за себя. Многие трудности лишь усугубятся.
Всё на свете призрачно, совершенно уже таким, как это есть, и не имеет никакого отношения к добру и злу. Поэтому вы, принимая или отвергая, можете то и дело хохотать!
Лонгченпа
2 апреля
Если вы богаты и помогаете окружающим вас беднякам, и если благодаря вашим усилиям они улучшают своё здоровье и получают возможность развивать свои таланты и умения, тогда они будут очень благодарны вам. Даже если вы богаты, всё равно вы будете их другом. Удовлетворение получите как вы, так и они. Люди будут сочувствовать вам, если с вами случится беда. Но если вы, напротив, закроетесь в своей эгоистичности и не будете ни с кем делиться, тогда люди будут ненавидеть вас и радоваться вашим горестям. Все мы общественные существа. Если мы живём в дружелюбной атмосфере, то непременно доверяем друг другу и ощущаем довольство.
Писатель учится спонтанно выражаться лишь спустя много лет изнурительного обучения. Танцор учится двигаться грациозно благодаря терпению и громадным усилиям. Точно так же и вы, начав понимать, куда приведёт вас медитация, приблизитесь к ней как к величайшему делу своей жизни, которое требует от вас максимума стойкости, энтузиазма, разумности и дисциплины.
Согьял Ринпоче
3 апреля
Материальная бедность не должна мешать взращивать благородные мысли. По сути, они важнее богатства. Поэтому даже бедный человек, обладающий высокоразвитым мозгом и телом, имеет самое главное, поэтому ему не нужно падать духом или замыкаться в себе.
Во времена Будды жила на свете одна престарелая странница. Она очень хотела что-нибудь подарить Будде, но на собранные деньги смогла лишь купить масло для светильника. Она поставила светильник перед Буддой и сказала: «Мне нечего предложить тебе кроме этого маленького светильника. Но в будущем благодаря этому подношению я, возможно, буду благословлена светом мудрости. Да освобожу я всех существ от их тьмы. Да очищу я их помрачение и приведу их к просветлению».
Масло из остальных светильников выгорело, но светильник нищенки горел на рассвете, когда ученик Будды Маудгальяна пришёл собирать светильники. Он удивился тому, что светильник горит, и попытался задуть его. Но что бы он ни делал, светильник продолжал гореть.
Будда спросил его: «Маудгальяна, ты хочешь погасить этот светильник? Ты не сможешь сделать это. Даже если бы ты вылил на этот светильник воду из всех океанов, он и тогда не погас бы. Вода их всех рек и озёр мира не погасит его, потому что этот светильник преподнесён с преданностью, с чистотой сердца и ума».
Согьял Ринпоче
4 апреля
В Индии я говорю представителям низших каст, которые борются за свои права, что все мы люди, обладающие одинаковыми способностями, что они никто не должен падать духом, осознавая свою бедность и притеснения со стороны более высоких каст.
В океане есть грубые и мягкие волны. У нас возникают сильные эмоции: гнев, желание, зависть. Настоящий практик осознаёт их не как препятствие, а как возможность. Вы реагируете на возникновение подобных эмоций с привычной склонностью привязываться или испытывать отвращение, поэтому вы не только смущены, но и утратили осознанность, лишились основы Ригпы. Реагируя на эмоции подобным образом, вы лишь усиливаете их и ещё сильнее обвязываете себя цепями заблуждения.
Великая тайна буддизма открывается вам, когда вы проходите через иллюзии и понимаете их истинную природу, осознаёте яркое проявление энергии Ригпы. Когда вы научитесь делать это, смущающие эмоции не могут охватить вас и просто растворяются подобно тому, как бурные волны с ревом накатывают на берег, но потом отступают в безмятежный океан.
Согьял Ринпоче
5 апреля
Бесполезно ожесточаться и восставать против тех, кто обладает большим капиталом. Разумеется, богатые должны уважать бедных. И если богатые злоупотребляют властью, тогда бедные должны защищаться. Но культивирование зависти и подозрительности не приводит ни к чему хорошему. Если вы хотите разбогатеть, тогда вам лучше приложить усилия для того, чтобы получить хорошее образование, а не сидеть на диване и жаловаться. Главное — приобрести ремесло, которое позволит вам финансово ни от кого не зависеть.
Вообразите человека, к которому вы испытываете тёплые чувства, особенно если он страдает, испытывает боль. Во время вдоха воображайте, что с состраданием принимаете все его муки, всю боль, а во время выдоха мысленно посылайте ему своё тепло, здоровье, любовь, радость и счастье.
А теперь постепенно расширьте круг своего сострадания, чтобы сначала обнять других людей, к которым вы испытываете тёплые чувства, затем тех, к кому вы равнодушны, а потом и тех, кого вы считаете злыми, жестокими людьми. Позвольте своему состраданию стать вселенским, охватить всех наделённых чувствами существ без исключения.
Согьял Ринпоче
6 апреля
Я часто думаю о тысячах тибетцев, которые нашли убежище в Индии после моего изгнания. Они потеряли всё, даже собственную страну, и у большинства беженцев не было денег, крова и лекарств. Тибетцам пришлось строить свою жизнь с нуля в очень трудных обстоятельствах. У них были лишь палатки для защиты от жары и дождей. Им пришлось расчищать поляны в джунглях, где им разрешили поселиться, и умирали от сотен болезней, неизвестных в Тибете. И всё-таки лишь немногие потеряли надежду. С удивительной скоростью тибетцам удалось успешно преодолеть свои трудности и снова вкушать радость от самой жизни. Этот пример показывает, что с правильным отношением человек может быть счастливым даже при самых плохих обстоятельствах. Но если у нас нет душевного покоя, тогда мы обманываем себя мыслями о том, что роскошь и процветание принесут нам счастье.
