Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Избранные сочинения второго Далай Ламы

— вместерожденное блаженство,

Созданное шестнадцатью неомраченными тантрическими усладами.

Поклоняюсь гуру, проявляющемуся, как отражение

Семи поцелуев совершенства,

Заключенному в объятия прекрасной возлюбленной,

Сияющему невыразимым светом Дхармакаи.

Его тело нематериально, как радуга,

И иллюзорно, как звуки музыки.

Поклоняюсь гуру, обладающему природой мудрости и сострадания.

Его знание — вне сравнений и описаний,

Не затрагиваемое волнением, свободное от омрачений.

Он проявляет бесчисленные образы на благо живых существ.

Поклоняюсь гуру с природой абсолютной мысли бодхи,

Неотделимому от невыразимого блаженства,

Для которого и Будда, и все чистое и нечистое

Приобретают единый вкус великого наслаждения.

О гуру, тебе, равному самому Ваджрадхаре,

В ком способность видеть, слышать, вспоминать или осязать

Пробуждает все духовные возможности,

Сотни раз кланяюсь и возношу хвалу.

Тебе, чьи усилия ради блага других спонтанны,

Нерукотворной драгоценности, исполняющей желания,

Проявляющемуся, как отражение в чистейшем лазурите,

Я радуюсь твоему величию.

О милосердный гуру, воззри на существ, погрязших в скорби.

Поверни колесо глубокой Дхармы,

Ради практикующих, равных числом песчинкам миллиона Гангов,

Сообразно с духовными запросами всех.

Всемилостивый гуру, достигший состояния бессмертного Ваджрного Существа,

Хотя ты — за пределами рождения и смерти,[23 — В этой фразе заключается мысль о том, что просветленное существо обладает силой бессмертия и поэтому пребывает вне круговорота рождений и смерти. Гуру умирают только для того, чтобы не нарушать принятый в мире обычай и продемонстрировать своим ученикам законнепостоянства. Продолжительность жизни учителей строго связана с заслугами их учеников, однако, говорят, что молитва о долголетии своего гуру может иметь реальный и действенный эффект.]

Я обращаюсь к тебе с просьбой:

Не удаляйся из сансары,

Но оставайся в мире и направляй бесчисленных практиков

К несравненному состоянию Будды.

О чудесный гуру, силой этой хвалы тебе,

Который более милосерд к ученикам, чем все Будды,

Пусть до скончания сансары бесчисленные существа

Получают помощь от истинных духовных учителей,

Переходя от высокого к высшему,

Чтобы возобладали добродетель и радость.

Колофон: Краткая хвала гуру написана йогином Гендуном Гьяцо, прислуживавшего у ног многих святых учителей. Да послужит она тому, чтобы живые существа постоянно получали помощь от учителя Великого Пути.

Глава четвертая

ЙОГА СИМВОЛОВ

МЕДИТАЦИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ МУДРОСТИ

Если ты желаешь практиковать глубокую садхану Белого Манджушри,[24 — Как говорится в этом тексте ниже, Манджушри считают воплощением мудрости. Эта медитация имеет целью усилить умственные способности, память и ясность ума.] начни с принятия прибежища, зарождения мысли бодхи и медитации о четырех безмерных: любви, сострадании, радости и равностности.[25 — Эти строфы используют во вводной части большинства садхан.] Затем очисть круг медитации в пустоте с помощью мантры свабхавы.[26 — Все тантрические медитации начинаются с мантры ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ, называемой такжемантра шуньяты”. Она служит опорой медитации о пустоте как предварительной практики для зарождения тантрических символов, которые надлежит представлять и созерцать.] Медитация происходит так:

Все проявляется в сфере пустоты. Из пустоты появляется слог БАМ[27 — В наше время обсуждается вопрос: следует ли представлять слоги мантры в санскритском или же в тибетском написании, а возможно, — в английском. Тибетская письменность создана и предназначена для удовлетворения требований характерной структуры санскрита, и поэтому она гораздо лучше английской приспособлена для процессов появления и растворения, свойственных визуализации мантр. Однако нет особых причин для того, чтобы нельзя было применять английские буквы, при условии, что в процессах преображения делаются поправки. Нужно только, чтобы западная буддийская традиция устоялась, что придет со временем и по мере накопления опыта.] белого цвета. БАМ превращается в молочное озеро, чистое, сияющее, ничем не омраченное, покрытое чудесными цветами. Само озеро окружено великолепным садом, в котором бродят многочисленные белые слоны, символы счастья, каждый из которых украшен шестью превосходными бивнями.

