Скачать:PDFTXT
Медитации на каждый день. Гьяцо Тензин

стоит нам немного лучше познакомиться с ними, и они сразу кажутся нам более дружелюбными и уже не так сильно раздражают нас, как прежде.

Согьял Ринпоче

13 января

Наши страдания большей частью вызваны слишком большим количеством мыслей. И в то же время наш образ жизни нездоров. Мы лишь стремимся обрести сиюминутное удовлетворение, забывая учесть его долговременные достоинства и недостатки как в отношении нас самих, так и в отношении других. Но такое отношение в конечном итоге вредит нам. Нет сомнения в том, что мы, изменив наше мировосприятие, уменьшим свои нынешние трудности и перестанем создавать новые.

Далай-лама

Люди всю жизнь готовятся, готовятся, готовятся… но они не готовы встретить только следующую жизнь.

Дракпа Гьялцен

14 января

По мере своего развития мы всё меньше внимания уделяем нежной привязанности, дружбе, взаимной поддержке. Вместо этого мы придаём важность расе, религии и национальности. Мы забываем о самом важном и сосредоточиваемся на самом незначительном.

Далай-лама

В нашей традиции мастера пользуются огромным почтением, потому что они добрее самих Будд. Сострадание и сила Будд присутствуют всегда, но наши помрачения мешают нам встретиться с Буддами лицом к лицу. Но мы можем встречаться с мастерами, ведь они-то с нами. Мастера живут, дышат, говорят, их поступки показывают нам самими разными способами путь Будд, путь к освобождению.

Для меня мои мастера стали воплощением живой истины, неоспоримыми свидетельствами того, что просветление возможно в теле, в этой жизни, в этом мире, даже прямо здесь и сейчас. Это пики вдохновения в моей практике, в моей работе, в моей жизни, в моём странствии к освобождению. Для меня мои мастера стали воплощением моей священной решимости сосредоточиваться прежде всего на истине до тех пор, пока я не достигну её. Я достаточно много знаю для того, чтобы понимать, что только после достижения просветления я смогу полностью понять, кто такие мои мастера, и справедливо оценить их щедрость, любовь и мудрость.

Согьял Ринпоче

15 января

Существуют определённые типы страдания. Скажем, есть страдания рождения, болезни, старости и смерти, которых избежать невозможно. В лучшем случае мы можем лишь ослабить страх, который они поселяют в нас. Но в мире есть много других проблем, от супружеской ссоры до самых разрушительных войн, которых можно избежать, только если наше мироощущение станет правильным и здоровым.

Далай-лама

Спонтанное сострадание может возникать в отношении всех существ, которые не постигли свою подлинную природу. Оно настолько безгранично, что если бы его могли выразить слёзы, то вы плакали бы навзрыд без конца. Не только сострадание, но и замечательные искусные способы могут появиться, когда вы осознаете природу ума. Вы также естественным образом освобождаетесь от всех страданий и страховнапример, от страха рождения, смерти и промежуточного состояния. Если бы вы заговорили о радости и блаженстве, возникающем благодаря такому осознанию, то Будды заметили бы, что если собрать всю славу, удовольствие, наслаждение и счастье мира и сложить всё это вместе, то всё равно не получишь даже малую толику блаженства, которую можно пережить, просто осознавая природу ума.

Ньёшул Кхен Ринпоче

16 января

Если мы не будем осмысливать будущие результаты поступков и событий, если будем видеть не дальше своего носа и прибегать лишь к поверхностным методам, если не будем смотреть на мир открытым и спокойным взором, тогда мы превратим прежние пустяковые трудности в громадные проблемы. Другими словами, мы сами порождаем большинство своих страданий.

Далай-лама

До чего же трудно обратить внимание на свой внутренний мир! Как легко мы позволяем старым привычкам и психологическим установкам господствовать над нами! Они приносят нам страдания, и всё же мы принимаем их почти с фаталистическим смирением, потому что привыкли подчиняться им. Мы можем идеализировать свободу, но когда она сталкивается с нашими привычками, мы понимаем, что глубоко порабощены ими.

