Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

ее смысле.

Затем выполните такую визуализацию:

“Из пространства пустоты я появляюсь как Белая Ваджрайогини, одноликая и двурукая. В правой руке держу кривой нож, а в левой — чашу-череп, наполненную нектаром.

Жезл-кхатванга лежит на моем левом плече. Я наряжена в украшения из кости и самоцветов и украшена пятью мудрами. Стою на трупе [эго], правая нога вытянута вперед.

Представив себя в таком облике, я обращаю взор в небо. Этим я призываю учителей линии передачи и коренных гуру, которые появляются как облака в окружении бесчисленных Будд и Бодхисаттв”.

С этого момента практика выполняется в двух направлениях: как средство осуществления двух целей[60 — Существуют три разных толкования двух целей: цель для себя и для других; цель относительная и цель абсолютная; цель для живых существ и цель для Учения.] и как средство обретения долголетия. Подробно о них можно узнать из обычных руководств.

Далее идет освящение пилюль: наполнение их соком пяти махабхути — земли, воды, огня, воздуха и пространства — и наделение их жизненной энергией, заслугами и силой всех живых существ, превосходными качествами всего, что есть в трех мирах, великолепием и совершенством всего существующего. Все это притягивается лучами света в виде крюков, которые распространяются во всех направлениях и возвращаются, наполняя этими качествами чашу-череп. Следует представлять, что пилюли преображаются в нектар мудрости.

Пребывая в этой медитации, повторяйте тысячу раз следующую мантру: ОМ САРВА БУДДХА ДАКИНИ ХАРИНИСА СИДДХИ ХУМ. Произнося мантру, выдуете на пилюли, представляя, что благодаря этому они преображаются и благословляются.

Что касается мантры, то слоги ХАРИНИСА в некоторые ее вариантах отсутствуют. Но, по мнению моего гуру, это — ошибка и указанные слоги нужно добавить.

Таков метод освящения пилюль, приготовленных из целебных ингредиентов.

Теперь речь пойдет о том, как принимать эти пилюли.

Обычно делают трехнедельный ретрит. По крайней мере, такой продолжительностью ограничиваются начинающие. Пилюли принимают дважды или трижды в день. Вы выполняете садхану, проявляясь в образе Белой Ваджрайогини,[61 — Сам второй Далай Лама написал садхану применительно к той форме Белой Ваджрайогини, которая используется в связи с данным методом. Однако я не привожу ее здесь, поскольку это выходит за рамки моих намерений при составлении данной книги.] как было сказано. Затем читаете мантру двадцать один раз и в это время дуете на пилюли, которые собираетесь принять.

Опытные практики, принимая пилюли, употребляют только горячую воду. Средние практики пьют некрепкий чай (без молока). Что же касается начинающих или ослабленных людей, то они могут употреблять чай, а также один раз в неделю могут съесть чашку жидкой каши из поджаренной ячменной муки [или из любого другого зерна]. Однако в течение последней недели ретрита, принимая пилюли, они должны пить только чай.

Съедая пилюли, вы представляете, что ваше тело наполняется нектаром мудрости и это порождает самадхи блаженства и осознавания пустоты, объект которого — высшее блаженство, соединенное с пустотой.

Как сказано выше, исходная продолжительность такого ретрита — двадцать один день, но с приобретением опыта ее можно увеличивать почти до бесконечности. Благодаря трехнедельному ретриту обретается большая польза. В первую неделю вы преодолеваете привычку ощущать голод и ваша пищеварительная система очищается. Во вторую неделю исчезают болезни. В третью неделю вы восстанавливаете жизненные силы [утраченные из-за болезни]. Таково только лишь целебное действие ретрита, выполненного человеком, страдающим какой-то болезнью.

Выполняя указанные методы, также следует совершать вспомогательные действия. Неустанно делать простирания перед объектами прибежища, обходить по кругу храмы и ступы, читать тексты, созерцать йидама, посвящение которого вы получили, и читать его мантры. Старайтесь избавиться от мешающего психического напряжения. Не нужно переусердствовать, поскольку это может привести к расстройству телесных начал и вызвать разные недомогания.

Избегайте любой грубой пищи. Самое большее, что можно себе позволить, — немного меда или патоки, растворенных в чае. Могут быть полезны занятия йогическими упражнениями, такими как те, что описаны в системе Шести йог Наропы.

Заключение: Какова польза этой практики и как завершить ретрит.

Полезные последствия этой практики весьма многочисленны и разнообразны. Она излечивает все болезни, продлевает жизнь и увеличивает телесные силы. Она сохраняет молодость и устраняет признаки старости: морщины и седину. Она порождает невосприимчивость к болезням и изгоняет из организма насекомых и болезнетворные начала и предохраняет от них. Все это материальная польза.

Духовная польза столь же обширна. Эта практика увеличивает мудрость, порождает ясный ум и, освобождая от неблагих способов зарабатывать на жизнь, облегчает достижение мудрости, реализацию и продвижение по духовному пути. Вы обретаете любовь людей, покровительство божеств и любые наслаждения и счастье.

Таковы благие последствия практики питания пилюлями цветочного эликсира жизни.

В заключение следует сказать что-нибудь о том, как вести себя по окончании ретрита.

Здесь самое главное — соблюдать осторожность при переходе на обычную пищу. В первую неделю после ретрита следует принимать лишь чашку жидкой каши в день. Первое время избегайте питательной пищи, такой, как мясо и сливочное масло. В первые дни после ретрита пища должна быть умеренной как по количеству, так и по качеству. С каждым днем количество и питательность еды нужно увеличивать, пока питание не вернется к обычному. Если сразу после ретрита перейти к питательной еде, то это не только опасно для пищеварительной системы, но и ставит под угрозу саму жизнь. Поэтому начинайте с простой каши и постепенно, в течение одной или двух недель, восстанавливайте свой рацион, пока организм снова не привыкнет к обычной пище.

Внемлите! На этом завершен мой трактат

О глубоком методе питания цветочным эликсиром жизни,

Как способе осуществления духовного пути.

Он написан для тех, кто отвратит свой ум

От тщетной погони за мирскими целями,

И поселится в великолепной обители уединенной медитации.

Он не предназначен для слепых глупцов,

Одержимых злым духом привязанности к материальному,

Связанных узами скупости

Или введенных в заблуждение собственной неискренностью.

Колофон: Данный трактат о методе питания пилюлями из цветочного эликсира жизни написан практиком Гьялва Гендуном Гьяцо с надеждой принести пользу людям, следующим духовным путем.

Глава девятая

ТРИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ

ХВАЛА МАХАКАЛЕ

О Махакала, воплощение сострадания Будд десяти сторон света![62 — Есть два вида буддийских божеств-охранителей: сансарные и пребывающие за пределами сансары. Первые — это мирские духи, которых, благодаря особому ритуалу, принудили стать сторонниками Дхармы. Вторые, к которым принадлежит Махакала, — это проявления Будд, созданные ими на благо живых существ.]

Желая наставить на путь практики

Живых существ этой вырождающейся эпохи, трудно поддающихся обучению,

Ты показываешь танец гневных проявлений

И с помощью искусных методов усмиряешь учеников, —

Махакала, по природе единый со всеми Буддами!

О Махакала, свободный от оков омрачений,

Скрывающих свободу и всеведение!

Ты пребываешь в полной чистоте знания,

Невыразимого и обширного, как небо,

Источник мудрости восьмидесяти четырех тысяч учений —

Махакала, по природе единый со всей Дхармой!

О Махакала, отец Будд Бесчисленных вселенных,

Сын, восседающий как глава

Среди героев-бодхисаттв десяти ступеней,

Старейшина высокого собрания Архатов-шраваков и пратьекабудд —

Махакала, по природе единый со всей Сангхой!

О Махакала, желая покорить

Все силы зла, ты проявляешь образы

Танцующих гневных божеств, что проливают дождь

Достижений, чудотворных и высших,

Истинный поток двух видов сиддхи —

Махакала, по природе единый со всеми гуру настоящего и минувшего!

О Махакала, одной природы со святыми гуру,

Корнями всякого духовного продвижения,

Единый с невыразимой мудростью Дхармадхату,

Искусными способами ты проявляешь гневные методы

Уничтожения сил зла —

Махакала, единый по природе с моим учителем и охранителем!

Главный защитник учений Просветленных,

Гневный владыка, охраняющий всех йогинов,

Страж всех Видьядхар —

О Махакала, источник безграничной силы,

Способный обратить в бегство воинство злых!

О Махакала, Мгновенно Достигающий,

Воплощение Авалокитешвары, могущественного Бодхисаттвы Сострадания!

Одна лишь мысль о тебе устраняет в этой жизни

Любое препятствие к духовному росту,

А в бардо избавляет от всех опасностей

И препровождает затем в Чистую Страну Ваджрайогини —

Махакала, воплощение всех источников прибежища!

Могущественный Защитник священной Дхармы,

Я обращаю к тебе эту просьбу:

Прояви свои чудотворные деяния,

Чтобы защитить учение Будды и всех держателей его линий передачи.

В особенности в эту эпоху тьмы Пошли свое хранящее от зла благословение

Возвышенной слившейся традиции[63 — Гелуг названа “слившейся традицией”, поскольку представляет собой сочетание всех более ранних традиций, существовавших в Тибете.] Ламы Цонкапы,

Дабы ее Учение, Держатели Учения, Сангха,

Йогины, учителя, ученики, верующие-миряне И места, где изучают и практикуют Дхарму,

Не были уничтожены силами тьмы.

О Махакала, пока все практики не обретут полного просветления,

Продолжай осуществлять свои благие деяния просветленного,

Которые сами собой, без усилий, исполняют все духовные чаяния,

Устраняют все внешние и внутренние препятствия к практике

И сокрушают злые силы, мешающие продвижению

По пути к высшему бытию, освобождению и мудрости всеведения.

Колофон: Эта краткая молитва просветленному защитнику Махакале, гневному проявлению Арьи Авалокитешвары, была написана Гьялва Гендуном Гьяцо, когда он пребывал в Чокоргьяле. Да послужит она причиной получения всеми живыми существами благословения от благих сил.

МОЛИТВА О РЕАЛИЗАЦИИ ПУТИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Дарования и свободы, предоставляемые человеческим рождением,[64 — В буддизме подчеркивается различие между просто “человеком” и “человеком, обладающим десятью дарованиями и восемью свободами”. Именно обладание этими восемнадцатью качествами наделяет нашу жизнь высшим духовным потенциалом. Это обсуждается в моей книге Selected Works of the Dalai Lama III: Essence of Refined Gold, (Ithaca, New York: Snow Lion Publications, 1985).]

Более драгоценные и редкостные, чем сокровище, исполняющее желания,

Столь легко и внезапно могут быть утрачены.

Пусть практикующие постоянно осознают эту истину

И обретают решимость подняться над ложной привлекательностью

Восьми земных забот,

Посвящая дни и ночи поискам

Скрытых сокровищ духовного пути.

Мир, переживаемый непросветленным умом,

Подобен устрашающей огненной пропасти.

Да будем мы всегда пребывать в осознавании того,

Что блуждаем в сансаре с безначальных времен,

И тем породим дух свободы,

Жаждущий вырваться из плена неведения,

Дабы сосуд нашего сердца мог наполниться радостью.

Пусть мы постоянно осознаем ту истину,

Что в бесчисленных предыдущих жизнях каждое живое существо

Было нам отцом или матерью И не раз проявляло к нам великую доброту.

Так пусть же мы обретем непоколебимую силу сострадания,

А также бодхичитту, позволяющую заботиться больше о благе других,

Чем о самом себе.

Да будет нам дана сила завершить

Обширные и глубокие практики Бодхисаттвы,

Такие, как шесть парамит и прочие,

Порождающие всеведущее состояние Будды,

И довести сострадание до высшего осуществления.

Путь, приносящий просветление за одну жизнь,

Метод, называемый “быстрая колесница”, —

Это путь двух стадий Ануттарайога-тантры.

Да будут даны практикующим силы осуществить эти две глубокие йоги,

Чтобы переживания смерти, бардо и перерождения

Могли быть преображены в три каи Будды,

И состояние Будды Ваджрадхары

Обретено в этой же жизни.

Почитать как воплощение Будды

Учителя, давшего нам хоть одну строчку Дхармы, —

Это семя, из которого могут произрасти

Все блага, как мирские, так и высшие.

Да будет дано нам благословение практиковать таким способом,

Без усилий и без каких-либо мешающих препятствий.

Да испытают все живые существа заботу учителей

И духовных друзей, показывающих путь;

Да пребывают все в благом расположении ума

И, изучая и практикуя учения,

Да осуществят двойную цель.

Колофон: Написано Гендуном Гьяцо во время пребывания в ретрите в ритоде Чокоргьял.

МОЛИТВА О СОЗРЕВАНИИ ДОБРОДЕТЕЛИ

В наш век тьмы большинство живых существ

Пренебрегают путями, ведущими к мудрости,

И преследуют только мирские цели.

Даже те, кто вступает на духовный путь,

Считают трудным породить прозрение.

Их продвижение медленно и достигается

Только ценой больших личных усилий,

И многие

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн