Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Махамудра. Александр Берзин

был идиотом по своему существу, то все бы находили его идиотом с самого рождения во всех ситуациях, потому что было бы что-то неправильное с его собственной стороны, что делало бы его идиотом по сути, присуще. Итак, чем больше мы исследуем это нечистое создание видимостей и нечистое цепляние за них, их познание, веру в них, тем более мы обнаруживаем, что они просто не выдерживают анализа. В то время как чем больше мы фокусируемся на чистой стороне… В смысле, этот человек может быть условно ведет себя как идиот, это может быть верным обозначением для его поведения в данный момент, но, несмотря на это, он все же не идиот по своей сути, присуще. Его идиотское поведение возникает зависимо от, фактически, всего: что кто-то изобрел машины, людей, которые сделали машину, людей, которые построили дорогу, от правил дорожного движения, от еще кучи вещей… Эволюции людей от амеб, возникающей зависимо от взаимосвязанности всего. Вот почему только будда может это видеть, когда мы говорим о создании видимости зависимого происхождения, это взаимосвязанность всего, полнота причин и следствий. Я говорю просто о несметном количестве причин, бесчисленных причинах и всех следствиях, которые родятся из того, что происходит в любой момент. Поэтому только будда может это видеть. Мы не должны думать о зависимом происхождении, как о какой-то простой вещи, оно за пределами наших ограниченных умов, у нас нет аппарата для его познания. Аналогия, которую я часто использую: наше восприятие происходит как будто через перископ, все двигаются вокруг в маленьких подводных лодках, и наше восприятие очень ограничено, мы можем видеть только то, что прямо перед нашим носом. Не можем видеть, что позади нас, не можем видеть всех причин, возможно, видим одну или две причины, мы не видим всех следствий. Оно ограничено, и только когда мы избавимся от совокупностей, типа ограниченного тела, ограниченного ума, что у нас есть, тогда мы, наконец, избавимся от перископа. И сможем воспринимать цельность всего во всей его взаимосвязанности. И только с помощью слов и концепций мы можем выделить различные части целого в стол или идиота или машину, но в действительности все связано. И, кстати, есть интересная теория голографической вселенной, где все подобно голограмме в этом смысле. Мы имеем взаимосвязанность всей вселенной. Итак, понимание может подорвать заблуждение. И можем ли мы заменить заблуждение? Это все более подтверждается, когда мы исследуем все детали, которые заставляют этого человека вести себя по-идиотски. И тогда, что мы обнаруживаем — это то, что хорошо, возможно, условно правильно называть его идиотом, но нет ничего присущего со стороны этого человека, что делало бы его идиотом. Его поведение возникает зависимо. И есть видимость истинного существования, деятельность по созданию видимости, или создание этой видимости, и цепляние за нее, как будто она соответствует реальности. Это и есть то, что подразумевается под цеплянием, — принимать способ видимости за способ существования. Это видится, это кажется так, будто этот человек действительно идиот. Но это не соответствует тому, как этот человек существует в действительности. Вот, что означает цепляние за истинное существование. Далее, это исследование не только поддерживает мнение, что понимание, чистая сторона может устранить нечистую сторону, оно сильнее. Опытная его часть в том, что пока мы остаемся сфокусированы неконцептуально на пустотности, нет создания видимости истинного существования, и нет цепляния за истинное существование. А без создания видимости истинного существования и без цепляния за истинное существование нет активизации кармы. Потому что они и есть то, что активизирует карму — цепляние за истинное существование, основанное на создании видимости истинного существования. И мы не только не активизируем никакой кармы в этот момент (старой кармы), но мы также и не создаем никакой новой кармы. И чем дольше мы можем оставаться сфокусированными неконцептуально на пустотности, тем слабее и слабее становятся создание видимости истинного существования и цепляние за него. Сначала цепляние становится все более и более слабым, а затем и создание видимости, если мы следуем представлениям гелугпинской прасангики. В других представлениях есть небольшие вариации по поводу того, избавляетесь ли вы от этих двух аспектов одновременно или последовательно. Но в любом случае по мере их ослабления мы все дольше остаемся сфокусированы неконцептуально на пустотности, не активизируя старую карму, не создавая новую карму, так, что когда мы вне этого мы многое исчерпываем. Но не только исчерпываем, потому что, очевидно, мы можем создать и новую карму даже будучи арьей, мы стараемся увеличить долю времени, в течение которого мы остаемся сфокусированы неконцептуально на пустотности. По мере нашего продвижения через бхуми, ступени бодхисаттвы, арьи на пути махаяны, стараясь продлить это, мы сможем оставаться дольше и дольше в неконцептуальном познании пустотности. И над чем мы действительно работаем, это чередование двух состояний все чаще и быстрее — состояния поглощенности, сосредоточенности и состояние последующей реализации, которая также присутствует в период между медитациями, когда мы едим, спим, делаем другие вещи, как можно больше помогая другим людям. Мы стараемся чередовать и быть способными входить все чаще и все быстрее в неконцептуальное познание пустотности и, в конце концов, мы становимся способны оставаться в нем постоянно, тогда мы становимся буддой. И тогда эта нечистая сторона исчезает навсегда, она больше никогда не вернется. Потому что это состояние взаимоисключающе с созданием видимости истинного существования и цеплянием за истинное существование, они не могут происходить одновременно. И чем дольше мы остаемся сфокусированы на пустотности, и чем чаще мы способны это делать, тем больше и больше мы ослабляем карму, потому что мы ничего не активизируем и не создаем ничего нового. Итак, таков весь процесс, если говорить в терминах четырех благородных истин. Истинное понимание. Итак, даже хотя нечистая и чистая стороны — это содержимое умственной деятельности, а природа умственной деятельности — это создание видимостей, просто создание видимостей и познание происходящего, говорим ли мы о чистой или о нечистой стороне, мы говорим о том, какого рода умственной деятельности это содержимое. Чистая умственная деятельность может заменить нечистую. И на всем протяжении эта умственная деятельность индивидуальна и субъективна: если я переживаю что-то, то это не означает, что вы это переживаете. Вопросы?

Вопрос: Когда арья полностью сосредоточен неконцептуально на пустотности, арья не активизирует старую карму и не создает новой. Что происходит с его старой кармой, что на самом деле означает, что она очищается?

Ответ: Ну, здесь придется углубиться в несколько более сложный анализ

Голос из зала: Я забираю свой вопрос обратно!!! 🙂

Ответ: Что у нас есть, это отпечатки (legacies) и привычки (habits) кармы. Кармические отпечатки иногда переводятся как кармические семена. Выражаясь языком гелуг, мы называем их непостоянными абстракциями. Это абстракции — эти отпечатки и привычки. Отпечатки создают перемежающиеся (прерывистые) явления: иногда мы делаем это, иногда мы делаем то, иногда мы счастливы, иногда мы несчастливы, а привычка — это постоянная вещь, постоянная активизация кармы, постоянное действие кармы. И это абстракции. Что такое абстракции? Абстракция — это приписывание. Есть последовательность похожих событий, и на основе этой последовательности мы говорим, что есть отпечаток или привычка. Простой пример: выпивание чашки кофе. Мы выпили чашку кофе вчера, позавчера, сегодня утром, сегодня днем, и поэтому мы можем сказать, что есть привычка пить кофе. Отпечаток каждого акта выпивания чашки кофе проявляется в том, что, вероятно, мы будем пить кофе в будущем. Но отпечаток существует до тех пор, пока есть возможность для будущих повторений в последовательности. Вы можете сказать, что у вас еще есть привычка, все еще есть отпечаток, если есть возможность для возникновения последующих ее моментов. Если невозможны последующие моменты последовательности, вы не можете сказать, что у вас есть такая привычка или отпечаток, она больше не существует. Вот как вы очищаете карму. И понимание пустотности делает это, потому что оно устраняет то, что активизирует карму, а именно цепляние за истинное существование, основанное на создании видимости истинного существования. Поэтому если вы избавитесь от этого, то не будет пути для активизирования кармы и не будет больше способов иметь привычки и отпечатки кармы, их можно будет лишь приписать к прошлым моментам последовательности, но не будет никаких будущих моментов. Вот процесс очищения кармы.

Вопрос: Что достигается на четвертой ступени архатства?

Ответ: Это действительно зависит от того, в какой системе мы это рассматриваем — с точки зрения тхеравады и доктрины хинаяны, с точки зрения махаяны, вроде вайбхашики, или с точки зрения прасангики — они все различны. Каждая говорит что-то свое. С точки зрения тхеравады, когда кто-нибудь достигает архатства, нирваны, то в течение периода между этим моментом и паринирваной, когда архат действительно покидает мир, вся остававшаяся карма должна созреть. И подобно махаяне, где есть определенные утверждения о возможности ослабления силы созревания кармы, карма созреет в очень легкой форме, но она созреет. И есть примеры. Я забыл, был это Шарипутра или один из архатов, которого избили или что-то вроде того. Итак, это одна точка зрения. Другая точка зрения — это та, что есть у вайбхашиков. Вайбхашика и саутрантика — это подшколы сарвастивады, одной из 18 школ хинаяны. Хинаяна — это унизительный термин, но у нас нет другого термина для обозначения всех этих 18 школ, это общий термин. И вот, был большой раскол между тхеравадой и сарвастивадой, который произошел (это зависит от того, смотрим ли мы на историю с точки зрения тхеравады или с точки зрения сарвастивады) или во время второго собора или несколько позже второго собора. Но в любом случае вопрос был о том, снятся ли архатам эротические сны. И вопрос тут в том, избавился ли архат полностью от беспокоящих эмоций или что-то осталось, что может привести к тому, что он соблазнится во сне, и у него будет эротический сон. И по этому поводу был большой раскол. Тхеравада сказала: ни в коем случае, у архата не осталось беспокоящих эмоций! А позиция сарвасти была: да, есть некий след, который остался. Это открывает путь к точке зрения всей махаяны о том, что простого понимания отсутствия личности, твердого «я» человека недостаточно для настоящего достижения полного состояния архатства, но нужно иметь понимание пустотности всех явлений. Это открывает путь сюда. Еще не совсем махаяна, но ее предшественник. Поэтому это действительно зависит от того, о какой системе мы говорим, всегда нужно указывать. И даже нужно указывать какая версия тибетских традиций индийской доктринальной системы, они все разные. 🙂

Скачать:TXTPDF

Махамудра. Александр Берзин Буддизм читать, Махамудра. Александр Берзин Буддизм читать бесплатно, Махамудра. Александр Берзин Буддизм читать онлайн