И всё же размышления могут постепенно подвести нас к мудрости. Разумеется, мы можем то и дело возвращаться к прежним устоявшимся шаблонам поведения, но постепенно сможем оторваться от них и измениться.

Согьял Ринпоче

17 января

Когда я захожу в какую-нибудь школу для беженцев или когда приезжаю в Индию или другую страну, я всегда рад поговорить с молодёжью. Мальчики и девочки прямые и открытые. Их умы более открытые и восприимчивые, чем умы взрослых. Когда я вижу ребёнка, из глубины моего сердца первой появляется мысль о том, что он (или она) мой собственный ребёнок или закадычный друг, о котором я должен нежно позаботиться.

Далай-лама

Тибетцы называют тело словом «лу», что значит то,что ты оставляешь позади, словно чемодан. Каждый раз, когда мы произносим слово «лу», мы тем самым напоминаем себе, что мы просто странники, которые обрели временное пристанище в этой жизни, в этом теле. В Тибете люди не суетятся, не пытаются беспрестанно сделать свои внешние обстоятельства более удобными. Тибетцы радуются достаточному количеству еды, тёплой одежде и крыше над головой.

Если мы одержимы идеей улучшения условий своей жизни, то она может стать самоцелью, бессмысленным отвлечением. Разве станут люди в здравом уме привередливо размышлять о ремонте в своём гостиничном номере каждый раз, стоит им только поселиться в отеле?

Согьял Ринпоче

18 января

Что касается детей, то для нас самое важное убедиться в том, что их образование самое разноплановое, что их кругозор широк, что дети не только приобретают знания, но и развивают главные человеческие качества. Основа нашей жизни закладывается в детстве. Образ мыслей, который мы развиваем в эти важнейшие годы, будет глубоко воздействовать на всю нашу дальнейшую жизнь точно так же, как пища и гигиена определяют благополучие нашего будущего физического состояния.

Далай-лама

Карма не бывает фатальной, предопределённой. Карма означает нашу способность создавать и изменять. Она творческая, потому что мы можем сами решать, как и почему мы станем действовать. Мы способны меняться. Будущее находится в наших руках, в обители нашего сердца.

Будда сказал: «Карма творит как художник. Карма создаёт как танцор».

Согьял Ринпоче

19 января

Если молодёжь не приложит все свои силы к учению, то позднее юношам и девушкам будет трудно заполнить этот промежуток. Я познал это на собственном опыте. Иногда я терял интерес к тому, что изучаю, и уже не прилагал прежние усилия. С тех пор я часто жалел об упущенных возможностях. Всякий раз я говорил себе, что упустил что-то в молодости. Я всегда советую молодым людям считать свои школьные годы одним из самых важных периодов жизни.

Далай-лама

Тибетцы называют главную природу ума Ригпа. Это изначальная, чистая, непорочная осознанность, которая, вместе с тем, разумна, всеведуща, лучиста и неизменно бдительна. Эта природа ума в своей сокровенной сути никогда не подвержена изменению или смерти. В настоящее время она скрыта в уме {сем), окутана и скрыта ментальной суетой наших мыслей и эмоций. Облака может развеять сильный порыв ветра, и тогда мы увидим широкое ясное небо — точно так же при определённых обстоятельствах вдохновение может явить нам проблески этой природы ума. Такие проблески могут быть разной глубины и степени, но каждый проблеск принесёт свет понимания, смысла и свободы.

И всё это потому, что сама природа ума и есть сама основа понимания.

Согьял Ринпоче

20 января

Человек должен с детства учиться считаться с окружающими и помогать им. Споры и мелкие конфликты неизбежны, но здесь главное — вернуть ситуацию в спокойное состояние, не затаивать недоброжелательство.

