можем смириться с этим обстоятельством. Это форма тщеславия.
В принимаемой нами позе медитации есть пронизанная игривым нравом искра надежды, которая зиждётся на тайном понимании того, что у всех нас есть природа Будды. Поэтому когда вы принимаете эту позу, то игриво подражаете Будде, тем самым способствуя проявлению своей собственной природы Будды. Вы начинаете уважать себя как потенциального Будду.
И вы по-прежнему осознаёте своё относительное условие. Но поскольку вы позволили себе вдохновиться радостным доверием своей подлинной природе Будды, то можете легче принять свои отрицательные стороны и относиться к ним благороднее, с большим юмором.
Когда вы медитируете, то призывайте себя чувствовать почтение к себе, достоинство и полное смирение Будды, которым вы являетесь. Если вы просто позволите себе вдохновиться этим радостным доверием, этого уже достаточно, ведь из этого понимания и уверенности медитация возникнет сама собой, естественным образом.
Согьял Ринпоче
1 октября
Когда я в первый раз услышал о ненависти к себе, то очень удивился. Я не мог взять в толк, как можно ненавидеть себя. Все существа любят себя, даже животные. Поразмыслив об этом, я пришёл к выводу о том, что это просто форма завышенной самооценки.
Лучший союзник в борьбе со своим злейшим врагом (цеплянием за самость, опекой эго) это практика сострадания. Именно сострадание, самопожертвование, принятие их страданий вместо заботы о себе рука об руку с мудростью безличности разрушает предельно эффективно, полностью древнюю привязанность к ложной самости, которая всегда была причиной бесконечных странствий в самсаре. Поэтому наша традиция считает сострадание источником и сутью просветления и сердцем просветлённой деятельности.
Согьял Ринпоче
2 октября
В одном можно быть уверенным. Если мы не добры к себе, то не можем быть добрыми и к другим. Для того чтобы любить других людей, чтобы испытывать к ним нежные чувства, желать им счастья и свободы от страдания, мы должны первым делом испытывать такие же чувства по отношению к самим себе. Тогда мы поймём, что другие люди испытывают такие же стремления, что и мы, и мы сможем любить их и сострадать им. Если же мы ненавидим себя, то не можем любить окружающих. И если мы ничего не предпринимаем для того, чтобы изменить это отношение, то вряд ли обретем душевный покой и радость. Мы зря, глупо растратим свою жизнь. Может быть, мне не стоило говорить так, но это правда.
В древних наставлениях по медитации говорится, что поначалу мысли будут возникать друг за другом без перерыва, словно водопад, падающий с крутого утеса. Постепенно, по мере совершенствования медитации, мысли уподобляются воде в глубоком узком ущелье, затем реке, медленно несущей свои воды к морю, и, наконец, ум становится похожим на спокойный гладкий океан, который лишь изредка бороздит всполох или волна.
Согьял Ринпоче
3 октября
Для того чтобы устранить ненависть к себе, нам нужно осознать, что мы развили ложный образ вместо того, чтобы поддерживать настоящую, здоровую уверенность в себе на основе своих главных человеческих качеств. Мы должны быть смиренными и более открытыми к другим людям.
Всё, что с нами происходит сейчас, отражает нашу прошлую карму. Если нам известно об этом, тогда при возникновении трудностей и страданий мы ничего не считаем неудачей или катастрофой, не воспринимаем страдание как наказание. И мы не обвиняем себя, не питаем ненависть к себе.
Мы считаем боль, которую испытываем, совокупностью следствий, плодом прошлой кармы. Тибетцы говорят, что страдание это «метла, выметающая всю нашу отрицательную карму». Мы можем даже радоваться тому, что одна карма завершилась. Мы знаем, что «благополучие», плод хорошей кармы, может скоро пройти, если мы неправильно воспользуемся им, а «горести», результат отрицательной кармы, может предложить нам замечательные возможности для развития.
Согьял Ринпоче
4 октября
Люди, которые привыкли к алкоголю или наркотикам, обычно знают, что они губят себя, но не могут набраться мужества, необходимого для того, чтобы остановиться. И эта слабость, как и психологическая ранимость, часто становится личной особенностью.
Говорят, когда Будда достиг просветления, он хотел лишь показать всем остальным существам природу ума и поделиться всем, что он постиг. Но он также увидел с великой печалью и бесконечным состраданием, как трудно будет нам понять его.
Хотя у нас есть такая же внутренняя природа, как и у Будды, мы всё равно не осознаём её, потому что она пребывает глубоко внутри нашего индивидуального обыкновенного ума.
Вообразите пустую вазу. Пространство внутри точно такое же, как и вовне. Только хрупкий корпус вазы разделяет эти пространства. Наш ум Будды находится внутри стен нашего обыкновенного ума. Но когда мы становимся просветлёнными, это всё равно как если бы ваза разбилась на множество осколков. Пространство «внутри» мгновенно сливается с пространством «вовне». Они становятся единым целым. Тогда мы понимаем, что эти пространства никогда не были разделены или различны. Они всегда были одним целым.
Согьял Ринпоче
5 октября
Все люди знают, что наркотики вредят здоровью и смущают ум. Даже если наркотики временно устраняют страх и тревогу, они всё равно не способны навсегда искоренить страдание. Они лишь прикрывают страдание на какое-то время. Для того чтобы преодолеть страдание, мы должны постичь его, осознать его природу и причины, а злоупотребление химическими средствами не позволяет нам познать страдание.
Все духовные учителя человечества рассказывают нам одно и то же: цель жизни на земле заключается в том, чтобы достичь единения со своей основной просветлённой природой. Упанишады повествуют: «Есть путь мудрости и путь невежества. Они разделяются и ведут в разных направлениях… Болваны, погрязнув в самой гуще невежества, считают себя учёными и мудрыми, они бесцельно мечутся туда-сюда словно слепцы, ведомые слепцами. То, что лежит за пределами жизни, сияет не для тех, кто ребячлив и лёгкомыслен, кто сбит с толку богатством».
