медитации, вдохновлённой Видением, вы можете оставаться там долго, не отвлекаясь и не прикладывая особые усилия. Не нужно защищать или поддерживать ничего, что называют медитацией, потому что вы находитесь в естественном потоке мудрости Ригпы. Когда вы погружены в неё, то понимаете, что так всегда было, есть и будет. Когда сияет мудрость Ригпы, не может остаться даже тени сомнения. Возникает глубокое и полное понимание, прямо и без всяких усилий.
В этот миг случается пробуждение. Глубокое чувство юмора поднимается изнутри, и вы улыбаетесь, изумляясь тому, до чего же неправильными были все ваши прежние представления и догадки о природе ума.
Согьял Ринпоче
27 июня
Когда мы заботимся о других, очень важно культивировать альтруистический подход. В конечном итоге это приносит пользу не только принимающему, но и отдающему человеку.
Есть несколько причин держать глаза открытыми во время практики медитации. Когда ваши глаза открыты, вы скорее всего не уснёте. К тому же, медитация это не способ убежать от мира, укрыться в трансе, переживании изменённого состояния сознания. Напротив, это прямой путь, который помогает вам правильно понять себя и установить связь с жизнью и миром.
Поэтому в медитации держите глаза открытыми, не закрывайте их. Вместо того чтобы отвернуться от жизни, вы остаетесь открытыми, в гармонии со всем. Вы оставляете все свои чувства (слух, зрение, тактильное ощущение) открытыми, как обычно, но не цепляетесь за их восприятие.
Не цепляйтесь за то, что вы видите и слышите. Оставьте слух в слухе, зрение — в зрении, не позволяя привязанности вмешиваться в восприятие.
Согьял Ринпоче
28 июня
Чем больше мы печёмся о счастье других людей, тем лучше наше душевное здоровье. Но не задумывайтесь об этом, когда что-то отдаёте. Ничего не ожидайте взамен. Думайте лишь о пользе другого человека.
Поразмышляйте над таким парадоксальным моментом: мы можем держаться только за осознание непостоянства. Возможно, это наше единственное последнее имущество. Оно подобно небу или земле. Не важно, меняется что-то вокруг нас или разрушается, небо и земля сохраняются.
Например, мы переживаем глубокое эмоциональное потрясение. Нам кажется, что вся наша жизнь распадается… Муж (или жена) неожиданно бросает нас без всякого предупреждения. Земля и небо по-прежнему здесь. Разумеется, порой случаются землетрясения. Так земля напоминает нам о том, что нам нельзя ничего принимать как само собой разумеющееся.
Согьял Ринпоче
29 июня
Никогда не считайте себя выше тех, кому вы помогаете. Независимо оттого, даёте вы им деньги, время или силы, всегда действуйте смиренно, даже если другой человек грязный, непорядочный, тупой или одет в лохмотья. Лично я, проходя мимо нищего, всегда пытаюсь не считать его более низким. Я воспринимаю его как человека, который ничем не отличается от меня.
Все буддистские учения объясняются в терминах Основы, Пути и Плода. Дзогчен коренится в первичном, изначальном состоянии, в нашей абсолютной природе, которая уже совершенна, которая присутствует всегда.
Патрул Ринпоче говорит: «Её не нужно искать вовне. И это не нечто, чего прежде у вас не было и что теперь должно родиться в вашем уме». Итак, с точки зрения Основы (абсолюта), наша природа точно такая же, как и природа Будд. Мастера говорят, что на этом уровне нет вопроса даже «толщиной с волос» об учениях или практике.
Согъял Ринпоче
30 июня
Когда вы кому-то помогаете, не довольствуйтесь лишь решением его непосредственных трудностей — например, дав ему денег. Дайте нуждающемуся человеку средство самостоятельного разрешения его трудности.
Буддистские мастера ясно осознают опасность путаницы абсолютного и относительного. Люди, не понимающие эту связь, могут не заметить относительные аспекты духовной практики и кармического закона причины и следствия или даже пренебречь ими. Однако те люди, которые действительно постигают смысл буддизма, лишь проникнутся большим уважением к карме, а также станут больше ценить настоятельную потребность в очищении и духовной практике. Они поймут обширность того, что было скрыто в них, и начнут прикладывать активные усилия в своей всегда свежей и естественной дисциплине для того, чтобы устранить то, что стоит между ними и их подлинной природой.
Согьял Ринпоче
1 июля
Каждое существо обладает врождённым чувством «я». Мы не можем объяснить, почему появляется это чувство, но оно есть. Вместе с ним возникает желание обрести счастье и стремление преодолеть страдания. Это совершенно оправданно, ведь у нас есть естественное право достигать высокого счастья, а также право превозмогать страдания. Вся человеческая история развилась на основе этого чувства. На самом деле, людьми этот вопрос не ограничивается. С буддистской точки зрения, даже самое крошечное насекомое обладает таким чувством и, согласно своей способности, пытается обрести счастье и избежать горестных ситуаций.
В медитации отрицательные переживания становятся самыми отвлекающими, потому что мы считаем их дурным знаком. Но отрицательные переживания в нашей практике это скрытые благословения. Попытайтесь не реагировать на них отвращением, как обычно, а лучше осознайте их в истинном качестве, простыми переживаниями, иллюзорными и подобными сновидениям.
Осознание истинной природы переживания освобождает вас от опасности переживания, и в конечном итоге отрицательное переживание может стать источником полного удовлетворения. На свете есть немало историй о том, как мастера работали с отрицательными переживаниями и превращали их в катализатор реализации.
Согьял Ринпоче
2 июля
Есть несколько способов быть счастливым. Некоторые люди находятся в несколько взвинченном состоянии, они постоянно пребывают в состоянии немого блаженства. Им всё время кажется, что у них всё в порядке. Мы же развиваем счастье иного рода.
Другие строят своё счастье за счёт материальных вещей и чувственных удовольствий. Мы уже заметили, насколько хрупко такое счастье. Даже когда вы считаете себя счастливыми, то всё равно, принимая это счастье как нечто само собой разумеющееся, будете страдать вдвойне, когда обстоятельства обёрнутся против вас. Но некоторые полагают, что их счастье вызвано нравственным поведением. Мы нуждаемся именно в таком счастье, поскольку оно не зависит от обстоятельств.
Мы часто думаем, что нам делать с отрицательностью или неприятными эмоциями. В медитации вы можете воспринимать свои мысли и эмоции совершенно беспристрастно. Когда ваше отношение меняется, преображайся и атмосфера ума, даже сама природа мыслей и эмоций. Когда вы становитесь более уступчивыми, такими же становятся и они. Если у вас есть Нудность с ними, тогда и у них есть трудность с вами.
Согьял Ринпоче
3 июля
Если ваш подход неверен, тогда даже если вас окружают хорошие друзья, и вы купаетесь в деньгах, то вы всё равно не сможете быть счастливым. Состояние вашего ума гораздо важнее внешних условий. Несмотря на это мне кажется, что многие люди обращают больше внимания как раз на внешние условия и не заботятся о своём мироощущении. Я думаю, что нам следует обращать больше внимания на свои внутренние качества.
Представим, что у вас есть трудности с любимым человеком, с матерью или отцом, мужем или женой, возлюбленной или другом. Будет полезно и благотворно воспринимать другого человека не в его (или её) «роли» матери, отца или мужа, а просто как другое «я», другого человека, с такими же чувствами, как у вас, с таким же желанием обрести счастье, тем же страхом перед страданием. Если вы будете считать другого человека таким же, как и вы сами, тогда ваше сердце откроется навстречу ему или ей, и вы яснее будете понимать, как помогать людям.
Согьял Ринпоче
4 июля
Для того чтобы обрести постоянное счастье, нам первым делом нужно познать реальность страдания. Возможно, такое начало будет печальным, но в долгосрочной перспективе мы получим от такого подхода пользу. Некоторые люди предпочитают забыть реальность, принимают наркотики, ищут ложные состояния блаженства, ступают по нечёткому духовному пути или так взвинчивают темп своей жизни, что им не остаётся времени глубоко задуматься. Они испытывают лишь временное облегчение. Когда же трудности снова обретают силу, эти люди сидят у моря и «оглашают землю горестным плачем», как говорят в Тибете. Гнев и отчаяние берут над ними верх, отягощая их изначальную трудность бессмысленными страданиями.
В ужасе перед смертью я ушёл в горы. Я беспрерывно медитировал на неопределённость часа смерти, штурмуя крепость бессмертной и вечной природы ума. И теперь весь мой страх перед смертью развеялся.
Миларепа
5 июля
Попытайтесь понять, откуда берут начало наши страдания. Они представляют собой результат бесчисленных причин и условий. Если бы наши чувства зависели лишь от одной причины, то мы всякий раз обращались бы к этой причине, чтобы добиться счастья. Но нам известно, что всё иначе. Давайте не будем думать, что за наше несчастье всегда ответственно что-то одно, что если мы сможем выявить её, то уже никогда не будем страдать.
В медитации существует тонкое равновесие между расслаблением и бдительностью. Однажды монах Шрона обучался медитации. Ему пришлось туго. Он старался изо всех сил концентрироваться, но в результате у него лишь болела голова. Затем он расслабил свой ум, но настолько полно, что просто уснул. Наконец, он обратился за помощью к Будде.
Будда знал, что Шрона раньше был известным музыкантом, поэтому спросил его: «Разве в мирской жизни ты не играл на вине?»
Шрона согласно кивнул в ответ.
«Как ты извлекал лучшую ноту? — спросил Будда. — Когда струны были сильно натянуты или болтались?»
«Ни в одном из этих случаев, — ответил Шрона. — Это мне удавалось сделать, когда струны были натянуты правильно: ни слишком сильно, ни слишком слабо».
«Это же верно в отношении ума», — заключил Будда.
Согьял Ринпоче
6 июля
Нам нужно признать, что страдания составляют часть жизни, иначе говоря (в буддистском понимании) самсару, круговорот обусловленного существования. Если мы считаем страдание отрицательным и ненормальным, а себя воспринимаем как жертв, тогда жизнь становится несчастьем. Всё дело в самом нашем подходе. Счастье возможно только тогда, когда никакое страдание не повергает нас в уныние.
Учения говорят нам о тон, что нам нужно реализоваться, но нам также нужно продолжать своё странствие для того, чтобы прийти к личной реализации. Это странствие может принести нам страдания, трудности и всевозможные сомнения, но все они станут нашими лучшими учителями. Благодаря ним вы научимся смирению, чтобы осознать свои ограничения, и откроем внутреннюю силу и бесстрашие, необходимое для избавления от старых привычек и шаблонов поведения, научиться более широкому видению настоящей свободы, которые предлагаются духовными учениями.
Согьял Ринпоче
7 июля
Согласно буддизму, размышления о реальности страдания никогда не вызывает ни пессимизм, ни отчаяние. Такие размышления позволяют нам обнаружить главные причины нашего затруднительного состояния, связанного с желанием, ненавистью и невежеством, а потом освободиться от них. Под словом «невежество» мы подразумеваем непонимание подлинной природы людей и вещей. Оно создаёт ещё два яда. Когда невежество растворяется, желание и ненависть теряют опору, и источник нашего страдания пересыхает. В результате мы переживаем спонтанное, альтруистическое счастье и больше не подвержены отрицательным эмоциям.
Велика и безмятежна, свободна от всякой сложности, пребывает лучистая ясность за пределами ума концептуальных представлений. Такова глубина