В обычном уме мы воспринимаем поток мыслей как нечто постоянное, но в действительности это не так. Вы будете сами открывать, что между мыслями существуют промежутки. Когда предыдущая мысль миновала вас, а будущая мысль ещё не возникла, вы всегда найдёте промежуток, в котором проявляется Ригпа, природа ума. Итак, медитация призвана позволить мыслям стихнуть, сделать промежуток между ними более очевидным.
Согьял Ринпоче
7 апреля
Все мы можем усугубить материальную бедность духовной нищетой. Но лучше всё-таки культивировать положительное мировосприятие. Но это не значит, что человек больше не должен прилагать усилия для того, чтобы вырваться из бедности. Если вы жертва несправедливости, тогда боритесь за свои права до тех пор, пока не убедитесь в торжестве правды. Это очень важно. Одно из завоеваний демократических обществ заключается в том, что там каждый гражданин подчиняется закону. Всегда относитесь ко всем людям честно и справедливо.
Даже Будда умер. Его смерть была учением, чтобы потрясти наивных, благодушных и самодовольных, чтобы пробудить людей к пониманию того, что всё непостоянно, что смерть неизбежна. Умирая, Будда сказал: «Среди всех следов самые чёткие следы у слона. Среди всех медитаций, самая высшая это медитация осознания смерти».
Согьял Ринпоче
8 апреля
В наше время медицина добилась больших успехов. Но наше мироощущение по-прежнему играет главную роль в профилактике и устранении болезней. В этом нет никаких сомнений.
Тело и ум тесно взаимосвязаны, они влияют друг на друга. Поэтому никогда не теряйте надежду, как бы серьёзно вы ни заболели. Скажите себе, что от любого недуга всегда можно излечиться.
Жизнь это не что иное, как постоянные колебания между рождением, смертью и переходом, поэтому переживания бардо случаются у нас всё время, они составляют главную часть нашего психологического воспитания. Однако обычно мы забываем бардо и их промежутки, когда наш ум переходит от так называемой устойчивой ситуации к следующей ситуации. Мы привычно забываем переходы, которые непременно имеют место.
Все учения помогут нам что-то понять, каждый миг нашего опыта есть бардо. Когда проявляется какая-то мысль, эмоция исчезает, и проявляется суть ума. Особенно в мгновения коренных перемен учения делают нас осознанными, поистине подобными небу, и тогда у изначальной природы ума появляется возможность проявиться.
Согьял Ринпоче
9 апреля
Как бы серьёзно вы ни заболели, помните о том, что беспокоиться всё равно бесполезно. Тревоги лишь усугубляют уже ваши страдания. Я часто упоминаю индийского святого Шантидеву, который сказал: «Если решение есть, тогда какой смысл беспокоиться? Примените его к жизни. А если решения нет, тогда какой смысл беспокоиться?» Из-за своей тревожности вы будете страдать ещё сильнее.
Нас учат тратить свою жизнь на гонку за мыслями и проекциями. Даже когда мы говорим об «уме», мы ссылаемся только на мысли и эмоции. Когда исследователи начинают определять, что они считают умом, они обращают внимание только на его проекции. Никто никогда не смотрит в действительности на сам ум, на основу, из которой возникают все эти выражения, отсюда и все трагические последствия.
Согьял Ринпоче
10 апреля
Лучшая медицина это профилактика. Она имеет прямое отношение к тому, что мы едим и как обычно ведём себя. Многие люди злоупотребляют алкоголем и курением. Ради того, чтобы получить слабое и мимолётное удовольствие от вкуса и силы спирта и табака, люди подрывают своё здоровье. Некоторые вгоняют себя в болезнь из-за переедания. Я знаю буддистских практиков, которые поселяются в горной пещере и в одиночку практикуют там медитацию, и у них всё это время нет никаких проблем со здоровьем. Но как только они спускаются в долину и встречаются с родными и друзьями, чтобы встретить Новый Год или провести ещё какой-нибудь праздник, они уже не могут сдержать аппетит, наедаются до отвала и в результате заболевают.
Иногда вам нужно что-то считать истиной. Но если вы слишком цепко хватаетесь за это, тогда даже когда истина войдёт в человека и станет стучаться в вашу дверь, вы всё равно не откроете ей.
Гаутама Будда
11 апреля
Будда часто говорил своим монахам, что если они будут есть недостаточно, тогда их тела ослабеют. Так они совершат ошибку. Но Будда также говорил им, что если они станут жить среди обилия удобств, то растеряют все свои заслуги. Итак, Будда призывал нас уменьшать свои желания, довольствоваться тем, что уже есть у нас, и развиваться духовно, но в то же время следить за своим здоровьем. Не важно, ест человек слишком много или слишком мало, ведь в любом случае он неизбежно заболеет. Мы должны избегать крайностей в нашей обыденной жизни.
Неправильные воззрения и неправильные убеждения могут быть самыми губительными среди всех наших заблуждений. Разумеется, Адольф Гитлер и Пол Пот были убеждены в своей правоте. Тем не менее, все мы испытываем такую же опасную склонность, что и они, а именно приобретать убеждения, верить в них без тени сомнения и действовать согласно им, тем самым принося страдания не только себе, но и всем окружающим.
С другой стороны, суть учения Будды призывает видеть действительное состояние вещей,как они есть, это называется истинным воззрением. Такое воззрение объемлет всё на свете, ведь роль духовных учений заключается как раз в том, чтобы давать нам полную перспективу природы ума и реальности.
Согьял Ринпоче
12 апреля
Если у вас есть инвалидность, вы должны говорить себе, что в