Согьял Ринпоче
6 октября
В одном английском документальном фильме я увидел молодых людей, которые утверждали, что удовольствие, которое они получают от наркотиков, сильнее сексуального удовольствия, которое считается самой интенсивной формой удовольствия как людей, так и животных. Мы понимаем, насколько сильны эти вещества, если они заставляют нас забыть об угрозе, которую представляют нашему здоровью. Как невежество и смущение могут освободить нас от наших трудностей? Я часто в шутку говорю, что наш ум уже и так губит самого себя, поэтому дополнительно губить его нет смысла.
Одна из техник для создания сострадания к человеку, который страдает, предлагает вообразить одного из своих самых дорогих друзей или человека, которого вы по-настоящему любите, на месте этого человека.
Вообразите, что ваш брат, дочь, отец, мать или лучший друг оказался в точно такой же неприятной ситуации. Ваше сердце откроется совершенно естественно, и в вас пробудится сострадание. Чего же ещё вы захотите, как не освободить дорогого вам человека от его (или её) мук? А теперь высвободите это сострадание в своём сердце и излейте его на человека, который нуждается в вашей помощи. Вы поймёте, что ваша помощь вдохновляется естественнее, что вы можете гораздо легче направлять её непосредственно на объект.
Согьял Ринпоче
7 октября
Образование, личная поддержка, ясный анализ отрицательного влияния наркотиков — всё это может помочь вам укрепить волю, необходимую для того, чтобы отказаться от наркотиков. Чем искать поверхностное счастье, искусственное и скоротечное, которое неизбежно заканчивается страданием, лучше создать душевный покой, счастье, не зависящее от обстоятельств и внешней поддержки. Верьте своей природе и научитесь твёрдо стоять на собственных ногах. Больше открывайтесь навстречу другим людям. Я убеждён в том, что мужество растёт пропорционально альтруизму.
Настоящее великолепие медитации заключается не в каком-то методе, а в её непрерывном живом переживании присутствия, в её блаженстве, ясности, покое и, что самое важное, полном отсутствии цепляния.
Уменьшение силы цепляния служит признаком того, что вы становитесь свободным. И чем ярче вы переживаете эту свободу, тем яснее знак того, что эго, а вместе с ним и оживляющие его надежды и страхи, растворяются, и вы приближаетесь к щедрой «мудрости безличности». Когда вы поселитесь в доме этой мудрости, то уже не будете видеть препятствие между «я» и «ты», «это» и «то», «внутри» и «вовне». В конечном итоге вы придёте в свой настоящий дом, в состояние недвойственности.
Согьял Ринпоче
8 октября
Обычно мы считаем людей и вещи хорошими или плохими согласно своим предпочтениям. Мы называем хорошим то, что нам нравится, а плохим -то, что не нравится. Такие оценки порождены нашим умом. Если бы красота была изначально присуща конкретным объектам, тогда всех нас неодолимо влекло бы к определённым людям и вещам.
Я помню, как в 1976 году в Нью-Йорке к Дуджому Ринпоче пришла американка. Она прошла в комнату, села перед Дуджомом Ринпоче и выпалила: «Мой врач сказал, что мне осталось жить всего лишь два месяца. Не могли бы вы помочь мне? Я умираю».
К её изумлению Дуджом Ринпоче засмеялся. Потом он сказал: «Мы все умираем. Вопрос лишь во времени. Одни умирают раньше, другие позже».
Так Дуджом Ринпоче помог этой женщине увидеть неизбежность смерти всех существ. Она поняла, что её приближающаяся смерть не была уникальной. Её тревожность снизилась. Затем Дуджом Ринпоче рассказал ей о надежде, которую возлагают на смерть. В конце он дал ей наставления об исцелении, которые она с воодушевлением реализовала. В результате она не только приняла смерть, но тщательно выполняла практику и исцелилась от своего грозного недуга.
Согьял Ринпоче
9 октября
Половое влечение, которое затрагивает все наши чувства, особенно сильно. Оно может радикально изменить нашу оценку каких-то вещей. Если мы испытываем сексуальную страсть к какому-то мужчине или женщине, то этот человек кажется нам во всём совершенным, неизменным и достойным вечной любви. Каждой мелочи в их образе мы придаём особый смысл. Мы не можем вообразить, как будем жить без него. Но, к сожалению, согласно закону природы всё меняется. То, что сейчас мы считаем восхитительным, может в один миг потерять свою привлекательность из-за пары слов или некого жеста, каким бы банальным он ни был. И что ещё хуже, стоит нам узнать о том, что человек, которого мы считали совершенным, любит кого-нибудь другого, мы можем сразу же подумать, что он достоин порицания.
Одна их самых великих буддистских традиций называет природу ума «мудростью обыкновенности». Мне кажется, этого недостаточно. Наша подлинная природа и природа всех существ это не нечто необычное.
Наш так называемый обыкновенный мир в действительности необыкновенная, фантастическая, сложная галлюцинация, искажённое восприятие самсары. Именно это «необыкновенное» видение не даёт нам осознать «обычную», естественную, присущую нам природу ума.
Согьял Ринпоче
10 октября
Если вас обременяет половое влечение, тогда попытайтесь осмыслить свою ситуацию спокойно, причём со всевозможных положительных углов зрения. Подумайте, что всё постоянно меняется, что доброта и красота это просто порождения ума. Тогда ваше мировосприятие переменится. Иногда достаточно спросить себя, как бы вы восприняли объект своей любви, если