бы неожиданно узнали о том, что он (или она) обманывает вас или совершает поступки, несовместимые с идеальным образом, которым вы наделили его.
Будда сказал: «Вы стали такими согласно своим действиям в прошлом. Своими нынешними действиями вы формируете себя в будущем».
А Падмасамбхава развил эту мысль: «Если вы хотите познать свою прошлую жизнь, то посмотрите на свои нынешние условия. Если вы хотите узнать свою будущую жизнь, то также посмотрите на свои нынешние условия».
Согьял Ринпоче
11 октября
Мы должны провести ясную черту между настоящей любовью и половым влечением. Первое в идеале ничего не ожидает взамен и не зависит от обстоятельств. Второе может меняться согласно событиям и эмоциям.
Разве не удивительно, что наши умы могут пребывать в безмятежности не больше нескольких секунд, а потом поддаются своей склонности к смущению? Наши умы столь беспокойны и суетливы, что порой мне кажется, что мы уподобляемся мучающимся существам в состоянии, наступающем непосредственно после смерти, когда сознание испугано и обеспокоено.
Мы раздроблены на множество различных частей. Мы не знаем, кто мы такие, с какой своей частью нам следует отождествлять себя или в какую из них нужно верить. Поэтому так много противоречивых голосов, побуждений и чувств борются друг с другом за господство в нашей внутренней жизни, что мы разбросаны во всех направлениях, никого не оставив дома.
Следовательно, медитировать значит приводить ум домой.
Согьял Ринпоче
12 октября
Страстный роман, который в той или иной степени зависит от сексуальной привлекательности партнёра, может стать подлинной и долговечной любовью лишь в том случае, если ваш выбор партнёра обусловлен не просто его физической привлекательностью, а взаимопониманием и взаимоуважением.
Жил когда-то на свете йог, практиковавший Дзогчен. Он вёл себя очень скромно, и тем не менее его окружало множество учеников. Некий монах, который переоценивал свои познания и учёность, завидовал этому йогу, который, как он знал, даже читал по слогам. «Как этот обыкновенный человек смеет учить? — возмущался монах. — Кто дал ему право изображать из себя мастера? Я подвергну его познания испытанию и покажу всем, что он мошенник. Я унижу его перед его учениками, чтобы они оставили его и пошли за мной».
Однажды он посетил этого йога и с усмешкой сказал: «Ты практик Дзогчен. Значит, ты только и делаешь, что медитируешь?»
«А на что медитировать?» — спросил он.
«Значит, ты даже не медитируешь!» — возликовал спесивый учёный.
«Но разве я когда-нибудь отвлекаюсь?» — заметил йог.
Согьял Ринпоче
13 октября
Очень часто мы искажённо воспринимаем окружающий мир и высказываем своё мнение, не намереваясь лгать. Одна тибетская притча повествует о человеке, который увидел в реке большую рыбу. Люди поинтересовались у него, какого размера была эта рыба. Человек в ответ развел руки, показывая длину рыбы. Его попросили быть немного точнее. Какой был её точный размер? На этот раз рыба оказалась несколько меньше. Ну а если серьёзно? В третий раз её размер оказался незначительным. Нельзя сказать, что человек с самого начала лгал, он просто не обратил должное внимание на собственные высказывания.
Некоторые люди всегда выражаются подобным образом, в том числе и тибетцы. Когда они рассказывают что-то, то ничем не подтверждают свои слова, и никто не спрашивает их, откуда они узнали новость. Люди, которые склонны вести такие разговоры, должны обращать больше внимания на свои высказывания.
Однажды, после того как мы приручим ветры, волны, приливы и земное притяжение… мы станем пользоваться… энергиями любви. Тогда во второй раз в истории мира человек откроет огонь.
Шарден
14 октября
Лучше говорить мало и только тогда, когда есть что сказать. Язык представляет собой одну из необычных качеств человечества, хотя некоторые животные вроде дельфинов и китов также обладают сложной формой общения. Но если мы изучим человеческий язык, то поймём, насколько он ограничен. Наши представления разделяют вещи и явления на категории, хотя у обозначаемых словами объектов есть бесчисленные аспекты, которые постоянно меняются в силу таких же бесчисленных причин и условий.
Называя часть реальности, мы устраняем всё остальное и обозначаем выбранный объект словом, которое применимо лишь к нему. Затем мы создаём категории — это хорошо, а то плохо и так далее, тогда как на самом деле невозможно ничему присвоить изначальные свойства. В результате мы в лучшем случае воспринимаем реальность частично, а в худшем — абсолютно неправильно. Только не концептуальное переживание позволяет постичь подлинную природу вещей.
Если вы ощущаете живое присутствие Будды, Падмасамбхавы, своего мастера, и открываете своё сердце и ум воплощению истины, то тем самым преображаете свой ум. Когда вы призываете Будду, ваша природа Будды вдохновляется на пробуждение и цветение, как это происходит с цветком, когда восходит солнце.
Согьял Ринпоче
15 октября
Недостатки языка проявляются и во многих других областях — например, в политике. Политики разрабатывают простые программы разрешения сложных вопросов, которые связаны со многими другими сторонами жизни. Они ведут себя так, как будто могут отыскать решения с помощью концепций и слов, вроде марксизма, социализма, либерализма, протекционизма и так далее. Среди множества причин и условий, ответственных за какое-то решение, политики выделяют один или два фактора и отказываются учитывать остальные. Поэтому они никогда не находят адекватный ответ и чаще всего ошибаются. По моему мнению, это и есть исток многих трудностей. К сожалению, у нас нет другого выбора, как только пользоваться словами и концепциями.
Иногда нам нужно встряхнуться и задать себе вопрос: «А что будет, если сегодня я умру?» Мы не знаем, проснёмся ли мы завтра. Если вы сделаете выдох, но не сделаете вдох, то умрёте. Всё очень просто.
Одна тибетская пословица гласит: «Мы никогда не знаем, что придёт к нам быстрее: завтрашний день или следующая жизнь».
Согьял Ринпоче
16 октября
Лучше всего пользоваться языком, только когда в том есть необходимость. Зря говорить много это всё равно, что позволить саду сплошь зарасти сорняками. Разве не стоит уменьшить количество сорняков?
Когда учения «включаются» где-то в глубине вашего сердца и ума» то вы действительно обретаете Видение. С какими бы трудностями вы ни сталкивались, вы поймёте, что обладаете безмятежностью, уравновешенностью, пониманием и внутренним механизмом, который можете называть «внутренним преобразователем». Он работает на вас, не даёт вам стать жертвой неверных воззрений. В этом Видении вы откроете для себя своего «наставника мудрости», который всегда готов дать вам совет, поддержать вас и напомнить вам истину. Смущение будет возникать, и это нормально, но будет в нём и коренное отличие: вы больше не будете сосредоточиваться на нём слепо и одержимо, а станете воспринимать его с юмором, широким кругозором и состраданием.
Согьял Ринпоче
17 октября
Если кто-то критикует или даже ругает меня, я не останавливаю его, если у него добрые намерения. Если мы видим, что у какого-то человека есть недостатки, но утверждаем, что у него всё в порядке, то такое наше поведение бессмысленно и бесполезно. Если мы скажем человеку, что он совершает не такие уж и серьёзные поступки, но позднее за его спиной станем дурно отзываться о нём, в этом тоже нет ничего хорошего. Мы должны прямо говорить людям то, что думаем о них. Нам следует прояснять то, в чём есть необходимость, и отделять истину ото лжи. Если у нас есть сомнения, тогда нам нужно высказать их. Даже если наше утверждение будет звучать нелицеприятно, всё равно нам следует произнести его. Так мы проясним своё мышление и пресечём сплетни. Но если мы ограничимся полунамеками, будем говорить обиняками, то непременно подготовим почву для сомнительных слухов. Я предпочитаю говорить прямо.
Вера в перерождение указывает на то, что во вселенной есть высшая справедливость или благодать. Именно эту благодать все мы пытаемся открыть. Когда мы действуем положительно, то продвигаемся к ней. А когда мы действуем отрицательно, то скрываем, прячем её. И всякий раз, когда мы не можем выразить благодать в своей жизни, в собственных поступках, мы чувствуем горечь и разочарование.
Согьял Ринпоче
18 октября
Как-то раз один человек сказал мне: «По словам Мао, нужно обладать мужеством, чтобы думать, говорить и действовать».
Для того чтобы работать, нам нужно размышлять. Нам также требуется мужество для того, чтобы высказывать то, что мы думаем, и выполнять то, о чём мы говорим. Если люди ничего не делают, то не могут развиваться, так они никогда не исправят свои ошибки. Но нам нужно также спрашивать себя, полезно ли то, что мы намерены высказать и выполнить.
Мастера говорят, что для обретения свободы мудрости и бескорыстия, нужно слушать, и слушать, размышлять и созерцать, медитировать. Они советуют нам начать с регулярного прослушивания духовных учений. Мы слушаем учения, которые постоянно напоминают нам о нашей скрытой природе мудрости.
Постепенно в процессе прослушивания лекций некоторые изречения будут приносить нам озарения, задевая в нас некие неведомые струны, и тогда к нам начнёт возвращаться память о нашей подлинной природе. В нас будет медленно пробуждаться глубокое чувство чего-то родного и невероятно знакомого.
Согьял Ринпоче
19 октября
Если мы с самыми добрыми намерениями говорим кому-то обидные вещи и при этом в действительности нисколько не помогаем ему, тогда мы не добьемся своей цели такой прямой и активной манерой общения. Может быть, этот человек нуждался как раз в утешении!
Помните о том, что любой метод это лишь средство, а не сама медитация. Посредством искусного выполнения метода вы совершенствуете чистое состояние полного присутствия, которое и есть настоящая медитация.
Одна замечательная тибетская поговорка звучит так: «Гомпа ма йин, компа йин», что можно перевести как «не медитация, а привычка».
Итак, медитация это не что иное, как привычная практика медитации. Говорят так: медитация это не усилия, а естественное погружение в себя». По мере того как вы будете практиковать этот метод, медитация будет медленно возникать. Медитация это не то, что вы должны «делать», а то, что происходит спонтанно, только когда вы усовершенствовали практику.
Согьял Ринпоче
20 октября
В буддизме Хинаяны запрещены семь вредных действий тела и речи: убийство, воровство, супружеская неверность, клевета, злословие, оскорбление и сплетни. С другой стороны, в буддизме Махаяны позволено даже такое отрицательное действие как убийство, если оно абсолютно необходимо для блага других и не проистекает из эгоистического желания.
Если бы мы направили свой ум на один мощный метод мудрости и работали лишь над ним, то вполне могли бы стать просветлёнными.
Однако наши умы смущены, они сомневаются. Иногда я думаю, что сомнения гораздо больше, чем желание и привязанность, мешает человеку развиваться. Наше общество поощряет лукавство, а не мудрость, превозносит самые поверхностные, грубые и наименее полезные стороны нашего ума. Мы стали столь невротичными, что принимаем за истину само сомнение, а сомнение это не что иное, как отчаянная попытка эго защититься от мудрости. Эта форма малодушного сомнения представляет собой жалкого