены.

Этот же момент подчеркивается во всех

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн