Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

Шести йогах Наропы. Все это можно подробно изучить по комментариям Ламы Цонкапы к Шести йогам Наропы.

II. Ступени пути

Здесь имеется две темы: (А) собственно путь, который предстоит осуществить, и (Б) методы увеличения силы практики.

(А) Собственно путь, который предстоит осуществить

Йоги стадии завершения — это сами Шесть йог: (1) метод самопроизвольного воспламенения огня мистического жара (туммо), (2) йога иллюзорного тела, которая дает освобождение от привязанности и неприятия, (3) йога сновидения, которая самопроизвольно очищает ошибочное восприятие, (4) йога ясного света, которая самопроизвольно рассеивает умственный мрак, (5) йога переноса сознания, который порождает просветление без предварительного созревания, и (6) йога бардо, которая порождает Самбхогакайю.

1. Йога мистического жара (туммо)

Здесь две темы: (а) подготовительная практика закрепления ощущения пустоты тела посредством созерцания мистического огня и воздействия телесные точки и (б) собственно йога туммо.

(а) Подготовительная практика закрепления ощущения пустоты тела

Эта практика начинается с метода гуру-йоги. Начало — как в практике гуру-йоги, о которой речь шла выше. После этого вы созерцаете Будду Ваджрадхару и просите его дать благословение быстро породить самадхи туммо в своем потоке бытия. Как и прежде, вы медитируете о принятии четырех посвящений самадхи.

Вы садитесь в шестичленную позу огня, удаляете весь нечистый воздух и принимаете облик святой Ваджрайогини: тело красного цвета, как раскаленная медь, в правой руке держит изогнутый нож, а в левой — чашу-череп, наполненную кровью. Ваше тело, включая пальцы, внутри пусто, как надутый пузырь. Оно представляется лишенным плотности, нематериальным, подобным радуге в небе.

(б) Собственно йога туммо

Йога туммо включает в себя шесть моментов: питание мистическим жаром, использование его как одежды и крова, оседлывание его как магического коня, направление его на освобождение от препятствующих сил и использование для получения самых сильных посвящений.

Самое важное из всего этого — первое: потребление мистического жара как пищи. Это относится к (i) обычному и (ii) особым способам работы с тремя главными энергетическими каналами [санскр. нади] и четырьмя главными чакрами.

(i) Вначале я опишу обычные способы работы с каналами и чакрами.

Сядьте в шестичленную позу огня, как раньше, и созерцайте себя в форме Ваджрайогини. Непосредственно под вашим пупком находятся четыре огня, по одному в каждой из четырех сторон, размером с птичье яйцо. Вдохните воздух через обе ноздри и втяните снизу нижний воздух. Соедините их у пупка. Благодаря этому четыре огня яростно вспыхивают и принимают красноватый оттенок. Невыносимо жаркие, они наполняют ваше тело блаженным мистическим теплом. Таким образом верхний и нижний воздух удерживаются вместе в этом мистическом поцелуе, пока это приятно. Когда их уже не удержать, их следует мягко выпустить через ноздри.

Теперь представляйте центральный энергетический канал, называемый ума.[39 — Здесь я использую тибетские наименования этих каналов. Их санскритские эквиваленты: авадхути, расана и лалана.] Он проходит по центру тела вдоль позвоночного столба. Толщиной он с пшеничную соломину, верхний его конец выходит в точке между бровями, а нижний опускается к точке чуть ниже пупка. Справа от него проходит канал, называемый рома, а слева — кянгма. Они соединяются с центральным каналом в его нижнем конце. Вверху они идут в правую и левую ноздри. Внутри центрального канала, там, где они встречаются в основании, находится солнечный диск размером с половину зернышка нута. На солнечном диске находится красный слог РАМ, пылающий огнем туммо. Размером он с ячменное зерно.

Ниже пупка находится треугольник дхармодайо. Его широкое основание — наверху, а вершина обращена вниз. Внутри дхармодайо — воздушная мандала, трепещущая и формой напоминающая натянутый лук. Как и ранее, втягивайте воздух сверху и снизу. Воздух движется снизу, заставляя мистическое пламя вспыхивать от слога РАМ. Оба этих воздуха, красного цвета и раскаленные, устремляются в центральный энергетический канал, производя ощущение блаженного туммо. Как и прежде, задержите оба эти воздуха у пупка, пока это приятно, а затем медленно выпустите их через ноздри.

(ii) Здесь особый способ практики этого пути, который опирается на управление энергиями в трех каналах и четырех чакрах, будет изложен под двумя заголовками: цитирование источников и способ практики.

Цитирование источников

В “Ваджрных строфах” говорится:

Сидя в правильной позе,

Представьте три канала и четыре чакры

С мантрическими слогами А и ХАМ.

Благодаря вспыхиванию и затиханию огня

Вы мгновенно украшаетесь четырьмя радостями,

А благодаря соединению с мудростью какхамукхи

Испытываете сансарные и несансарные

Радости четырех видов.

Заставляя спуститься лунную энергию,

Обращая вспять ее течение и перемешивая праны,

Вы украшаетесь несансарным знанием.

Способ практики этого учения

Он излагается под двумя заголовками: (I) путь опоры на собственное тело и (II) путь опоры на тело другого.

(I) Путь опоры на собственное тело

В первом есть два раздела: введение праны в центральный канал благодаря медитации туммо и ступени порождения тантрического опыта благодаря введению праны в центральный канал.

Первое: введение праны в центральный канал

Первое включает в себя три раздела: а) медитация с энергетическими каналами; б) медитация с мантрическими слогами и в) медитация с методом кувшинного дыхания.

а) Медитация с энергетическими каналами

Начинайте с выполнения медитации гуру-йоги, как описано выше. Затем, как сказано в “Кратком изложении пяти ступеней”:

Следует знать четыре вещи:

Тело, время, объект и энергия.

Как здесь сказано, для того, чтобы заниматься этой практикой, сначала нужно понять эти четыре предмета.

Время медитации — рассвет, когда ум ясен, или же — вечер, когда силен телесный жар. Или же, если это не согласуется с особенностями вашего организма, можно медитировать в любое время, когда чувствуете порыв к этому.

Поза тела такая: сядьте скрестив ноги, спина прямая, шея слегка наклонена вперед, язык упирается в нёбо, взгляд устремлен на кончик носа, зубы и губы — в естественном, удобном для них положении, руки сложены под пупком в жесте созерцания, тело поддерживается медитационным поясом и т. д.

Что касается дыхания, выдохните весь нечистый воздух. Избегайте как слишком глубокого, так и слишком поверхностного дыхания: пусть дыхание происходит естественно.

Затем происходит следующая визуализация: представив себя Херукой вместе с юмом, сосредоточьтесь на энергетических каналах. Как и раньше, центральный канал проходит по центру тела перед позвоночником, справа от него — рома, а слева — кянгма. Толщина каждого из этих трех каналов примерно равна толщине пшеничной соломины. Они соединяются внизу, как объяснялось ранее.

Четыре чакры представляют так: у пупка находится чакра эманации, формой напоминающая треугольную санскритскую букву Э. У нее шестьдесят четыре лепестка, она красного цвета и открыта вверх. В сердце находится чакра истины с восемью лепестками, она округлой формы, напоминает санскритскую букву ВАМ, белого цвета и открыта вниз. На горле находится чакра удовольствия с шестнадцатью лепестками, красного цвета, формой тоже напоминающая санскритскую букву ВАМ. Лицевая сторона обращена вверх. И, наконец, на макушке находится чакра великого блаженства, формой напоминающая треугольную санскритскую букву Э, многоцветная, с тридцатью двумя лепестками, ее устье открыто вниз. Медитируйте таким образом. Верхние чакры вы представляете только один миг, а затем переносите внимание на место ниже сердца на как можно более длительное время, посвящая этому сосредоточению все основное время практики.

Здесь вам следует вспомнить совет Махасиддхи Лвавапы: представляя чакры, сохраняйте яркость и ясность.

б) Созерцание мантрических слогов

Как и при созерцании туммо, вы представляете три канала и четыре чакры. Затем помещаете в них мантрические слоги. Этот процесс объясняется и в “Тантре двух форм”, и в “Сампхутатантре”, дальнейшее освящение он получил в сочинениях различных махасиддх, например, в сочинениях Кришначарьи.

Существуют как сжатые, так и подробные методы выполнения этого созерцания. При подробном методе вы представляете мантрические слоги в центре каждой чакры, а также на каждом из лепестков. Он объясняется в устной традиции. В сжатом методе слоги представляют только на самих чакрах. Это описано в “Объяснительной тантре” и также рекомендовано многими махасиддхами. Я буду объяснять последнюю традицию.

Как происходит эта медитация? Вы представляете, что в центре пупочной чакры, посередине центрального энергетического канала находится диск размером с половину зерна нута. На нем — санскритская буква А красного цвета головой вверх. Поскольку ее природа — туммо, она излучает яркий свет; размером она с горчичное зернышко. Над ней — полумесяц размером с пшеничное зерно, а сверху — тиглэ и крошечный завиток пламени.

В центре сердечной чакры, посередине центрального канала находится лунный диск, а на нем — синий слог ХУМ головой вниз.

В центре горловой чакры, посередине центрального канала находится лунный диск, а на нем — белый слог ХАМ. Из него, как снег, падает вниз белая сущность бодхичитты.

Каждый из этих слогов — размером с горчичное зернышко, ослепительно ярок и увенчан полумесяцем и завитком пламени.

Кроме того, на уровне каждой чакры боковые каналы обвиваются вокруг центрального канала и тем самым образуют узлы, препятствующие свободному течению праны из боковых каналов в центральный. Созерцание слогов открывает эти протоки. Вы отождествляете свой ум с буквой А в пупочной чакре. Здесь следует указать, что туммо — это и фундамент, и стержень пути, а первичное место пребывания туммо — пупочная чакра. Поэтому важно сосредоточиться на слоге А и тем самым возбуждать туммо, заставляя его разгореться.

Чтобы сохранять такую визуализацию, нужно представлять, что визуализируемое тиглэ и ваш ум вступают в единство. Когда это делается правильно, то представляемое тиглэ и представляющий ум уже не являются отдельными вещами. Смешав их и сделав нераздельными, вы обретаете возвышенную тантрическую гордость. Кроме того, слоги следует представлять как можно более мелкими. Чем они меньше, тем легче управлять жизненными энергиями. Буквы видятся ясными, будто созданными из света, потому что это дает возможность избавиться от умственной тупости. А при созерцании полумесяца и завитка пламени, а также падающей, как снег, сущности бодхичитты облегчается порождение тантрического блаженства.

в) Метод кувшинного дыхания

Об этом упоминается в “Ваджрных строфах” так: “управляя пранами и смешивая воздух…”

Вдыхая, вы дышите спокойно, не через рот, а через нос. Этот воздух не выдыхают, а направляют к пупку. Созерцайте, что оба боковых канала наполнены воздухом. Беззвучно глотните, сокращая брюшные мышцы, и при этом представляйте, что воздух растворяется в слоге А у пупка. Затем втяните воздух через два нижних протока и смешайте этот нижний воздух в области пупка с верхним воздухом. Представляйте, что при медленном выдохе через нос оба воздуха входят в центральный канал.

Упражнения кувшинного дыхания следует выполнять, когда желудок не слишком полон и не слишком пуст. Лучшее время для этой медитации — после того, как пища переварена, но еще остается в желудке.

Это упражнение следует делать без перерыва, хотя и не слишком длительно, в течение одного занятия.

Овладев этой практикой, представляйте, удерживая верхний и нижний воздух в положении кувшина, все те же чакры на макушке, на горле, на сердце и у пупка, а также узлы, образованные вокруг них боковыми каналами, и слоги, стоящие в их центре. Затем представляйте, что

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн