колеблется вверх и вниз, это сансара. Это колебание вверх и вниз сансары всегда очень важно принимать серьезно, потому что это сильно влияет на наш опыт в медитации и наш опыт на пути. Когда мы медитируем и продвигаемся на пути, это никогда не бывает линейным, никогда не становится все время лучше и лучше. Никогда! Что происходит, это то, что все движется вверх и вниз, и будет продолжать двигаться вверх и вниз, пока мы не освободимся от сансары, не станем архатом. Это важное достижение. И всю дорогу туда у нас будут периоды, когда нам не будет хотеться медитировать, и будут периоды, когда наши беспокоящие эмоции больше, и периоды, когда они меньше. Все время будет колебание вверх и вниз. Это природа сансары. Не думайте только в понятиях колебания вверх и вниз в плане перерождения, различных миров, но все колеблется вверх и вниз от момента к моменту. И то, где мы больше всего это видим, это совокупность ощущений. Счастье, несчастье, удовольствие, боль, нейтральное. Итак, это первая благородная истина, истина страдания. Вторая благородная истина — это истина причины. Истинная причина страдания — это, в своей основе, карма. Карма — это импульсы, которые происходят от наших прошлых действий. Эти импульсы возникают, и мы хотим что-то сделать или не хотим что-то сделать, мы реагируем на них. Они также создают ощущение счастья или несчастья. И у нас не много контроля, фактически, у нас совсем нет контроля над тем, что созревает, в терминах кармы. И все виды сансарического опыта созревают или происходят от кармы, мы движемся вверх и вниз, и беспокоящие эмоции также являются истинными причинами этого. Здесь мы в первую очередь говорим о цеплянии за истинное существование, присущее существование. Нужно рассмотреть это поближе. На самом деле, то, что активизирует карму, это двойной процесс. Есть умственная деятельность, которая в каждый момент создает видимости присущего существования. Итак, ваша умственная деятельность, ваши умы постоянно заставляют вещи казаться истинно существующими, или присуще существующими, как если бы было что-то на стороне объекта, делающее его тем, чем он является. Вроде этого человека, который едет на машине позади меня и дико сигналит, пытаясь обогнать меня, и мне кажется, что этот человек — идиот. Так возникает эта видимость, умственная деятельность создает видимость идиота. И он не только идиот, потому что условно этот человек может быть идиотом, не только я заставляю этого человека казаться идиотом, но она (эта умственная деятельность) заставляет его казаться идиотом по своему существу, присуще. Другими словами, что-то должно быть не так с этим человеком, с его собственной стороны, что делает его идиотом, сопляком, который так ужасно водит машину, и таким козлом на дороге. Это то, каким все кажется и чувствуется. Итак, есть создание видимости истинного существования. И затем, есть цепляние за истинное существование, которое, в своей основе, есть вера в него. Я верю, что это действительно идиот, пытающийся обогнать меня на машине. Вот что активизирует карму. Это важно понять, если хотите понять, как избавиться от кармы. В основном, от кармы избавляешься путем избавления от того, что ее активизирует. Если то, что ее активизирует, исчезло, если есть истинное прекращение этого, так что оно никогда больше не вернется, то избавляешься от кармы. Потому что больше нечего активизировать, все закончено. Вот, как избавляешься от кармы, как очищаешь карму, как понимание пустотности очищает карму. Итак, у нас тут есть создание видимости истинного существования и цепляние за истинное существование в каждом моменте умственной деятельности. И из-за этого активизируется карма в каждый момент нашей умственной деятельности. Поэтому из момента в момент активизируется чувство счастья, это неудовлетворительное ощущение счастья, или ощущение несчастья. Созревают много других вещей, но счастье/несчастье — это то, что созревает все время. И никогда не знаешь, что заставляет созревать что. Очевидно, какая-то конструктивная карма, позитивная карма созревает в ощущение счастья, а негативная карма созревает в чувство несчастья, но обе негативная и позитивная кармы созревают за счет создания видимости истинного существования и цепляния за истинное существование. Создание видимости — это базис для цепляния, которое активизирует карму. Они здесь взаимосвязаны. И это истинная причина проблем. Итак, мы хотим достичь их истинного прекращения, что есть третья благородная истина. Истинное прекращение этого постоянного колебания вверх и вниз наших совокупностей. И его истинное прекращение может быть достигнуто, только если будет достигнуто истинное прекращение его причин, прекращение кармы. Мы сможем ее прекратить, если остановим то, что активизирует карму — цепляние за истинное существование. И если мы хотим достичь истинного прекращения, чтобы они никогда больше не вернулись, нам нужно понимание пустотности, неконцептуальное.
Теперь, если мы посмотрим поближе на то, что мы подразумеваем под истинным прекращением и на природу умственной деятельности, то увидим следующее. Что мы обнаружим, это то, что первые две благородные истины есть то, что мы назовем временными загрязнениями. Это загрязнения умственной деятельности, которые временны. Мы рассмотрим чуть позднее более подробно, что означает временные. Они не являются природой умственной деятельности, они могут быть удалены. И если они не являются природой умственной деятельности, то что же они? Они — содержимое (content) умственной деятельности. Составные факторы и их причины — содержимое умственной деятельности, они не то, чем умственная деятельность является, и не то, как умственная деятельность существует. Мы говорим о типе умственной деятельности и объектах умственной деятельности. И здесь я использую слово «содержимое», чтобы сослаться на оба — на объект умственной деятельности и на тип умственной деятельности, потому что у нас нет удобного слова, которое охватывало бы и то, и другое. Итак, они временны. И это то, истинного прекращения чего мы хотим добиться. Мы не добиваемся истинного прекращения обычной и глубинной природ умственной деятельности, мы добиваемся истинного прекращения определенного типа содержимого умственной деятельности.
Теперь давайте посмотрим, что мы имеем в виду под обычной природой умственной деятельности. Как я говорил, мы не говорим об уме, как о каком-либо объекте в наших головах, или инструменте, который производит умственную деятельность, но мы говорим о самой умственной деятельности. И она индивидуальна. У нас нет какого-либо неразделимого универсального типа умственной деятельности или сознания в буддизме. Она очень индивидуальна, и у каждого человека есть свой континуум индивидуальных моментов. Мое видение не превращается в ваше видение в качестве своего следующего момента в цепочке. И она (умственная деятельность) субъективна. Если я ем, вы не ощущаете того, что ощущаю я. Итак, это умственная деятельность, иногда я использую слово «переживание», «испытывание» (experiencing) в качестве более общего слова для нее, но это тоже не слишком правильно, потому что переживание тут не означает приобретение опыта, это не переживание в таком смысле. Но просто познание вещей, некоторый тип умственной деятельности. И определение обычной природы умственной деятельности дается в трех словах. Их порядок в английском такой: просто (в смысле только) ясность и осознанность. Очень, очень обманчивый перевод. Очень важно понять, что мы имеем в виду под этими терминами, в противном случае мы очень сильно собьемся с пути во время медитации махамудры. Итак, давайте посмотрим на них в том порядке, в котором они идут в тибетском языке: ясность, осознанность и слово «просто» идет последним. Ясность и осознанность — это аспекты умственной деятельности, мы не говорим ни о какой вещи или качестве, которое подразумевает английское слово «ясность». И, если мы можем немного поиграть со словом «ясный», мы говорим здесь о прояснении чего-то, о том, чтобы что-то было ясно, понятно. Прояснение чего-то, пожалуй, более точное выражение. Также, слово «ясно» здесь не слишком хорошо, потому что оно не означает «в фокусе», как это делает английское слово, оно не означает «светлый» или чего-либо подобного. Мы определенно не говорим о какой-либо лампочке, которая освещает вещи и делает их светлыми, ясно видимыми, но скорее оно означает создание познавательных видимостей, или, короче, создание видимостей. Что означает создание познавательных видимостей, образов? Мы говорили об этом немного вчера. Когда мы видим что-то, есть сам объект, не связанный с нашим ментальным континуумом. Скажем, эта чашка. Но что действительно происходит, с западной точки зрения, это всевозможные процессы с палочками и колбочками в глазу. Буддизм не выражается такими терминами, но он говорит о чувстве, познавательном чувстве, вовлеченном в этот процесс. И умственная деятельность создает познавательный аспект, который походит на эту вещь, использующийся затем для ее познания, восприятия. И это похоже на что-то вроде внутренней голограммы. Вообще, это довольно интересно, потому что в действительности все, что вы видите, это форма и цвет. Вы видите цвет в какой-то форме передо мной. Но умственная деятельность сделает их не только формой и цветом, но превратит их в чашку в качестве общего чувственного объекта, являющегося объектом не только зрения, но и физических ощущений. Смотря на чашку, я могу держать ее в руке, и это будет также голограмма чашки на уровне познания. Итак, мы создаем умственную голограмму, это и есть познавательная видимость, образ. Это один аспект умственной деятельности. И второй аспект… Тут мы должны быть осторожными со словами первый и второй. Они не происходят по очереди, они происходят одновременно, и не просто происходят одновременно, но они есть описания одной и той же деятельности с двух разных точек зрения. Второй аспект обычно переводится как осознанность. Так же, как ясность означает аспект умственной деятельности по созданию видимостей, созданию образов, не важно в фокусе этот образ или размыт, так же осознанность означает деятельность по умственному познанию чего-либо, осознание чего-либо в смысле самого действия. И это познание может быть любым познанием чего-то — видение, слышание, думание, ощущение запаха. У нас есть первичные сознания для каждого канала, имеющего дело с чувственной природой этого объекта, этого образа. И, конечно, они могут быть определены с помощью ментальных факторов: приятие, неприятие, знание что это, понимание, непонимание.. В английском языке слово «осознавать» имеет дополнительный смысл того, что мы знаем что это, мы осознаем, но тут этот смысл не вкладывается. Итак, это два способа описания одного и того же момента умственной деятельности, одного события, где есть создание видимости и ее познание. И это подобно мышлению, думанию о чем-то. Если мы используем пример с мышлением, то это не так, что сначала мысль появляется, а потом ее думаешь. Но эти два аспекта описывают одну и ту же вещь. Потому что возникновение мысли