Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

нечто отличное от них. Третьей возможности нет. Вы должны глубоко задуматься над этим и понять, что если оно едино с телом и умом, то не может быть другим, отличным от них, а если оно есть нечто отличное от них, то не может быть единым с ними, и это исключает всякий другой способ существования “я”.

3. Распознание того, что это независимо существующее “я” не может быть едино с совокупностью тела и ума.

“Я”, которое создано врожденной приверженностью к представлению об истинном бытии, не может быть единым с совокупностью тела и ума, потому что оно не может существовать ни как единое с телом, ни как единое с умом.

Почему же оно не может существовать как неотъемлемо единое с телом? Потому что, когда мы говорим: “мое тело”, то сами эти слова подразумевают разницу между “я” и “телом”. Также, если мы думаем о “я” и теле, то очень хорошо понимаем, что они отличаются. Кроме того, когда тело умирает, нечто продолжает оставаться в круговороте жизни и принимает перерождение, а если бы “я” было неотъемлемо едино с “моим телом”, то этого не могло бы произойти. “Я” должно было бы умереть вместе с “моим телом”. Вам следует хорошо поразмыслить над этими соображениями и понять, что “я” не может быть неотъемлемо едино с телом.

“Я” также не является неотъемлемо единым с умом, потому что, когда мы говорим: “мой ум”, то сами эти слова подразумевают разницу между “я” и умом. А если мы внимательно подумаем о “я” и уме, то очень ясно увидим, что они отличаются. Кроме того, личность не может существовать без основы-ума, а если бы личность и “ум” было одно и то же, то это предполагало бы, что личность не имеет в качестве своей основы ум, а тождественно уму и наоборот; получается, что мы имеем дело с “личностью”, или живым существом, не опирающимся на ум, что невозможно.

Я мог бы привести тысячу рассуждений и размышлений на эту тему, и хотя это привело бы в восхищение тех, кто весьма образован в вопросах писания, я воздержусь от этого. Данный краткий текст предназначен для начинающих, и того, что я сказал выше, совершенно достаточно, чтобы дать начинающему представление о цели этой третьей основы, и избавить его от ненужной путаницы.

4. Распознание того, что “я” не может быть от отделено от тела и ума.

Если вы думаете, что “я”, созданное врожденной приверженностью к (представление о наличии) неотъемлемого бытия, отличается от тела и ума, то это означает, что “я” должно быть совершенно не связано с ними. Конечно, общий смысл этих слов предполагает существование различия между “я” и совокупностью тела и ума, но если это различие опирается на неотъемлемое бытие, то предполагается полное отсутствие связи. Таким образом, если бы “я” было по сути другим, то мы смогли бы мысленно убрать тело и ум и остаться с одним “я”. После того, как тело и ум были бы изолированы, у нас осталось бы нечто такое, про что можно было бы сказать: “Это и есть “я”. Но поскольку это вовсе не так, мы можем понять, что они не являются по сути различными.

Практикуя медитацию об этих четырех основах, вы быстро сможете понять пустоту “я”, которое создано врожденной приверженностью к представлению об истинном бытии и действует в рамках тела и ума. Когда вы начинаете понимать, что это “я” нельзя обнаружить совершенно нигде, вы впервые открываете для себя смысл Срединного Воззрения, или пустоты.

Те, которые имеют врожденную способность к медитации о пустоте, приобретенную в предшествующих жизнях, в этом месте преисполнятся радости, будто нашли свою любимую вещь, которая была потеряна. Те, у кого нет такой врожденной склонности к медитации о пустоте, приобретенной в предшествующих жизнях, преисполнятся сильного страха, будто внезапно обнаружили пропажу своей любимой вещи. Если же не будет ни одного из этих переживаний, то это значит, что вы не распознали, что имеется в виду под “я”, от которого нужно отказаться [то есть “я” как следствия врожденной приверженности]. Или если вы даже это распознали, в действительности, вы не погрузились в процесс, который дает понимание его ложной природы.

(Б) Сохранение осознавания пустоты.

Поняв, что имеется в виду под отсутствием “я” личности, мы должны сохранять такое осознавание. Сюда входят два умения: (1) сохранять осознавание, подобное пространству, во время занятия медитацией; (2) сохранять осознавание того, что все вещи подобны миражу, в период между занятиями медитацией.

1. Сохранение осознавания, подобного пространству, во время занятия медитацией.

Пространство определяется как отсутствие того, что осязаемо и может препятствовать свободному продвижению. Однако пустота, предмет нашего обсуждения, — это отсутствие не материи, а чувства “я”, созданного врожденной приверженностью к представлению об истинном бытии Распознав несуществование такого “я”, мы должны однонаправленно сосредоточиться на этом понимании. Не отклоняйтесь ни в малейшей степени от этого чувства отсутствия реального “я”, переживаемого при медитации о четырех основах. Если вы утратили ясность переживания, быстро обозрите четыре основы частью ума, продолжая сохранять ранее порожденное осознавание, подобное пространству. Затем присоедините новое осознавание к предыдущему, смешайте их в один поток и теперь сохраняйте его сильное, непрерывное, беспрепятственное течение.

