своей сокровенной сути все мы одинаковые. Даже если вы не можете пользоваться некоторыми чувствами, всё равно ваш ум работает точно так же, как и умы других людей. Не падайте духом, воспитайте уверенность в себе. Вы человек, вы можете чего-то добиться в своей жизни.
Однажды я посетил школу для немых. Сначала мне показалось, что дети не могут полноценно общаться, как мы. Но в действительности они просто пользовались другими способами и могли учиться не хуже прочих школьников. В наше время даже слепые могут читать и писать с помощью компьютера. Некоторые слепые даже становятся писателями. Как-то раз я увидел по индийскому телевидению человека, который писал ногой. Он писал довольно медленно, но у него получалось выводить очень чёткие и ровные буквы.
Что нам «делать» с умом в медитации? Совсем ничего. Просто оставьте его в покое. Один мастер описал медитацию как «ум, который находится в пространстве, но которого нет».
Согьял Ринпоче
13 апреля
Что бы ни происходило, никогда не отчаивайтесь. Тот, кто говорит себе: «Я добьюсь успеха», обязательно достигнет своей цели. Но если вы думаете: «Это невозможно, мне недостаёт таланта, у меня никогда ничего не получится», тогда вас непременно постигнет неудача. Одна тибетская поговорка говорит: «Невозможно избавиться от бедности, утратив мужество».
Некоторые люди воспринимают смерть с наивной бездумной радостностью, так как полагают, будто по какой-то неведомой причине смерть принесёт и блага, что им не о чем беспокоиться. Когда я думаю о таких людях, то вспоминаю слова одного тибетского мастера: «Люди часто делают ошибку, легко относясь к смерти. Они думают, что смерть случается со всеми людьми, поэтому она не представляет собой значительное явление и становится вполне естественной. Им кажется, что с ними будет всё в порядке». Эта теория навевает приятные чувства, но только до момента самой смерти.
Согьял Ринпоче
14 апреля
Когда у родителей рождается беспомощный ребёнок, не нужно и говорить, что они переживут с ним минуты печали, тревоги и отчаяния. Но с другой точки зрения, забота о других людях это источник счастья и довольства. В буддистских священных писаниях мы читаем о необходимости сильнее любить тех, кто страдает и не может защитить себя. Чем больше мы помогаем таким людям, тем глубже наше удовлетворение, которое мы приобретаем оттого, что оказались им полезными.
Всякое субатомное взаимодействие предполагает разрушение первоначальных частиц и создание новых субатомных частиц. Субатомный мир это нескончаемый танец создания и разрушения, превращения массы в энергию, и энергии — в массу. Недолговечные формы мгновенно появляются и столь же стремительно разрушаются, бесконечно создавая вечно новую реальность.
Гари Зукав
15 апреля
Согласно неписанному закону, забота о других людях это наша лучшая практика. Если так случится, что в вашем доме или где-то поблизости живёт слабый, беззащитный человек, которого пленила какая-то неизлечимая болезнь, тогда подумайте об уникальной возможности, которая открывается перед вами. Радостно послужите этому человеку. Такое ваше поведение непременно будет благочестивым.
С другой стороны, если вы воспримете свою заботу о людях как постылую обязанность, тогда ваша деятельность будет незаконченной, и вы лишь напрасно создадите себе трудности.
С буддистской точки зрения фактическое переживание смерти имеет большую значимость. То, как и где мы переродимся, зависит главным образом от кармических сил. Состояние нашего ума в миг смерти может повлиять на качество следующего рождения. Итак, если мы в миг смерти, несмотря на большое количество разнообразных карм, которые накопили, предпримем особые усилия для того, чтобы вызвать добродетельное состояние ума, тогда мы сможем укрепить, усилить добродетельную карму и, таким образом, сформировать счастливое перерождение.
16 апреля
Смерть это высшая точка жизни, поэтому очень полезно подготовиться к ней. Мы должны размышлять о том, что смерть неизбежна. Нам следует осознать, что она представляет собой составную часть жизни, так как у жизни обязательно есть начало и конец. И бессмысленно пытаться избежать смерти.
Если такие размышления будут посещать нас ещё смолоду, тогда наступающая смерть не покажется нам неожиданным событием, ненормальным случаем. Мы сможем встретить её с иным настроем.
Все мы даже в человеческом мире обладаем индивидуальной кармой. Люди очень похожи, но мы воспринимаем мир по-разному. Каждый человек живёт в своём уникальном, отдельном, индивидуальном мире.
Калу Ринпоче сказал: «Если спят и грезят сто человек, то каждый из них будет грезить о своём мире. Каждое сновидение можно назвать настоящим, и было бы глупо утверждать, что сновидение одного конкретного человека настоящее, тогда как остальные сновидения ложны. Картина мира каждого человека складывается согласно тому, как карма строит его мироощущение».
Согьял Ринпоче
17 апреля
Справедливо будет сказать, что мы в своём большинстве не любим думать о смерти. Основную часть жизни мы проводим, накапливая вещи и реализовывая свои бесчисленные идеи, словно собрались жить вечно, как будто мы не знаем о том, что однажды (возможно, уже завтра или даже в следующий миг) оставим всё позади.
Недостаточно размышлять о непостоянстве. Вы должны работать с ней всю жизнь. Давайте проведём эксперимент. Возьмите монету. Вообразите, что она представляет собой объект, за который вы цепляетесь. Крепко сожмите монету в кулаке и вытяните руку, при этом ваша ладонь направлена к земле. Если теперь вы расслабите кулак, то потеряете то, за что цепляетесь. Поэтому вы сжимаете кулак.
Но есть и другая возможность. Вы в самом деле можете освободиться, продолжая удерживать монету. Ваша рука по-прежнему вытянута. Поверните ладонь наверх, чтобы она была направлена в небо. Разожмите кулак. Монета лежит на вашей открытой ладони. Вы освободились. Монета, как и раньше, принадлежит вам, хотя вокруг неё чистое пространство.
Мы видим, что действительно существует способ, которым можно принять непостоянство и одновременно получать удовольствие от жизни, ни за что не цепляясь.
Согьял Ринпоче
18 апреля
Согласно буддизму, очень важно готовиться к смерти уже сейчас, чтобы окончить свои дни в мире. Когда прекращается наша жизнедеятельность, грубый уровень сознания растворяется, и проявляется тонкое сознание, которое не нуждается в поддержке физического тела, предлагающее опытному практику уникальную возможность развить просветление. Мы находим в священных писаниях, особенно Тантре, множество методов медитации, которые подготавливают практика к моменту смерти.
Полностью расслабьтесь, приведите в состояние полного покоя свой истощенный ум, беззащитный перед нападками кармы и невротических мыслей, беспомощный перед неумолимой яростью бушующих волн в бесконечном океане самсары».
Ньёшул Кхен Ринпоче
19 апреля
Если вы религиозный человек, тогда в миг смерти должны укрепиться в своей вере и молиться. Если вы верите в Бога, тогда скажите себе, что несмотря на то, что оканчивать дни своей жизни грустно, всё же смерть это настолько глубокое явление, что её невозможно измерить. Такая мысль непременно поможет вам.
Кроме всего прочего, нам нужно питать свою подлинную самость (так мы можем называть свою природу Будды), потому что мы очень, часто делаем губительную ошибку, отождествляя себя со своим смущением и при его посредничестве вынося себе оценки и осуждая себя, что уменьшает любовь к себе, от чего мы и так уже сильно страдаем.
Мы обретаем живительную силу, когда воздерживаемся от искушения судить себя или учения, с юмором относясь к своему положению, осознавая, что в данный момент времени в нас, в одном человеке, словно бы живёт великое множество людей.
Мы воспрянем духом, если признаем, что хотя у всех нас есть громадные трудности, нам всё же известно о том, что в конечном итоге наши трудности нереальны, лишены вещественности и вовсе не такие непреодолимые, как мы поначалу решили.
Согьял Ринпоче
20 апреля
Если вы буддист и верите в перерождение, тогда для вас смерть это всего лишь перемена физического тела. Примерно также человек сбрасывает с себя старую одежду, когда она приходит в негодность, и надевает новую. Когда наше физическое тело уже не способно поддерживать в нас жизнь по каким-то внутренним или внешним причинам, приходит пора отказаться от него и принять новое тело. При таких обстоятельствах смерть не означает прекращение нашего существования.
Если в отношении ума мы знаем только то, что растворяется после нашей смерти, тогда мы не имеем никакого понятия о том, что продолжает существовать, не знаем о новом измерении более глубокой реальности природы ума. Поэтому для нас очень полезно познакомиться с природой ума, пока мы ещё живы. Только тогда мы подготовимся к тому моменту, Когда он сам спонтанно и мощно проявится в миг смерти. Учения советуют осознавать его «естественно, как ребёнок, который взбирается на колено матери». Пребывая постоянно в этом состоянии, вы в конце концов освободитесь.
Согьял Ринпоче
21 апреля
Когда мы рассуждаем о природе непостоянства, нам следует учитывать, что у непостоянства два уровня. Первый уровень грубый, и мы ясно различаем его. Это прекращение жизни или события. Но природа непостоянства, о которых рассказывают Четыре Благородные Истины, относится к более тонкому аспекту непостоянства, к преходящей природе существования.
Эго играет на нашем страхе потерять контроль и страхе перед неизвестным. Мы говорим себе: «Я должен поистине освободиться от эго, мне так больно. Но если я всё-таки освобожусь, что произойдёт со мной?»
Эго поёт: «Я знаю, что порой докучаю тебе. Я понимаю, почему ты хочешь оставить меня. Но разве ты хочешь именно этого? Подумай хорошо. Что станется с тобой, если я уйду? Кто присмотрит за тобой? Кто станет защищать и оберегать тебя, как это делало я все эти годы?»
Даже если мы осознаём лживость эго, то всё равно боимся отбросить его, так как без подлинного знания природы своего ума у нас нет альтернативы. Мы уступаем требованиям эго с той же прискорбной ненавистью к себе, с какой алкоголик тянется к выпивке, хотя знает, что она губит его, или наркоман глотает химические пилюли, хотя знает, что после непродолжительного вдохновения он ощутит лишь тоску и отчаяние.
Согьял Ринпоче
22 апреля
Размышляя о грубых уровнях непостоянства, мы сможем воспрепятствовать фокусировке нашего внимания на постоянстве или внешнем существовании нашей личности, иначе говоря самости, потому что именно цепляние за постоянство заставляет нас держаться за мимолётное, то есть за вещи и события лишь своей жизни. Перестав цепляться за скоротечные явления, мы сможем выше ценить практику ради будущих жизней.
Не торопитесь разрешить все свои сомнения и трудности. Мастера говорят: «Спеши не торопясь». Я всегда советую своим ученикам не тешить себя необоснованными ожиданиями, потому что для духовного роста нужно время. Вам потребуется несколько лет, чтобы сносно заговорить по-японски или стать врачом. Разве мы можем надеяться получить все ответы спустя несколько недель, не говоря уже о достижении просветления?
Духовное путешествие подразумевает беспрестанное обучение и очищение. Если вы знаете это, то становитесь смиренными. Послушайте известную тибетскую поговорку: «Не считай понимание реализацией. Не считай реализацию освобождением». Миларэпа сказал: «Не тешьте себя надеждами на самореализацию, лучше всю жизнь практикуйте».
Согьял Ринпоче
23 апреля
Независимо оттого, признаёт человек перерождение или нет, всё