появления даже тени сомнения, потому что мы видим реальность собственными глазами. Но до тех пор, пока мы не достигнем просветления, сомнения будут неизбежно сохраняться в нас, потому что сомнения это главная деятельность непросветлённого ума, и сомнения можно устранить только в том случае, если ни подавлять их, ни потакать им.
Согьял Ринпоче
13 декабря
В буддизме есть практика «принятие прибежища». Если мы принимаем прибежище в Будде, то уже не можем легко принять прибежище, например, во Христе, не столкнувшись при этом с дилеммой. По моему мнению, тогда следует считать Христа проявлением бодхисатвы.
Возможно, западные люди удивятся, узнав о том, что в Тибете было очень много воплощений великих мастеров, учёных, поэтов, мистиков и святых, сделавших выдающийся вклад в учение буддизма и принесли пользу обществу. Они играли главную роль в истории Тибета.
Я полагаю, что эти цепочки перерождений не ограничены Тибетом, что они имеют место во всех странах и во все времена. На протяжении всей истории человечества рождались люди, наделённые талантами к искусствам, духовной силой и состраданием, и они помогали человечеству развиваться. Я могу назвать Ганди, Эйнштейна, Линкольна, Мать Терезу, Шекспира, Святого Франциска, Бетховена и Микеланджело.
Когда тибетцы слышат о таких людях, то называют их бодхисатвами. Когда я слышу о таких людях, об их работе и мироощущении, то вдохновляюсь величием громадного эволюционного процесса Будд и бодхисатв для освобождения существ и усовершенствования мира.
Согьял Ринпоче
14 декабря
Вообще-то, я полагаю, что для нас лучше всего следовать той религии, которую исповедают наши предки. К тому же, не годится практиковать одну религию, а потом вдруг менять её на другую.
Для того чтобы реализовать то, что я называю мудростью сострадания, нужно ясно осознать её пользу, а также вред, который приносит нам противоположное поведение. Нам нужно провести чёткую разграничительную линию между интересами своего эго и нашими сокровенными интересами. Мы страдаем из-за того, что путаем эти понятия.
Цепляние за самость вызывает пестование своего эго, которое создаёт отвращение к страданиям. Однако страдания сами по себе не имеют объективного существования. Силу придаёт им именно наше отвращение к ним. Если вы осознаёте этот момент, то понимаете, что именно наше отвращение привлекает к нам всякую отрицательность, все препятствия и наполняет нашу жизнь невротичной тревожностью, ожиданиями и страхом.
Устраните это отвращение, одолев ум, цепляющийся за самость, и его привязанность к несуществующему эго. Так вы уничтожите все отрицательности, препятствия. Разве можно нанести удар по кому-то или чему-то, если перед нами в действительности никого и ничего нет?
Согьял Ринпоче
15 декабря
В наше время многие люди интересуются духовностью, особенно буддизмом, но они недостаточно старательно выясняют, к чему лежит у них душа. Сначала вы должны увериться в том, что выбранный вами путь соответствует вашей природе и вашим устремлениям. Спросите себя, способны ли вы практиковать эту религию и какую пользу она принесёт вам. Изучите её главные учения. Вы ничего не сможете понять в буддизме, пока не почувствуете жажду буддисткой практики, но вы можете глубоко познать его суть. Тогда вам следует серьёзно размышлять о ключевых моментах буддизма. Если после внимательного анализа вы решите последовать по этому пути, прекрасно. Только тогда вы должны делать последующие шаги и в случае необходимости давать обеты.
Всякий раз, когда мы начинаем свою практику медитации, то первым делом ясно осознаём, что мы вместе с остальными наделёнными чувствами существами изначально обладаем природой Будды как своей сокровенной сутью. Мы понимаем, что освободимся от неведения и в конечном итоге покончим со страданиями, если в полной мере осознаем это.
Согьял Ринпоче
16 декабря
В буддизме много форм медитации. Они могут быть аналитическими или сосредоточением на одном единственном предмете, или не концептуальными, или глубокими поглощениями. Вы можете направлять внимание на непостоянство, недостатки эго, страдание, любовь, сострадание и так далее. Но для того чтобы правильно практиковать эти медитации, необходимо выполнять наставления опытного и достойного мастера.
Итак, главную роль играет мастер, который учит вас буддизму. Поэтому вы должны узнать о качествах, которые делают человека подлинным мастером, проверить, есть ли такие качества у вашего мастера, и выяснить, полны ли вы решимости последовать за ним (или нею).
Когда вы научились благодаря дисциплине упрощать свою жизнь, практиковать внимательность и поэтому ослабили хватку агрессии, отрицательности и цепляния за всё ваше бытие, мудрость медленно проявляется. В её лучащейся ясности озарение может прямо и косвенно показать вам тонкую работу вашего ума и природу реальности.
Согьял Ринпоче
17 декабря
Действуйте осторожно. Не становитесь буддистом, не осмыслив в полной мере свой шаг, если вы ещё ничего не знаете об этой религии, а просто потакаете своему капризу, хотя со временем поймёте, что эта практика не по вкусу вам или вовсе кажется неосуществимой.
Я часто думаю о великих мастерах и воображаю существ, глубина осознанности которых подобна величественным горным орлам, которые парят над жизнью и смертью и видят, что они представляют собой в своей таинственной внутренней взаимосвязанности.
Если вы смотрите глазами горного орла, то обладаете видением реализации, глядите вниз на ландшафт, где растворяются границы, которые согласно нашему воображению существовали между жизнью и смертью. Физик Дэвид Беем описал реальность как «нерушимую целостность в движении потока».
Мастера с полной осознанностью видят движение потока и целостность. То, что мы в своём неведении называем «жизнью» и «смертью», это просто разные составляющие этой целостности и этого движения.
Согьял Ринпоче
18 декабря
Когда некоторые люди слышат о том, что где-то некий лама даёт наставления, они бегут послушать его и доверяют ему, хотя ещё не знают о нём и не удосужились проверить, обладает ли он необходимыми качествами. А потом они открывают, что он довольно слаб.
Когда на Западе люди слышат, что к ним приехал какой-то лама, который собирается учить буддизму, они тотчас же полностью вверяют себя ему, не узнав его по-настоящему. Они получают учения, посвящения, но однажды их отношение меняется, становится диаметрально противоположным. Такой человек кипит от гнева, кричит, что этот лама домогался его подружки, в конечном итоге он поносит весь буддизм. Такие люди лишь дискредитируют подлинные учения. Они привязываются к неквалифицированным ламам, а потом утверждают, что в их горестях виноват сам Будда. Их подход некорректен. Сначала следует лучше узнать учителя.
Практика осознанности, умиротворения растерянного ума, соединения в единое целое разных аспектов нашего бытия, называется Сохранением Покоя или Спокойным Пребыванием. Все наши разделённые части, которые прежде боролись, успокаиваются и становятся друзьями. В этом умиротворении мы начинаем лучше понимать себя и иногда даже получаем проблески сияния своей основной природы.
Согьял Ринпоче
19 декабря
Предварительное испытание мастера это очень важный шаг. Если человек устанавливает духовную связь с мастером необдуманно, то после проявления недостатков поспешно избранного человека он считает своё открытие катастрофой. Но если мы дали обеты и получили посвящение, тогда нам лучше держать в узде свои отрицательные мысли.
У одного великого мастера был тупой ученик. Мастер повторял ему наставления, пытаясь представить ему природу ума. Но ученик ничего не понимал. Наконец, мастер рассердился и сказал: «Отнеси мешок с ячменем на вершину той горы. Но ты не должен останавливаться. Шагай до тех пор, пока не достигнешь вершины».
Ученик был простым человеком, но у него была нерушимая преданность и доверие к своему мастеру, и он честно выполнил указание мастера. Мешок оказался очень тяжёлым, и ученику пришлось долго нести его.
Наконец, он достиг вершины горы и бросил мешок. Он упал на землю, охая от усталости, а потом расслабился. Его напряжение спало, а вместе с ним исчез и обычный ум. Ученик осознал природу ума. Он сбежал с горы и, против правил приличия, ворвался в комнату мастера.
«Я нашёл истину!» — воскликнул ученик.
«Ты не зря тащил в гору такую тяжесть!» — засмеялся мастер.
Согьял Ринпоче
20 декабря
Любой человек, кем бы но ни был, имеет как достоинства, так и недостатки. Писания повествуют о том, что духовный мастер должен быть более развитым, чем мы, но что это в действительности означает? Предположим, что кто-то получил от мастера устную передачу некоего учения. Даже если мастер не обладаем большими знаниями, то, учитывая состоявшуюся передачу, у него есть то, чего нет у нас, и в этом смысле он превосходит нас.
Если вы остаетесь в ясности и уверенности Ригпы, тогда все ваши мысли и эмоции естественным образом, без всякого усилия освобождаются в огромном пространстве, как письмена на воде или картины в воздухе. Если вы поистине совершенны в этой практике, тогда карма не может накапливаться, и в этом состоянии бесцельного и безмятежного отречения, которое Дуджом Ринпоче называет «свободным, обнажённым покоем», кармический закон причины и следствия уже никоим образом не связывает вас.
Согьял Ринпоче
21 декабря
Ступая по ускоренному пути Ваджраяны, в самом деле, можно очень быстро достичь просветления, не отказываясь от отрицательных эмоций. Но это рискованный путь. В биографии Миларэпы мы читаем, как один лама говорит ему: «Тот, кто медитирует на моё учение днём, становится Буддой днём. Тот, кто медитирует на моё учение ночью, становится Буддой ночью. А счастливым людям, у которых благоприятная карма, вовсе не нужно медитировать на моё учение». Миларэпа был уверен в том, что он один из таких счастливых людей, и поэтому всё время спал. Если мы также неправильно толкуем слова, то рискуем тем, что поначалу преисполнимся энтузиазма, но очень быстро выбьемся из сил. С другой стороны, если наш энтузиазм основан на подлинном понимании того, как действует путь, тогда неудача не последует. Очень важно осознать этот момент.
До тех пор пока будет существовать пространство, а наделённые чувствами существа будут жить, да пребуду я в мире, чтобы рассеять несчастье мира.
Шантидева
22 декабря
Если вы практикуете буддизм, то не думайте, что сможете взмывать в небеса, проходить сквозь стены и прорицать грядущие события. Главная цель буддисткой практики заключается в обуздании своего ума, а не в приобретении сверхъестественных сил. Так получается, что мы, приручив свой ум, получаем возможность постепенно приобретать определённые способности, причём в качестве побочного продукта, эти силы называют также чудесными. Но если мы сделали главной целью достижение таких сил, то я очень сомневаюсь в том, что нашу практику можно называть буддистской. Не буддисты также приобретают такие силы. Обладать такими способностями стремится даже ЦРУ. Будьте осторожны.
Как представить ум мудрости Будд? Вообразите природу ума как своё лицо. Оно всегда е вами, но вы не можете увидеть его без помощи зеркала. А теперь представьте, что вы никогда прежде не видели зеркало. Помощь мастера можно сравнить с тем, как если бы он впервые поставил перед вами зеркало, в котором вы увидели отражение своего лица.
Как ваше лицо, эта чистая осознанность Ригпы не что-то «новое», что мастер даёт вам и