Некоторые люди, практикующие эту систему медитации, полагают, что смысл пустоты — в полном отсутствии “я” и придерживаются воззрения о неотъемлемом “не-я”. Они не понимают сути. Другие берут “я”, служащее объектом опровержения в медитации о пустоте, и прячут его глубоко в тайниках своего сердца, и, напротив, нападают на “я”, которое имеет полное право на существование на уровне относительной истины. Это тоже совершенно ошибочный подход. Мы должны отделить ложное “я” от того “я”, что существует условно, и отрицать только ложное “я”. Таков смысл учений Будды о пустоте.

2. Сохранение в период между занятиями медитацией осознавания того, что все вещи подобны миражу.

Опираясь на медитацию о четырех основах, мы можем сковать деятельность ложного “я”, создаваемого врожденной приверженностью к представлению об истинном существовании. Но вместо трупа этого ложного “я” должно остаться осознавание, что все проявляющиеся перед нами вещи — движемся ли мы, сидим ли неподвижно или спим, — это просто видимость. Они подобны волшебным видениям, созданным чародеем; хотя они кажутся нам вещественными, — это только видения, предстающие перед нами.

Со своей стороны, они не содержат ничего, что можно было бы ухватить как реальное, истинное или действительное.

Сохраняйте постоянное осознавание, что все существует иллюзорно. Хотя горы, кони и тому подобное, нами видимое, могут казаться независимо существующими сами по себе, — на самом деле они не существуют в том виде, как мы их воспринимаем. Все это лишь пустая видимость. Наше понимание их истинного способа бытия столь же ошибочно, как восприятие человека, который, наблюдая, как фокусник с помощью магии создает коней, слонов и тому подобное, верит в их реальность.

На этом завершается объяснение того, как практиковать медитацию об отсутствии “я” личности.

II. Как практиковать медитацию об отсутствии “я” других дхарм

Это будет изложено под двумя заголовками: (А) осознавание отсутствия “я” дхарм и (Б) сохранение этого осознавания.

(А) Осознавание отсутствия “я” дхарм.

Все дхармы делятся на две категории: составные и, следовательно, непостоянные; несоставные и, следовательно, постоянные. Первые из них бывают трех видов: образы, сознание и то, что не является ни образом, ни сознанием.

Применив четыре основы к образу, например, к вашему телу, мы должны будем признать, что, по теории пустоты, это тело “пусто”. То есть мы должны будем признать, что это ложная сущность, или проецируемое понятие тела, которое мы опровергаем.

Глядя на тело или думая о нем, мы получаем образ, представляющий собой смесь нашего восприятия условно существующего физического тела и проецируемой нами идеи о чем-то реально существующем, которое должно представлять это тело. Эта идея очень сильно воздействует на наше восприятие до глубины души и полностью управляет нашим чувством тела. Сначала отделите эту идею тела, имеющего собственное бытие. Затем размышляйте, что она подразумевает и как функционирует.

Представление о “теле, имеющем собственное бытие”, в действительности, опирается на наше восприятие физического тела. Мы думаем, что нечто, заключенное между нашей макушкой и подошвами ног, существует, представляя собой наше тело, независимо от наших измышлений или восприятия. Мы упорно держимся за нечто, заключающееся в пяти частях тела [руки, ноги и туловище], как за то, что обладает собственным бытием и способно олицетворять наше тело. Наблюдайте, как это представление о независимом существовании действует в вашем потоке сознания и признайте его объектом, который предстоит уничтожить медитацией о пустоте. Такова первая основа.

Если это нечто, о котором мы предполагаем, что оно по своей собственной природе олицетворяет тело, существует на самом деле, то тогда оно должно находиться в верхней части тела или в нижней его части, или существовать как одно с телом, или как что-то другое. Распознавание, как все это обстоит, есть вторая основа.

Теперь, если бы оно существовало как одно с телом, то на одном базисе оказалось бы две вещи: само тело и нечто, существующее внутри тела, что неотъемлемо бы его представляло. Кроме того, если бы то нечто, неотъемлемо представляющее тело, заполняло все тело, то мы могли бы находить ноги в голове, а голову в ногах. Такова проблема, которая возникает, если предположить, что некая “теловость” неотъемлемо существует внутри тела.

Понимание этого приводит нас к третьей основе: осознаванию того, что объект, опровергаемый медитацией о пустоте, не существует как неотъемлемо единый со своим базисом.

Если же эта “теловость” существовала бы как нечто, совершенно отдельное или отличное от тела, то, мысленно расчленив тело на верхнюю и нижнюю часть и т. д., нам пришлось бы, убрав все по очереди, остаться с чем-то, представляющим тело двух рук, двух ног и туловища. Но это не так. Таким образом, мы приходим к четвертой основе, пониманию того, что нечто, предположительно представляющее какую-то вещь, не может существовать как в корне отдельное и отличное от нее.

Размышляйте таким же образом о других предметах, например, о горах и домах. Является ли та вещь, которая предположительно их представляет, единой с составляющими их (горы) частями: землей, камнями, лесом, или же отлична от них?

Такой же подход можно предпринять и по отношению к сознанию. Размышляйте, например, о сегодняшнем сознании. Если неотъемлемо существует нечто, его представляющее, то едино ли оно с сознанием нынешнего утра или с сознанием этого вечера, или же оно отделено от них? Кроме того, это состояние сознания опирается на те объекты, которое оно воспринимает, а для того, чтобы что-то стало объектом, требуется сознание, действующее как познающий субъект. Например, если наша опора

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн