постигать их единство. Если вы опустите палец в воду, он станет мокрым, а если вы внесёте палец в огонь, он обожжётся ~ точно так же, если вы погрузите свой ум в ум мудрости Будд, он преобразится в природу мудрости.
Ваш ум постепенно начинает осознавать себя в состоянии Ригпы, так как сокровенная природа ума это не что иное, как ум мудрости всех Будд. Ваш обычный ум постепенно растворяется, а чистая осознанность, поле Будды, внутренний учитель проявляется. По сути, благословение это преображение, в котором ум переходит в состояние абсолюта.
Согьял Ринпоче
10 сентября
Самый отвратительный недостаток тщеславия заключается в том, что оно не позволяет нам совершенствоваться. Если вы думаете: «Я всё знаю, и я прекрасный человек», то ничему не научитесь, а невежество это одно из самых худших качеств человека.
Цель медитации заключается в том, чтобы пробудить в нас подобную небу природу ума и показать себе то, чем мы в действительности являемся, нашу неизменную чистую осознанность, которая пронизывает всю жизнь и смерть.
В безмятежности и безмолвии медитации мы получаем проблеск глубокой внутренней природы, которую мы так давно потеряли из вида среди суеты и смущения своего ума, и возвращаемся в неё.
Согьял Ринпоче
11 сентября
Ревность иногда кажется мне оправданной, когда доверие человека предает партнёр, хотя это качество и остаётся отрицательным. Предположим, что два человека любят друг друга. Они решают жить вместе, у них всё складывается хорошо, они полностью доверяют друг другу, заводят детей, но муж (или жена) заводит роман на стороне. Легко можно предположить, что второй партнёр впадёт в депрессию.
Человек, возбудивший ревность, разделяет ответственность за ситуацию. Один мужчина рассказал мне о том, что он женился и стал душевно сближаться с женой. Они всё лучше узнавали друг друга. И тут он начал чувствовать страх оттого, что они узнают друг друга. Между ними росло напряжение, и в результате жена бросила его и вышла замуж за другого.
Когда два человека живут вместе, они сближаются. Чем ближе вы кому-то, тем меньше нуждаетесь в секретах. Разве плохо полностью довериться близкому человеку? По-моему, смешно не доверять человеку, с которым вы вступили в брак.
Почему мы так боимся смерти, что даже не решаемся смотреть на неё? Мы знаем, что не сможем всегда избегать вида смерти. Миларэпа сказал: «Вещь, которую называют трупом и которой мы так сильно страшимся, пребывает с нами здесь и сейчас».
Согьял Ринпоче
12 сентября
Тщеславие становится причиной многих общественных трудностей. Из-за него возникают зависть, высокомерие, презрительность, безразличие. Иногда люди из тщеславия унижают окружающих и вредят им.
Зачастую человек, лишь теряя кого-то, понимает, как он любит его. Тогда он цепляется за него ещё крепче. Но чем крепче он цепляется, тем активнее этот человек вырывается и тем более хрупкими становятся их отношения.
Нас часто посещает желание обрести счастье, но мы гоняемся за ним так неуклюже и неискусно, что лишь больше печалимся. Обычно мы предполагаем, что должны цепляться для того, чтобы получить то, что укрепит наше счастье. Мы спрашиваем себя: «Неужели мы можем наслаждаться этой вещью, если у нас нет её?» Как часто мы ошибочно считаем привязанность любовью!
Даже если отношения гармоничные, любовь можно испортить привязанностью с её чувством опасности, стяжательным устремлением и гордыней. Тогда любовь исчезает, и от неё остаются только останки, шрамы привязанности.
Согьял Ринпоче
13 сентября
Нам следует провести разграничительную линию между тщеславием и уверенностью в себе. Нам необходимо верить в себя. Уверенность в себе помогает нам не потерять присутствие духа в некоторых ситуациях, мыслить положительно: «Я способен достичь успеха». Уверенность в себе это совсем не то, что и излишняя самоуверенность, основанная на ложной оценке своих способностей или обстоятельств.
Если вы понимаете, что в отличие от других людей способны выполнить задачу, тогда вас нельзя называть тщеславным, пока ваша оценка ситуации адекватна. Это всё равно как если бы высокий человек подошёл к группе низкорослых людей, которые тянулись к какой-то вещи, висящей слишком высоко для них, и сказал: «Не мучайтесь, я достану эту вещь». Это означает, что у него больше способности выполнить конкретно эту задачу, чем у других, но совсем не означает, что он превосходит окружающих или стремится господствовать над ними.
Тибетцы говорят: «Отрицательное действие обладает одним полезным качеством: его можно очистить». Надежда есть всегда. Даже самые отпетые преступники, убийцы, могут измениться, преодолеть обусловленность, заставившую их пойти на преступления. Если мы используем искусно и мудро нынешнее положение, то обретем вдохновение для освобождения от оков страдания.
Согьял Ринпоче
14 сентября
Тщеславие никогда не находит оправдания. Оно основано на ложной самооценке или на временном и поверхностном успехе. Мы должны помнить отрицательное воздействие тщеславия. Мы также должны осознавать свои недостатки и ограничения, должны понимать, что в своей сути мы ничем не отличаемся от тех людей, которые кажутся нам менее способными, чем мы.
После того как вы исследовали великие мистические традиции, выберите одного мастера и следуйте за ним (или за ней). Одно дело пуститься в духовное странствие, и совсем другое дело проявить терпение и стойкость, мудрость, мужество и смирение для того, чтобы идти по пути до конца. Возможно, у вас есть карма найти учителя, но тогда вы должны создать карму идти за ним. Немногие среди нас действительно знают, как следовать за мастером, что само по себе уже искусство. Поэтому каким бы великим ни было учение или мастер, для вас очень важно найти в себе озарение и искусность для того, чтобы научиться любить мастера и следовать за ним и учением.
Согьял Ринпоче
15 сентября
Некоторые люди пережили драматические события. Они стали свидетелями убийства своих родителей или других людей, их насиловали или пытали. Спустя много лет их до сих пор преследуют сны и воспоминания о минувших событиях, и они не могут говорить о них. Помогать им следует косвенно. Время устранения серьёзных психических травм в большой степени зависит от общества и культуры. Религия также может играть важную роль. Тибетцы выполняют буддистскую практику и поэтому меньше подвержены гнетущему влиянию трагических событий.
Больше всего на свете мир нуждается в бодхисатвах, деятельных служителей мира, «одетых», как сказал Лонгченпа, «в броню стойкости», преданных своему видению бодхисатвы и мудрости. Юристы, художники, политики, врачи и экономисты, учителя и учёные, техники и инженеры — все они должны быть бодхисатвами. Нужно, чтобы повсюду бодхисатвы работали сознательно как каналы сострадания и мудрости, на всех уровнях и во всех сферах общественной деятельности. Такая работа преобразит как их самих, так и других людей. Они будут трудиться в своей профессиональной области, чтобы поддержать Будд и просветлённых существ ради сохранения нашего мира и более благоприятного будущего.
Согьял Ринпоче
16 сентября
Если у жертв достаточно широкий кругозор, чтобы простить, и если люди, которых насиловали, истязали и убивали, осознают гнусность такого поведения и жалеют своих мучителей, тогда им может помочь встреча. Так агрессор сможет осознать свои ошибки и выразить искреннее раскаяние, предложить жертве возможность хотя бы частично освободиться от бремени обиды. Если обе стороны могут таким образом найти почву для примирения, то этим способом явно стоит воспользоваться!
Если ваш ум способен естественным образом успокаиваться, и если вы понимаете, что просто отдыхаете в его чистой осознанности, тогда медитация вам не нужна. Однако многим из нас очень трудно погрузиться в такое состояние. Мы не умеем пробуждать его. Наши умы возбуждённы и смущённы, и нам необходимы искусные методы для того, чтобы вызвать его.
Под термином «искусный» я подразумеваю, что вы осознаёте природу своего ума, постигаете свои различные изменчивые настроения и посредством своей практики взращиваете интуитивное понимание того, как нужно работать с собой каждый миг. Развивая всё это, вы учитесь искусству применять любой метод для адекватной оценки любой конкретной ситуации или проблемы, чтобы преобразить среду своего ума.
Согьял Ринпоче
17 сентября
Серьёзные конфликты воздействуют не только на жертв. В тяжёлое положение попадают и мучители. Ветераны вьетнамской войны постоянно вспоминают свою жестокость. Спустя много лет их мучают ночные кошмары, в которых оживают сцены убийств, взрывов, трупов.
Однажды царь Милинда спросил буддистского святого Нагасену: «Когда кто-то перерождается, он остаётся тем же, кто только что умер, или отличен от него?»
«Он ни тот, ни другой, — ответил Нагасена. — Если кто-то зажёг светильник, мог бы тот гореть всю ночь?»
«Да», — кивнул Милинда.
«Пламя, которое горит в первый час ночи, это то же самое пламя, которое горит в последний час ночи?» — задал вопрос Нагасена.
«Нет», — рассудил Милинда.
«Означает ли это, что в этих двух случаях мы видим разные светильники?» ~ спросил Нагасена.
«Нет, — сказал Милинда. — Всю ночь горит пламя одного светильника».
«Такова же природа перерождения, — заключил Милинда. — Возникает одно явление, и мгновенно завершается другое. Первое действие сознания в новом существовании не такое же, что и последнее действие сознания в предыдущем существовании, но и не другое».
Согьял Ринпоче
18 сентября
Очень чувствительные люди часто сталкиваются со своей главной трудностью в виде недостатка эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Доброта, альтруизм и сострадание могут помочь уменьшить их страдание, но как раз этих качеств зачастую и не хватает в нашем обществе, поэтому жертвам одиноко, они не находят выход к людям.
И тем не менее, им можно помочь, если поговорить с ними в личной встрече или в группе. Можно применить разные методы для того, чтобы уменьшить их страдания. Мы должны помогать таким людям осознавать, что они не одиноки, что многие находятся в такой ситуации, и большинству удаётся преодолеть свои трудности. Мы можем рассказать им о душевных страданиях и психических травмах, которые пережили мы сами, и объяснить, как нам удалось преодолеть свои трудности.
Очень важно всегда помнить о том, что принцип безличности не означает, что буддисты избавляются от уже существующего эго. Напротив, это значит, что никакого эго никогда в принципе и не было. Осознание этого обстоятельства и есть безличность.
Согьял Ринпоче
19 сентября
Точно так же, крепкое тело помогает нам сопротивляться болезни и быстрее выздоравливать, а здоровый ум позволяет нам легче переносить трагические события и дурные новости. Если наш ум слаб, тогда трагические события оказывают на нас сильное и долгое воздействие.
Это не значит, что мы непоправимо обусловливаемся своим прошлым. Посредством обучения мы всегда можем укрепить здоровое состояние ума. Но здесь, опять же, решающую роль играют образование, атмосфера в семье, общество, религия, средства массовой информации и многие другие факторы.
Будда был таким же человеком, как мы с вами. Он никогда не заявлял о своей божественности, а просто знал, что у него есть природа Будды, семя просветления, как и у каждого существа. Природа Будды от рождения присуща каждому наделённому чувствами существу, и я всегда говорю,