смерть нормальным процессом. Реальность, которую я принимаю, будет существовать до тех пор, пока я буду оставаться в земном существовании. Понимая, что я не могу избежать смерти, я не вижу никакого смысла беспокоиться о ней. Для меня смерть похожа на смену костюма, когда прежний потерся и обветшал, а не окончание всего на свете. И всё же смерть непредсказуема. Мы не знаем, когда и как она случится с нами, поэтому в качестве разумного выхода мы можем лишь принимать некоторые меры предосторожности прежде, чем смерть постигнет нас.
26 февраля
Когда какие-то люди жалуются на то, что в наше время никто никого не уважает, тогда как в менее развитых странах люди до сих пор ведут себя более ответственно, они должны хорошо осмыслить своё мнение.
Например, индийская часть Гималаев труднодоступна и относительно свободна от плодов научно-технического прогресса. Там действительно очень редки случаи ограблений и убийств, и люди довольствуются тем, что у них есть. В некоторых местечках даже существует традиция оставлять дверь открытой, когда куда-нибудь уходишь, чтобы путники могли найти в вашем жилище приют, отдохнуть и подождать возвращения хозяина. На этом фоне в больших городах вроде Дели совершается очень много преступлений. Там люди никогда не довольствуются тем, что у них есть, и из-за этого наживают себе бесчисленные трудности. Но по моему мнению, мы сделаем ошибку, если возложим ответственность за такую ситуацию на экономическое развитие и решим повернуть время вспять.
В миг смерти будут важны две вещи: то, что мы сделали в своей жизни, и состояние ума, в котором мы находимся в этот момент. Даже если мы накопили много отрицательной кармы, то всё равно можем изменить сердце в миг смерти и, таким образом, решительно повлиять на своё будущее, преобразить свою карму, ведь миг смерти это прекрасная возможность очистить карму.
Согьял Ринпоче
27 февраля
В традиционных обществах мировоззрение в большой мере определяется стремлением выжить. Здесь люди довольствуются своим образом жизни до тех пор, пока не узнают, как живут люди в других обществах. Спросите тибетских кочевников, хотят ли они научиться лучше защищаться от суровой зимы, хотят ли они приобрести печи, которые не будут коптить стены, и хотят ли они получать более качественное лечение во время болезни, или же они хотят увидеть то, что происходит на другом конце света, с помощью телевидения. Мне точно известно, что они ответят.
Задайте себе два вопрос. Помню ли я каждую минуту о том, что умираю, как и все остальные существа, и отношусь ли к ним всё время с состраданием? Стало ли моё понимание смерти и непостоянства таким проницательным и ясным, что я посвящаю каждую секунду достижению просветления? Если вы можете согласно ответить на оба этих вопроса, значит, вы действительно понимаете непостоянство.
Согьял Ринпоче
28 февраля
Экономическое развитие совершенно необходимо и полезно. Научно-технический прогресс представляет собой результат сплетения многих факторов. Было бы наивно полагать, что мы сможем решить все свои трудности, просто остановив развитие технологии. Однако экономика, конечно же, не должна развиваться бессистемно. Её развитие должно быть прямо пропорционально развитию нравственных ценностей. Мы, люди, должны быть уверенными в том, что эти две задачи выполняются одновременно. Это и есть ключ к нашему благополучному будущему. Общество, в котором технический прогресс идёт бок о бок с духовным развитием, способно достичь подлинного благополучия.
Вся суть практики буддистской медитации заключается в том, чтобы укрепить и усилить Ригпу, чтобы позволить ей достичь полной зрелости. Обычный, привычный ум со всеми своими проекциями невероятно силён. Он всё время возвращается и легко удерживает нас, когда мы невнимательны, смущены.
Дуджом Ринпоче часто говорил: «В настоящее время наша Ригпа похожа на маленького ребёнка, которого бросили на поле боя сильных мыслей». Мне хотелось бы заметить, что мы должны начать ухаживать за своим малышом Ригпой в безопасной атмосфере медитации.