Далай-лама

Наши умы могут быть чудесными, но в то же время они могут оказаться нашими злейшими врагами. Они приносят нам много неприятностей. Иногда мне хочется, чтобы ум был чем-то вроде зубного протеза. Тогда мы сможем вынимать ум и класть его на прикроватную тумбочку на всю ночь. Так мы хотя бы отдохнём от его утомительной лихорадочной деятельности.

Мы так зависим от милости своих умов, что даже когда понимаем, что духовные учителя воспламеняют в нас чувства, которых прежде у нас никогда не было, мы всё равно упираемся из-за какого-то глубоко укоренившегося неизъяснимого подозрения.

Но где-то на пути нам придётся отбросить недоверие. Нам нужно освободиться от подозрений и сомнений, которые призваны оберегать нас, но никогда не оправдывают своё назначение. В конечном итоге подозрения причиняют нам ещё больше боли, чем вещи, от которых они должны оберегать нас.

Согьял Ринпоче

21 января

Иногда нам кажется, что дети не размышляют о серьёзных вещах — например, о смерти. Но когда дети сами задают мне такие вопросы, я понимаю, что они часто думают на серьёзные темы, особенно о том, что происходит после смерти.

Далай-лама

По мнению многих людей, один метод медитации очень полезен, он предполагает мягкое сосредоточение ума на объекте. Вы можете использовать красивый объект природы, который особо вдохновляет вас — например, цветок или кристалл. Но даже ещё сильнее то, что содержит истину -скажем, образ Будды или Христа, или же образ вашего личного мастера.

Ваш мастер даёт вам живую связь с истиной. У вас установлена личная связь со своим мастером, поэтому вам достаточно просто увидеть его (или её) лицо, чтобы обрести вдохновение и соединиться со своей подлинной природой.

Согьял Ринпоче

22 января

Именно в детстве расцветает наша разумность, и наши умы наводнены вопросами. Это активное стремление к знанию и составляет основу личного развития. Чем больше мы любопытствуем относительно мира, чем сильнее хотим узнать, как и почему мир стал таким, каким мы его видим, тем яснее станут наши умы, тем скорее мы разовьем дух инициативы.

Далай-лама

Вообразите человека, который неожиданно просыпается в больнице, куда попал после автомобильной аварии. Он понимает, что полностью потерял память. Внешне всё осталось целым. У человека прежнее лицо, те же руки, он по-прежнему ощущает мир, но абсолютно ничего не помнит о том, что же он представляет собой.

Мы точно так же не можем вспомнить свою подлинную личность, свою изначальную природу. В ужасе мы мечемся туда-сюда и хватаем за другую маску. Мы отчаянно вцепляемся в неё и без остановки летим в пропасть. Эта ложная, по неведению приобретённая личность и есть эго.

Согьял Ринпоче

23 января

В современном обществе мы не склонны обращать внимание на естественные человеческие качества, то есть на доброту, сострадание, понимание и прошение. В детстве легко заводить друзей. Вам нужно просто один раз посмеяться с кем-нибудь, и вы уже друзья. Дети не спрашивают друг друга о национальности или профессии. Для ребёнка важно, что другой человек такой же, как и он, что они вместе что-то делают.

Далай-лама

Никогда не помешает повторить, что первостепенную важность имеет истина учения, а не личность учителя. Поэтому Будда напоминает нам в Четырёх опорах:

Опирайтесь на послание учителя,а не на его личность;

Опирайтесь на смысл,а не на слова:

Опирайтесь на настоящий,а не на временный смысл;

Опирайтесь па свой ум мудрости, а не на обычный ум суждений.

Важно помнить о том, что подлинный учитель произносит истину. Это сострадательное «отображение истины». Все Будды представляют собой проявления этой истины. Они

Скачать:PDFTXT

Медитации на каждый день. Гьяцо Тензин Буддизм читать, Медитации на каждый день. Гьяцо Тензин Буддизм читать бесплатно, Медитации на каждый день. Гьяцо Тензин Буддизм читать онлайн