Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

а также к шуньяте, которой наделены полностью мнимые дхармы, поскольку у них нет никакой собственная природы.

По мнению читтаматринов, практики Махаяны медитируют о том, что указано выше, сочетая это с методами накопления заслуг в течение трех неисчислимых кальп, тем самым проходя пять путей и десять ступеней к освобождению и устраняя как омрачения приверженности к своему “я” в собственном потоке сознания, так и омрачения, препятствующие всеведению, которые связаны с приверженностью к “я” дхарм. Реализация — это состояние несравненного просветления, обладающего природой трех кай Будды.

Считается, что все эти три колесницы объединяют в себе пять путей. За исключением “следующих логике”, все остальные учителя читтаматры неизменно утверждают, что каждая из этих трех колесниц своим имеет плодом абсолютное и вечное состояние реализации.

(В) Плоды практики

Как объяснялось выше при изложении взглядов читтаматры на путь, большинство философов-читтаматринов признают три типа нирваны: нирвана с сансарным осадком, нирвана без осадка и непребывающая нирвана. Они также признают учение о трех каях Будды: Дхармакае, Самбхогакае и Нирманакае, а также учение о двух видах Дхармакаи, имеющих природу мудрости. Также они принимают учение о непрекращающейся спонтанной деятельности Будды.

Этим завершается изложение системы читтаматры. Всех, заинтересовавшихся этой философией, я отсылаю к моему “Комментарию по поводу различия между толкованием и прямым учением”.

ШКОЛЫ МАДХЬЯМИКИ

Я буду рассказывать о школе мадхьямика по плану из двух пунктов: (I) характеристика философа-мадхьямика и (II) деление на подшколы.

I. Характеристика философа-мадхьямика

Характеристика философа-мадхьямика такова: этот тот, кто, придерживается философии Махаяны, исходя из постулата о том, что ничто, даже наименьшая частица материи, не имеет истинного бытия.

II. Деление на подшколы

Традиция мадхьямики разделяется на два философских течения: мадхьямика-сватантрика и мадхьямика-прасангика.

Мадхьямика-сватантрика

Я буду рассказывать о школе мадхьямика-сватантрика по плану из трех пунктов: (I) характеристика мадхьямики-сватантрики,

деление на подшколы и (III) существующая структура их философии.

I. Характеристика мадхьямика-сватантрика

Характеристика мадхьямика-сватантрика: это человек, признающий отсутствие собственного бытия дхарм, однако утверждающий, что на относительном уровне истины все объекты познания имеют собственное бытие благодаря отличающим их особенностям существования.

II. Деление на подшколы

Две главные философские школы, которые выделились из общего потока мадхьямики-сватантрики, — это йогачары-сватантрики и саутрантики-сватантрики.

Философ, принадлежащий к первым из них, характеризуется как выразитель философии сватантрики, который, утверждая, что все вещи не обладают истинным бытием, признает бытие одновременного самопознающего сознания. Философ второй системы характеризуется как последователь сватантры, утверждающий, что на относительном уровне внешний мир существует [т. е. имеет под собой субстанциональную основу, отличную от ума]. Учитель Шантиракшита и его последователи широко распространяли взгляды первой из этих школ. Бхававивека и его последователи излагали и распространяли второе направление.

Ни Лама Цонкапа, ни кто-либо из его выдающихся учеников не проявляли большого интереса к школам сватантриков. Поэтому я буду излагать эту систему, опираясь на труды более ранних авторов.

III. Существующая структура их философии

Здесь я дам отдельные краткие описания двух главных систем: систему Шантиракшиты и систему Бхававивеки.

Система Шантиракшиты

Йогачара-сватантрика — одно из течений философии мадхьямики — будет изложена по плану из трех пунктов: (А) толкование ею основы бытия, (Б) реализуемые пути и (В) плоды практики.

(А) Основа бытия

Йогачары-сватантрики определяют абсолютную истину как объект прямого и имеющего силу восприятия, переживание которого характеризуется отсутствием проявления двойственности. Относительная же истина, по определению, — это объект, переживание которого характеризуется присутствием проявления двойственности. Примером первой из них служит качество сосуда — отсутствие истинного бытия, а примером второй — сам сосуд.

Когда йогачары-сватантрики подробно разбирают абсолютный уровень истины, они говорят о шестнадцати видах пустоты. В сокращенном варианте говорят о четырех видах пустоты.

Разбирая относительную истину, они говорят о “правильной относительной истине” и “ложной относительной истине”. Пример первой из них — вода. Пример второйвода, приводившаяся в мираже. Бхававивека и его последователи тоже придерживаются приблизительно такого же мнения.

(Б) Реализуемые пути

Что касается путей, эта школа считает, что путь Шравакаяны заключается в прозрении природы отсутствия “я” личности; путь Пратьекабуддаяны заключается в прозрении пустотной природы и дхарм, и сознания в том смысле, что они не существуют как нечто различное; путь же Махаяны заключается в прозрении пустоты истинного бытия всех дхарм. Как считают, каждый из этих трех путей подразделяется на пять путей, таким образом, общее их числопятнадцать.

Объекты, подлежащие устранению посредством этих путей, — это омрачения страстями (клешаварана) и омрачения, препятствующие всеведению (джнейяварана). В данном случае говорится, что омрачения страстями пронизаны приверженностью к “я” личности, а омрачения, препятствующие всеведению, пронизаны приверженностью к “я” других дхарм. Что касается омрачений, препятствующих всеведению, то они имеют два уровня: грубый и тонкий. Пример первого из них — склонность считать объекты восприятия внешними по отношению к сознанию. Пример второго — склонность признавать бытие дхарм, например скандх, истинным.

(В) Плоды практики

По мнению йогачары-сватантрики, восемь состояний практикующих: “входящий в поток” и т. д. — связаны не с путем Пратьекабуддаяны, а с путем Шравакаяны. Говоря о нирване, они признают нирвану с сансарным осадком и непребывающую нирвану. Они также признают учение о четырех каях Будды. Несмотря на то, что по вопросу эманации Бодхисаттв и Будд бывают разногласия, бесспорным остается число путей, ступеней и кай.

Система Бхававивеки

Она будет изложена под тремя заголовками: (А) основа бытия, (Б) реализуемые пути и (В) плоды практики.

(А) Основа бытия

В этой системе толкование двух уровней истины напоминает толкование йогачарьев-сватантриков за исключением того, что здесь признают бытие внешнего мира [как отличной от ума субстанции] и отрицают учение об одновременном самопознающем сознании.

(Б) Реализуемые пути

Высказывая свое мнение о путях, сторонники этой системы утверждают, что шраваки и пратьекабудды не обретают постижения отсутствия “я” дхарм [т. е. они постигают только отсутствие “я” личности]; не говорят они и о пути прозрения пустоты сознания и объектов его восприятия [в том смысле, что они лишены каких-либо лежащих в их основе отличающих субстанций]. В других отношениях их представление о путях в основном соответствует представлению йогачарьев-сватантриков.

(В) Плоды практики

В этой традиции не разделяются на грубый и тонкий уровни ни омрачения, которые подлежат устранению, ни отсутствие “я”, которое следует постигнуть. Поэтому восемь состояний практикующих [“входящего в поток” и т. д.] могут относиться и к Шравакаяне, и к Пратьекабуддаяне.

И система Шантиракшиты, и система Бхававивеки называются сватантрикой, поскольку они отвергают философию, противоречащую их собственным положениям, а также потому, что они выдвинули собственную систему трех способов аргументации, которые считают по своему существу доказанными вследствие их характерного наличия. Термин сватантра означает “обладающий собственной неотъемлемой силой”.

На этом заканчивается мое изложение относительно школ мадхьямики-сватантрики.

Мадхьямика-прасангика

Я ознакомлю с мадхьямикой-прасангикой, придерживаясь следующей последовательности: (I) характеристика последователя мадхьямики-прасангики, (И) существующая структура этой философии.

I. Характеристика последователя мадхьямики-прасангики

Характеристика сторонника философии мадхьямики-прасангики такова: это последователь идеи отсутствия собственного бытия, который не признает, что хотя бы на относительном уровне истины существование вещей определяется их неотъемлемыми собственными качествами.