В центре озера находится белый лотос с тысячью лепестков, в его сердцевине — слог мудрости А. Слог А превращается в лунный диск белого цвета, сияющий, как луна в полнолуние. Над лунным диском — твой собственный ум в виде незапятнанно белой буквы А. Из А исходят лучи света и делают подношение Просветленным. Затем эти лучи рассеивают мрак неведения в умах живых существ, помещая их в лучезарную сферу мудрости.

После этого лучи собираются обратно в А. Эта буква А растворяется, становясь светом, а ты превращаешься в Манджушри. Твое тело белого цвета и обладает сиянием тысячи осенних полных лун.

Твоя правая рука сложена в мудру высшего даяния и держит стебель белого лотоса, цветок которого распускается над правым плечом. Внутри лотоса — меч мудрости. Левая рука сложена в мудру “открытие истины” и также держит стебель белого лотоса, цветок которого распускается над левым плечом. В лотосе находится “Сутра Праджняпарамиты из восьми тысяч шлок”.

Свое тело представляешь украшенным драгоценностями и облаченным в шелка Бодхисаттвы. Твои ноги в позе ваджры, ты обладаешь жизненной силой шестнадцатилетнего юноши, твой лик излучает спокойную улыбку. Макушку отмечает слог ОМ, горло — А, сердце — ХУМ.

От слога ХУМ в твоем сердце исходят лучи света, приглашая окруженного сонмом Будд и Бодхисаттв возвышенного Манджушри из его естественной обители. ДЖА ХУМ БАМ ХО: приглашенное божество-мудрость сливается и становится единым с тобой, представляемым как символическое божество.

Снова из ХУМ в твоем сердце исходят лучи света, призывая в пространство перед тобой божеств посвящения. Произносишь просьбу: “Молю, даруйте мне посвящение”. Вняв просьбе, они поднимают сосуды, наполненные нектаром мудрости, и, с мантрой ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКАТА САМАЯ ШРИ Я А ХУМ, изливая нектар мудрости, даруют посвящение. Этот нектар наполняет твое тело, очищая от загрязнений. Избыток нектара превращается в Будду Акшобхью, который становится головным украшением.

Подношения очищаются и подносятся в соответствии с предписываемыми мантрами.[28 — Эти мантры общеприняты, и их можно узнать из соответствующих руководств. См. например, Meditation on the Lower Tantras, составитель и редактор Гленн Муллин, (Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 1983).] Затем следует строфа хвалы:

Поклоняюсь Манджушри, сияюще белому, как луна,

Чьи символы — меч мудрости

И великая сутра Праджняпарамиты,

Юноше с доброй улыбкой, отмеченному

Пятью признаками Бодхисаттвы,

С глазами, широко раскрытыми, как распустившийся лотос,

Наделенному мудростью высшего освобождения,

Провозвещающей тысячу радостей.

Визуализация при чтении мантры такова: в твоем сердце — белое колесо мудрости, имеющее ось, шесть спиц и обод. В центре оси находится лунный диск, а на нем — твой собственный ум в виде белой буквы А. На каждой из шести спиц — слоги мантры ОМ ВА КЬЕ ДАМ НА МА. Буквы этой мантры белого цвета и испускают белый свет восходящей осенней полной луны.

От этой мантры исходят бесчисленные лучи. Они наполняют твое тело, очищают тебя от неведения, мешающего телу, речи и уму, увеличивают твою мудрость и становятся беспрепятственным сиянием знания, равного знанию самого Бодхисаттвы Манджушри. Представляешь, что колесо вращается вправо, а буквы — влево.

На каждом занятии ты должен повторить эту мантру десять тысяч раз,[29 — Обычно одно занятие продолжается три часа. В течение ретрита выполняют каждый день по четыре или шесть занятий, пока не будет начитано около миллиона мантр или же то количество, которое укажет учитель.] во время занятий не разговаривая и т. д. Если будешь выполнять эту медитацию правильно, то, несомненно, обретешь необычайно возвышенный свет интуитивной мудрости и получишь особую силу памяти, которая даст возможность запоминать все наставления, не забывая из узнанного ни малейшей подробности.

В заключение занятия медитацией можешь произнести или краткую хвалу, или молитву, или же читать связанный с этим текст, например, “Хвала святому имени Манджушри”.

Если вышеописанная медитация используется в качестве основы ретрита, то следует сначала совершить омовение.[30 — В Низших Тантрах большая роль отводится чистоте и ритуальным омовениям. См. Tantra in Tibet, Jeffrey Hopkins, (London: Allan & Unwin, 1977).] Затем хорошо прибери место ретрита. Во время ретрита следует соблюдать ритуалы омовения и т. д., связанные с низшими Тантрами. Другая деятельность во время ретрита остается обычной.

Проверка настоящего завершения ретрита делается во время лунного или солнечного затмения. Возьми неповрежденное чечевичное зерно и смочи его молоком от красной коровы, а также ароматной водой. Заверни его в кусок белого шелка. В начале затмения помести все это под язык и читай мантру, пока происходит затмение. Если зерно дало росток, — это мистический знак успешности ретрита.

Если бы ты пожелал практиковать что-нибудь по системе, которая дает власть над десятью направлениями, то вот один из таких методов. Если тебя когда-нибудь несправедливо словесно оскорбят или обвинят, представь, что ты — Белый Манджушри, а большой палец правой руки превратился в меч Манджушри. Его острие направлено наружу, а на рукояти — белая буква А. Из буквы А исходят лучи света и извлекают силу твоего обидчика, которая растворяется в букве А на рукояти меча. Тем самым его коварство оказывается в твоих руках. Затем из кончика меча вырывается пламя и обжигает язык обидчика. Затем читаешь мантру и получаешь способность убедить противника в тщетности такого его поведения.

Колофон: Вышеприведенная садхана была составлена Гьялва Гендуном Гьяцо по просьбе нескольких учеников, просивших дать короткую ежедневную медитацию, которая принесла бы быстрые результаты. Несмотря на краткость, она содержит все фазы обычной медитации.

СОЗЕРЦАНИЕ МИРНОГО ОБРАЗА ГУРУ РИНПОЧЕ

Практика созерцания и начитывания мантры Ваджрачарьи Падмасамбхавы[31 — Большинство тибетцев практикуют ту или иную форму созерцания Гуру Падмасамбхавы по крайней мере один раз в день по нескольку секунд. Этот великий учитель, который в восьмом веке посетил Тибет и принес учение Тантры, вскоре возвысился в умах тибетцев до статуса Будды. Все Далай Ламы создали посвященные ему молитвы и садханы.] в его мирном образе гуру Будд трех времен начинается с обычной медитации: принятия прибежища, зарождения мысли бодхи и т. д. Затем следует выполнить тантрическую садхану для преображения своего образа, включающего тело, речь и ум, в образ Тела, Речи и Ума состояния совершенного Будды. Это следует делать в соответствии с одним из двух методов: с методом гневного аспекта Гуру Ринпоче или с методом гневного йидама — Хаягривы.

Зародив отождествление себя с Гневным Гуру или с Хаягривой, переходят к главной части этой практики. Визуализация будет такой:

Все превращается в сферу пустоты. Из пустоты в пространстве перед тобой появляется слог БАМ. БАМ превращается в огромный лотос с широко раскинувшимися лепестками. На лотосе находится украшенный драгоценными камнями трон, поддерживаемый восемью львами. Там, восседая на сиденье из солнца и луны, пребывает Лотосорожденный Гуру, учитель Будд трех времен. Цвет его тела — белый с розовым оттенком, он улыбается с живым состраданием, два его глаза смотрят спокойно, но пристально. Его облик — это облик посвященного тантрического ученого; он — Ваджрачарья, облаченный в три монашеские одеяния. В правой руке он держит ваджру, а в левой, лежащей в мудре созерцания, — чашу-череп, наполненную нектаром блаженства. Левым плечом он поддерживает мистический трезубец, а его голова украшена красным убором пандита. Ноги скрещены в позе ваджры. Он окружен бесчисленными видьядхарами, даками, дакинями, охранителями дхармы и стражами.

Скачать:PDFTXT

Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать бесплатно, Избранные сочинения второго Далай Ламы Буддизм читать онлайн