Примером философа этой школы является Буддхапалита. Он и его ученики были более поздними выразителями этой традиции, хотя, строго говоря, та система, которую они проповедовали, была не чем иным, как системой Нагарджуны и его учеников, Арьядэвы, Чандракирти и других. На самом деле Нагарджуна и его прямые ученики были основателями обеих традиций мадхьямики: как сватантрики, так и прасангики. Поэтому в ранних текстах Буддхапалиту и его последователей называют “поздние учителя мадхьямики”.

II. Существующая структура этой философии

Я буду излагать ее под тремя заголовками: (А) основа бытия, (Б) реализуемые пути и (В) плоды практики.

(А) Основа бытия

Здесь главным предметом обсуждения является природа двух уровней истины. Абсолютная истина определяется как объект глубинного восприятия, связанного с глубочайшим анализом, результатом которого является в высшей степени достоверное познание. Относительна же истина определяется как объект относительного восприятия, результатом переживания которого является относительно достоверное познание.

При подробном обсуждении абсолютного уровня истины мадхьямики-прасангики говорят о шестнадцати видах пустоты, которые могут быть объединены в две категории: отсутствие “я” личности и отсутствие “я” дхарм.

На относительном уровне истины нет разделения на правильную и ложную относительную истину [как это делают мадхьямики-сватантрики]. Вместо этого говорят о правильном и неправильном восприятии объекта, причем различение [правильного и неправильного] проводится в контексте ума мирского человека [которому свойственно относительное восприятие].

Условно “правильный” вид восприятия объекта [т. е. правильно функционирующее сознание] определяется как деятельность любого из шести чувств [участвующих в восприятии], свободная от случайного относительного искажения. Условно “правильныйобъект определяют как любой объект такого сознания.

“Неправильный” же вид восприятия объекта определяют как деятельность любого из шести чувств, на которую воздействует случайное относительное искажение.

Причина того, почему прасангики не разделяют точку зрения [сватантриков], согласно которой относительная истина разделяется на правильную и неправильную, а взамен, как объяснялось выше, говорят о правильном и неправильном восприятии объекта, заключается в несогласии прасангиков со сватантриками в том, что на относительном уровне истины объекты восприятия устанавливаются по их собственным неотъемлемым признакам.

Вообще, система мадхьямики ко многим вопросам подходит совершенно иначе, чем другие школы, такие как читтаматра, сватантрика и т. д. Они не признают точки зрения сватантрики о том, что на относительном уровне вещи обладают собственным бытием благодаря отличающим их признакам; не признают они и теорию сватантры (субстанциональности) логики, от которой сватантра получила свое название. Они отрицают и понятие одновременно самопознающего сознания, и понятие сознания-основы [имеющиеся в йогачаре]. Они признают относительное существование внешнего мира [как реальности, условно отличной от сознания].

Согласно этой системе, признание за бытием истинности расценивается просто как препятствие к освобождению [т. е. клеша]. Они не разделяют два вида отсутствия “я” [т. е. личности и дхарм] на грубые и тонкие. Истина прекращения [т. е. нирвана] приравнивается к абсолютному уровню истины. Кроме того, прасангика утверждает, что и Архаты шраваков, и Пратьекабудды для достижения своей цели должны добиться постижения отсутствия обоих видов “я”.

В системе прасангика также считается, что вторичные моменты восприятия являются источником достоверного познания. Прямое восприятие умом и ум, оперирующий понятиями, обозначают одно и то же.

Прасангики также утверждают, что обычное существо может обрести прозрение тонких уровней непостоянства. Существование трех времен считается непостоянной дхармой. По их мнению, невозможно пройти подготовительные пути любой из трех Колесниц только благодаря постижению одних грубых уровней шестнадцати аспектов Четырех благородных истин, таких как грубое непостоянство и т. д. Как они считают, во всех трех Колесницах требуется глубокое прозрение.

Это только некоторые из воззрений, присущих исключительно системе прасангика. Более полно о них можно узнать из подробных руководств.

(Б) Реализуемые пути

В системе прасангика говорится, что все три Колесницы: Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Бодхисаттваяна — имеют общую цель медитации, поскольку их практика направлена на постижение отсутствия “я” личности, то есть отсутствие неотъемлемой собственной природы, а также на постижение отсутствия “я” дхарм, то есть отсутствие собственной природы скандх и т. д.

Прасангика подразделяет каждую из трех Колесниц на пять

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн